О первых результатах работы министерства государственно-правового регулирования рассказал его глава Александр БУТАКОВ 11 декабря 2006 года. «КВ» представляют своим читателям ответы министра на основные вопросы.
Об Административном кодексе
В 2006 году был принят Административный кодекс Омской области. Он один из первых в Российской Федерации. Институт административной ответственности — это мощный ресурс приведения закона в действие, единственное, здесь нужно быть осторожным в стремлении не устроить соцсоревнование по количеству правонарушений. На 1 декабря рассмотрено примерно 39 тысяч правонарушений, из них 33 тысячи прошли через административные комиссии. 29 тысяч — это денежные штрафы, 3 тысячи -административные предупреждения.
Главная задача административных комиссий — жесточайшее обеспечение прав граждан. Любое правонарушение, связанное с административным правом должно быть так же обеспечено, как судебное производство. И в этой части моя директива секретарям административных комиссий достаточно жесткая. Пусть будет количество дел меньше, но они должны максимально соответствовать закону. Здесь нам приходилось бороться с административным зудом. В одном административном округе меня не стали слушать, я просто расформировал эту комиссию.
Об административной реформе
Могу сказать, если в ближайшие годы реформа местного самоуправления не будет реализована, то возникнут многие вопросы по реализации российской государственности. Я никого не хочу пугать, просто этой действительно фундаментальный закон. Нашу сельскую администрацию поставили в ситуацию, когда нет налоговой базы, нет кадрового ресурса и т.д.
Но мониторинг опроса глав сельских поселений показывает, что люди двигаются вперед. Потому что они понимают, что если они двигаться не будут, то на всем можно ставить крест. Мы потратили массу сил для работы по информированию глав сельских поселений в правовой области. Я всегда подчеркиваю, что лицо власти — это нормативно-правовой акт. Большое внимание к слову, грамматике, стилистике. Когда читаю федеральные законы с грамматическими ошибками, то я убежден, что мы правы в том, что уделяем большое внимание грамотности написания нормативных актов. В подготовке глав муниципальных образований задействованы все юридические вузы города Омска. Хотя мы приходим к мысли, что лучше содержать одного юриста на два — три села. Потому что вряд ли мы сегодня добьемся, чтобы финансисты и юристы с высшим профессиональным образованием были в каждом сельском образовании.
Об Омском районе
Вопрос о внешнем управлении в Омском районедостаточно сложный, и, безусловно, курирование будет комплексным, потому что невозможно курировать только министерством ГПР и той рабочей группой, которую я возглавляю. В нашей стране местное самоуправление показывает одну тенденцию, которая зародилась не сегодня. Везде на определенных уровнях власти в силу разных причин явление иждивенчества развивается достаточно прогрессивно. Рано или поздно в этих вещах надо ставить точку и начинать какой-то процесс вспять. Поэтому те вопросы, которые были поставлены, когда правительство рассматривало социально-экономическое положение Омского района, своевременны, точны по своим ресурсам, в том числе правовым. Это будет наглядный урок руководителям других муниципальных районов. Омский район в силу своего географического положения, транспортных коммуникаций, размещения производительных сил один из самых благоприятнейших. И иметь такие индикаторы отрицательного развития, невозможно.
О мировой юстиции
Буквально на прошлом заседании Законодательного собрания были внесены изменения в закон о мировых судьях, у нас лежит заявка в Москве еще на 29 новых судебных участка. Таким образом, у нас будет примерно 120 мировых участка и мы получим наиболее реальный доступ граждан к системе отправления правосудия. За 9 месяцев, по статистике, было рассмотрено 83 тысячи дел. Нагрузка на мирового судью увеличивается, в 2005 году у нас было 6,2 дела в день на одного специалиста, сейчас мы дошли 6,6. Такой объем дел не может позитивно влиять на качество, поэтому нужно разгружать и понижать среднестатистистическую цифру по количеству дел.
Сегодня федеральный стандарт таков, что мировых судей нанимает судебный департамент в Верховном суде, они проходят через квалификационные экзамены, квалификационную коллегию судей при судебном департаменте ВС, а весь их аппарат контрактует министерство государственно-правового развития Омской области.
Думаю, что при этом как раз определенный элемент независимости и проявляется. Хотя я убежден, что мировые судьи должны избираться населением. И та сложная структура, которую составил федеральный стандарт, когда мировой судья — это федеральный служащий, а работники его аппарата — служащие субъекта РФ, не однозначна. Может здесь высшая степень независимости, а может здесь объективно заложен конфликтный интерес.
О ЗАГС и архивах
Весь контроль за деятельностью ЗАГСов в рамках осуществления им федеральных полномочий отдан Федеральной регистрационной службе. В ФРС появился отдел, там появились новые люди, понятно, что у них есть период становления, что у них есть определенный административный зуд. Мы к этому относимся спокойно. Так как разумный подход и с позиции министерства, и ФРС обеспечит лишь только качество административных услуг в отношении граждан. Конечно, возникают вопросы. Например, текущий контроль — что это такое? Когда он должен осуществляться? Раз в месяц? В неделю? Когда приезжают и начинают тебя проверять без всяких предупреждений, это всегда не любят. Чисто по-человечески. Может быть, ничего в этом страшного нет. Поверьте, не кокетничаю. Я всегда говорю «спасибо» прокуратуре и всем надзорным органам, за то массу энергии что они вкладывают в поисках наших блох. Это всегда хорошо для того, чтобы лучше работать.
Перед работниками архивного дела я всегда снимаю шляпу. Архив — это библиотека человеческой памяти, до сегодняшнего дня внимание архивному делу еще не в полной мере обеспечено. 6 июля мы забили первую сваю на Красном Пути, где будет государственный архив Омской области. Сегодня начинает монтироваться первый, второй, третий этажи.