Все рубрики
В Омске воскресенье, 28 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,7791    € 98,0270

Юрий РУСАКОВ, начальник Омской таможни: "Думаю, таможня найдет общий язык с омскими предпринимателями..."

12 февраля 2007 14:39
0
3109

В декабре 2006 года на должность начальника Омской таможни, которая была вакантна с отставки Александра КАНЦЕРА, был назначен полковник таможенной службы Юрий РУСАКОВ, приехавший из Иркутска. На прошедшей неделе новый руководитель главного таможенного органа региона согласился встретиться с корреспондентом «КВ» Николаем ГОРНОВЫМ и рассказал о себе, о своем видении проблем и задач, которые стоят сегодня перед российскими таможенниками, а так- же поделился первыми впечатлениями от Омска.

— Юрий Владимирович, что вам сразу бросилось в глаза, как новому руководителю Омской таможни?

— Первое впечатление — это само здание таможни. Думаю, что такому зданию позавидовали бы не менее 95% таможен всей России. Так что его нужно обязательно достраивать и доделывать. А если говорить о работе, то я сразу отметил необустроенность границы. Об остальном же говорить пока рано. Есть, конечно, вопросы и определенные процессы, которые, как я уже сегодня вижу, требуют некоторой корректировки. Незадолго до моего назначения завершилась комплексная инспекторская проверка Омской таможни и комиссией была выставлена удовлетворительная оценка. Но вообще Омская таможня считается, конечно, сложной...

— Почему? Большая протяженность границы?

— Причина и в протяженности границы, и, опять же, в ее необустроенности. Отсюда возникают различные факторы, связанные с деятельностью людей по незаконному перемещению товаров, грузов.

— Довольны ли вы теми результатами, с которыми Омская таможня завершила 2006 год?

— Если говорить о перечислении в бюджет таможенных платежей, то Омская таможня по этому показателю вышла на второе место по всему Сибирскому федеральному округу. В федеральный бюджет перечислено 47,7 млрд рублей, что на 21 млрд рублей больше, чем в 2005 году. Результат, я считаю, очень хороший. Правда, почти 95% платежей поступали в прошлом году от экспорта нефти и нефтепродуктов, а теперь таможенное оформление экспорта будет производиться не в регионах, а в Центральной энергетической таможне и в морских портах. В полном объеме заместить эти платежи, конечно, трудно. И работа нам предстоит большая. Мы приложим все усилия, чтобы наши участники внешнеэкономической деятельности, зарегистрированные в Омской области и производящие сегодня таможенное оформление в Москве, Санкт-Петербурге и в других регионах, вернулись к нам. Не скажу, что это будет просто, поскольку необходимо создать еще определенную инфраструктуру, но первые шаги в этом направлении уже сделаны. К нам уже вернулась, например, компания «Запсибхлебпродукт», которая ввозит импортную сельхозтехнику.

— А как вообще планируете строить взаимодействие с омским бизнес-сообществом?

— Будем взаимодействовать и в индивидуальном порядке, и на консультационных советах, которых в этом году запланировали провести минимум четыре. С участием, естественно, и администрации, и основных перевозчиков, таких, как железная дорога. Мы тоже заинтересованы в реализации инвестиционных проектов на территории Омской области, поэтому готовы со своей стороны оказывать предпринимателям максимальную поддержку. Готовы их консультировать по вопросам, связанным с таможенным оформлением. Так что, думаю, мы найдем с предпринимателями общий язык.

— В 2006 году было возбуждено много административных и уголовных дел, даже больше, чем в 2005-м. По каким причинам они чаще всего возбуждались?

— Административных дел было возбуждено 1593, уголовных — 48. Практически все административные дела были связаны с пресечением попыток недостоверного декларирования грузов. Порядка 700 нарушений — это попытки незаконного ввоза физическими лицами алкогольной продукции с территории Казахстана. На втором месте по количеству нарушений — заявление недостоверных сведений при ввозе плодоовощной продукции. По этим же нарушениям возбуждались в основном и уголовные дела. И 10 уголовных дел возбуждались по фактам ввоза наркотических веществ и лекарственных средств.

— Часто ли обращаются предприниматели в суды с исками на неправомерные действия таможенников? И какое количество исков вы проигрываете?

— Количество дел, по которым выносятся решения не в пользу таможни, составило порядка 30%. Это в рамках допустимых 50%. В основном они были связаны с недоработками инспекторов. Указаны неточные сведения и так далее. Но есть вопросы принципиальные, с которыми сталкиваются сегодня все таможни. Это связано с корректировкой таможенной стоимости. В этой категории мы проиграли в прошлом году порядка 19% дел, что тоже не выходит за рамки.

— В чем суть подобных споров?

— Когда лицо перемещает товар и заявляет цену, которая не подтверждается документально или по нашей ценовой информации является заниженной, то таможенный орган вправе произвести свою оценку, по своим методикам, и вправе принять решение о корректировке таможенной стоимости. С чем не всегда, естественно, соглашается владелец перемещаемого товара. Но это давняя проблема, она решается сегодня на самом высоком уровне. Совершенствуются и наши методики. Так что с каждым годом необоснованных решений по корректировке таможенной стоимости становится все меньше.

— Периодически СМИ озвучивают факты коррупции в таможенных органах. В чем, на ваш взгляд, ее первопричина — сами таможенники вымогают взятки или предприниматели их навязывают?

— Если говорить о крупных фирмах, серьезных участниках внешнеэкономической деятельности, то они в принципе работают только легально и никогда не пойдут ни на какие сделки, не будут пытаться договариваться с инспектором неформально. Но есть и другие предприниматели, бизнес которых основан на, скажем так, не совсем легальных схемах. Я не могу, конечно, поручиться за каждого работника таможни — их более 700 человек. Но могу сказать, что в таможенных органах сегодня утверждена и действует антикоррупционная программа. Мы реагируем на каждый сигнал. Лучше, как я считаю, лишний раз провести профилактику, чем бороться с последствиями. Ведется жесткий отбор и на первичном этапе, когда мы только принимаем людей на работу. Сегодня прием на работу в таможенные органы — это довольно сложный процесс. Каждый кандидат проходит и через процедуру конкурса, и через обязательные проверки нашей службы собственной безопасности. С каждым кандидатом я беседую и лично. И только потом принимаю решение.

— Разница между пунктами пропуска российскими и казахстанскими весьма заметна. Как же быть с техническим обеспечением таможенных постов?

— В общем да, в тех местах, где мне приходилось бывать на российско-казахстанской границе, я видел лишь вагончики. А иногда даже и вагончиков нет. Это действительно серьезная проблема. Но сегодня вопросам обустройства границы уже начинает уделяться внимание. Причем есть несколько вариантов решения проблемы. Один из вариантов — это обустройство совместных российско-казахстанских пунктов пропуска. А если говорить конкретно об Омской таможне, то у нас до 2010 года запланировано строительство двух пунктов пропуска — в Исилькуле и Ольховке. Уже в этом году выделяются деньги на подготовку проектно-сметной документации.

— Остались ли еще долги по таможенным платежам с дефолта в 1998 году?

— Долги есть, но я не думаю, что они как-то связаны с дефолтом. Накопление долгов произошло в большей степени за период с 1999-го по 2002 год. Мы работаем с этими долгами, взыскиваем их по решению суда. Естественно, в тех случаях, когда их вообще возможно взыскать.

— До назначения в Омск вы возглавляли Наушкинскую таможню. Чем она отличается от омской?

— Начнем с того, что Наушкинская таможня — это одна из старейших в стране. Расположена она на границе с Монголией, имеет в своем составе два таможенных поста и 9 пунктов пропуска. По численности, естественно, меньше омской, но если вспомнить историю, через Наушкинскую таможню еще с 18 века шла оживленная торговля с Китаем.

— А сейчас движение товаров в Наушках оживленное?

— Судите сами, в России сегодня два основных железнодорожных узла, через которые происходит перемещение грузов в Китай и из Китая. — это Забайкальск и Наушки. В Наушках объем, конечно, в два раза меньше, чем в Забайкальске, но на юг Китая оттуда самый короткий путь.

— Если не секрет, где сегодня Александр КАНЦЕР, который возглавлял Омскую таможню до вас?

— Он по собственному желанию уволен из таможенных органов, сейчас проживает и работает в Москве. Где именно — я не знаю.

— Новый руководитель обычно начинает решать кадровые вопросы. Уже есть кадровые изменения в Омской таможне?

— Прошло слишком мало времени, а я стараюсь не делать скоропалительных выводов. Если увижу, что есть люди, которые нарушают сплоченную работу коллектива таможни, по ним будут, естественно, приняты решения.

— Большая текучесть кадров в Омской таможне?

— Точной оценки я еще не проводил, но могу сказать, что при мне, то есть фактически за два месяца, уволились только двое. Но при этом было принято на работу значительно большее количество людей.

— Ваша семья уже переехала из Иркутска?

— Да, семья уже здесь, в Омске. Я перевез семью во время новогодних праздников. Думаю, что в Омске мы освоимся быстро. Город чем-то очень напоминает Иркутск. Единственное, что он больше, а так есть и места похожие, и улицы, и дома. У меня лично от города только положительные впечатления. Плюс ко всему я давно не ходил на хоккей с шайбой, а тут попал на три матча «Авангарда». Эмоции, когда сидишь на трибуне, бьют через край. И вообще приятно, когда живешь в городе, где есть команда, которой гордится фактически вся Россия.

— А кроме хоккея куда еще хотели бы сходить?

— Я люблю и в театр сходить, и в боулинг сыграть. Когда вот проходил не так давно мимо Театра драмы, увидел на афише «Утиную охоту». Обязательно посмотрю. Мне очень нравится эта пьеса Вампилова. Но это чуть позже, а в первую очередь в планах посещение Музыкального театра. К сожалению, времени для досуга очень мало, поэтому приходится выбирать.

— Спасибо вам за интересную беседу и успехов на новом месте.

Юрий Владимирович родился 21 ноября 1970 года в городе Екатеринбурге. До 1986 года жил в Кемерове, где окончил 8 классов. Среднюю школу окончил уже в Иркутске. С 1988-го по 1993 год учился в Иркутском политехническом институте, где получил специальность инженера-теплоэнергетика. Сразу после вуза поступил на работу в таможенные органы. С 1994-го по 2000 год возглавлял разные подразделения Восточно-Сибирского таможенного управления. С 2000 года занимал руководящие должности в подразделениях Восточно-Сибирского региона Сибирского таможенного управления. В 2005 году руководил организационно-аналитическим отделом Иркутской таможни. В апреле 2006 года был назначен на должность начальника Наушкинской таможни, которую и возглавлял до назначения в декабре 2006 года начальником Омской таможни.

Полковник таможенной службы.

Женат. Сыну 9 лет.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.