Омская фирма «ФЭТ» завершила реорганизацию бизнеса, разделившись на две организации — «ФЭТ-Премиум» и «ФЭТ-Диалог». Вторая из них вошла в «Формулу-Холдинг», объединившись с новосибирским «Алкионом», кемеровским «Кора-Алко», новокузнецким «Кузнец-Алко», красноярской «Формулой», «Формулой-Абакан» и улан-удинским «Миром ресторанов и магазинов». В начале года холдинг подписал договор с компанией «IDS-Scheer» о внедрении во всех компаниях объединения единой компьютерной программы SAP ERP-класс. Об этом рассказал корреспонденту «КВ» Антону ОРЕХОВУ руководитель ФЭТа Ян СКОПИН. Впрочем тема разговора была о другом: ситуация на омском алкогольном рынке после кризиса.
— Как изменилась ситуация на алкогольном розничном рынке по сравнению с маем-июнем текущего года?
— По нашим данным, 45-50% индивидуальных предпринимателей закрылись или переориентировались на другие виды деятельности. Но то, что ИП запретили торговать алкоголем, на мой взгляд, правильное решение.
— Почему?
— ИП делятся на две категории: люди, которые извлекают прибыль из бизнеса, и люди, на которых оформляются юридические документы. И они практически всегда разные. У нас, например, есть несколько выигранных в суде исков к должникам — индивидуальным предпринимателям. Когда к ним пришли судебные приставы, то оказалось, что эти предприниматели — люди с крайне тяжелыми жилищными условиями. С них взять было нечего. В обществах с ограниченной ответственностью, ЗАО и других формах юридической деятельности установлен более жесткий контроль за отчетностью и бухгалтерией. Поэтому я считаю, что отрасль только выиграет от того, что с алкоголем будут работать грамотные специалисты и профессионалы.
— Как отрасль пережила алкогольный кризис?
— Чем крупнее был игрок на рынке, тем тяжелее ему пришлось. Мы, например, в середине июня изъяли из розницы продукции на сумму более 50 млн. руб. Наши коллеги в Екатеринбурге на начало июля имели дебиторскую задолженность в 200 млн руб., и им необходимо было в кратчайшие сроки собрать продукцию на эту сумму. Динамика была сравнима с продажами в новогодние праздники, только в обратную сторону: шел процесс изымания из розничных сетей огромных партий спиртных напитков. Сейчас ситуация более-менее стабилизировалась, наконец-то появились новые акцизные марки и идет процесс их нанесения на спиртные напитки. Но здесь есть некоторые нюансы. С импортным алкоголем до сих пор ситуация неясная — большое количество товара находится на таможне. Основную часть отечественных марок мы перемаркировывали в последние недели августа, хотя нам давалось два месяца. Теперь все уперлось в программное обеспечение, так называемую ЕГАИС — Единую государственную автоматизированную информационную систему.
— Что изменилось с введением Единой государственной автоматизированной информационной системы?
— Фактически сейчас каждая бутылка имеет свой персонифицированный учет, свой номер. На момент производства или ввоза на территорию России алкоголь должен был идентифицироваться, на бутылки должны были наноситься новые акцизные марки со штрих-кодом, а информация автоматически поступать в ЕГАИС. Далее при оптовой поставке производитель или импортер заносили информацию в систему, а поставщик в свою очередь заносил информацию о том, в какую розничную точку поступила продукция. Но так должна была работать система в идеале. Когда ее запустили, то оказалось, что не выдерживают линии связи, не хватало мощности компьютеров, сама программа давала сбои. Мы испытываем проблемы с кодами отечественных производителей и импортеров. Допустим, к нам приходит товар с определенными штрих-кодами, которые почему-то не совпадают с информацией в ЕГАИС. При доработке программы или ее обновлении вся информация теряется. После этого нам разрешили работать в ручном режиме. Предприниматели теперь сами ежедневно предоставляют в налоговую инспекцию накладные и информацию о том, каким поставщикам отправляют товар.
— Как долго будет идти процесс доработки программы?
— Не могу сказать. В автоматическом режиме ЕГАИС еще никогда не работала. Самое главное в этом — низкое качество бумаги акцизных марок. Стоит провести по штрих-коду рукой — он перестает читаться программой. К примеру, при уборке помещения в розничной точке случайно были задеты бутылки с новыми кодами. Приходит проверка, а акцизные марки в ЕГАИС не читаются. У магазина могут возникнуть серьезные проблемы. И от этого, как оказывается, никто не застрахован.
— Затраты на установку и обслуживание программы несут предприниматели?
— Да. На обслуживание программы уходит около 30 тыс. руб. в месяц. Помимо этого необходимо установить специальное оборудование, которое обойдется в 150 тыс. руб.
— Сколько сегодня алкогольной продукции находится на таможне?
— Только нашей продукции — на общую сумму порядка 40 млн руб. без учета акцизов.
— Что происходит с продукцией, не прошедшей перемаркировку?
— С 1 сентября она подлежит уничтожению. Мы уже уничтожили часть алкоголя — у нас 4 поставщика отказались оклеивать свою продукцию. Сейчас будем подавать на них в суд и требовать компенсировать убытки.