На предложение предпринимателя МАКШЕЕВА встретиться с коллегами откликнулся лишь один игрок рынка оптовой торговли канцтоварами — «Торговый дом „Канцелярские товары“. Это, по словам экспертов рынка, крупнейшее в своем сегменте предприятие в регионе, обеспечивающее более половины объемов поступающей в наш регион канцелярской продукции. Присутствующие на встрече розничные торговцы признали, что в ТД „Канцелярские товары“ они закупают от 10% до 100% продукции. Кроме того, торговый дом ведет мелкооптовую и розничную торговлю, в частности, в структуру ТД входит салон элитной канцелярии „Паркер“ на улице Орджоникидзе. Другие операторы рынка — фирмы „Леонард“ (ИП РЫБАКОВА И.Е.), „Комус-Иртыш“ (филиал крупной московской сети „Комус“), „Крафтлайн“ (специализируется на бумаге) — своих представителей на встречу канцелярщиков по каким-то причинам не отправили.
Более заинтересованными в конструктивном разговоре с партнерами и конкурентами по бизнесу оказались розничные продавцы — канцелярские сети „Азимут-М“, „Степлер“, „Марка“, торговый дом „Логос“ (офисная канцелярия), а также ряд частных предпринимателей, имеющих точки в различных торговых комплексах города. Всего, по оценке одного из предпринимателей, участники встречи в совокупности представили лишь порядка 10% розничного рынка канцтоваров в Омске.
Работая в минус
Кризисной назвал ситуацию на канцелярском рынке директор ТД „Логос“ Сергей ПОНОМАРЕВ: „Я давно наблюдаю кризис на канцелярском рынке и почти ушел с него, оставив в своем бизнесе лишь один, наиболее рентабельный, на мой взгляд, сегмент — офисную канцелярию. А в целом прибыль в канцелярской отрасли сейчас стремится к нулю“. Причины кризиса, как отметил ПОНОМАРЕВ, философские — любая отрасль примерно раз в 15 лет переживает такой момент. „В определенный период отрасль становится прибыльной, и люди направляют туда капиталы, насыщают отрасль, и она снова приходит в упадок на 3-5 лет“, — пояснил Сергей Витальевич. Сравнивая уровень продаж за три последних года, предприниматели признавали, что их продажи упали — у кого-то вполовину, у кого-то на 10-30%.
В ожидании сезона
Период с апреля по июнь для канцелярщиков — время минусовых продаж. Но за эти два месяца торговцы успевают подготовиться к наступающему сезону — продумать ценообразование, подготовить штат, выстроить ассортиментную политику. Мнения участников рынка относительно начала и конца сезона разошлись, но единогласно было решено, что самый пик торговли приходится на конец августа — начало сентября — время так называемых школьных базаров. „Мы всегда ждем от сезона многого, а когда он наступает, количество розничных торговцев неимоверно возрастает за счет лоточников и палаточников. Оптовые цены лояльны к таким сезонникам, а нам, предпринимателям, постоянно находящимся на этом рынке и несущим огромные затраты на содержание магазинов, сезонники мешают нормально работать и в плане ценообразования, и в плане ассортимента (выставляют прошлогодний товар)“ — посетовала Ирина ЛОЖКИНА, директор сети канцелярских минимаркетов „Степлер“. По подсчетам Владимира МАКШЕЕВА, постоянно в городе канцтоварами торгует порядка 600-700 лотошников и палаточников. Такие предприниматели, по словам участников встречи, лавируют, направляют свои деньги в разные отрасли, в зависимости от сезона, и при минимальных расходах отнимают прибыль у тех, кто работает на рынках постоянно. Один из „сетевиков“ выход из ситуации нашел: „В этом сезоне я буду договариваться, ставить палатки там, где находятся мои магазины, буду перекрывать этот рынок самостоятельно“. Но не все присутствующие согласились пойти на это. По словам предпринимателей, это было бы для них шагом назад — прежде всего относительно уровня сервиса. По мнению одного из участников встречи, бороться со стихийными местами торговли бесполезно: „Сегодня одни обжигаются, завтра в поисках легких денег приходят другие“.
Другой тон дискуссии задал представитель ТД „Канцелярские товары“» «Школьный базар будет всегда, это пик. Никогда те предприятия, что есть в течение года, не обеспечат потребностей покупателя в этот сезон». Розница с таким заявлением не согласилась, заверив, что омские магазины канцтоваров могут обслуживать в два раза больше покупателей, чем обслуживали ранее в сезон торговли.
Еще одно наблюдение предпринимателей состоит в том, что часто канцтовары в лотках и палатках продаются дороже, чем в специализированных магазинах. По словам одного из игроков рынка, в подсознании людей существует стереотип, в соответствии с которым товар на рынке дешевле, чем в магазине. «И когда клиенты приходят после посещения оптовки к нам в магазин, начинают сожалеть, зачем они потратили время и деньги на базаре», подтвердила частная предпринимательница Инна ШУМИХИНА.
Тетради за 70 копеек
«Зелененькая» тетрадка в «Ашане» стоит 70 копеек", сказал один из участников беседы (имея в виду обычную тетрадь в 12 листов, которая в Омске стоит порядка двух рублей). Выводы присутствующие сделали сами: проблема сезонников вскоре отпадет сама по себе, а опасаться надо другого «монстра» — иногородних сетей, которые приедут со своей логистикой и со своей нереально низкой для омских предпринимателей наценкой (к примеру, у «Ашана» наценка составит всего 3-4%). В качестве оппозиционеров, способных «задавить» в Омске в ближайшем будущем среди прочих и канцелярский рынок, назывались «IKEA», «Лента», «Ашан». Между тем, как отметил один из предпринимателей, в Москве все эти сети работают давно и канцелярщиков меньше не стало, просто перераспределились сегменты между участниками рынка. Как сказала предпринимательница Ирина ВОЛКОВА, «магазинам нужно учиться продавать канцелярию дорого, хватит себя не уважать». «Мы же не удивляемся, что килограмм колбасы стоит 200 рублей, мы каждый вечер спокойно оставляем в продуктовом магазине 500 рублей, но считаем что папка на 40 файлов за 70 рублей — это очень дорого», посетовала госпожа ВОЛКОВА.
Итого
Кроме неясности общей стратегии развития рынка назывались собравшимися и более частные, насущные проблемы. Это и нехватка кадровая, так как продавцы уходят во вновь открывающиеся ТЦ и ТК, и ассортиментная недостача (оптовикам не удается охватить все новинки ассортимента, а розница не может набрать по новинкам объем, необходимый для скидки), и сроки подвоза товара (все розничные торговцы желают получать товар утром). Прозвучала даже идея создания логистического центра, но желающих взять на себя расходы по его содержанию не нашлось. Хотя неструктурированность рынка доставляет немало проблем мелким предприятиям, каждому из которых приходится оплачивать услуги специалистов по закупу, маркетингу, складские и транспортные услуги. Представители ТД «Канцелярские товары» о своем видении развития рынка в целом и о своей стратегии развития в частности пока предпочли не говорить, но по прошествии двух недель дали розничным операторам свое согласие огласить ценовую политику на новый сезон. Инициатор мероприятия Владимир МАКШЕЕВ подвел такой итог: «Хотелось бы, чтобы наши встречи вылились в создание какого-то неформального клуба, для обмена информацией между его участниками, для того, чтобы мы могли и дальше цивилизованно развивать свой бизнес, противостоять и иногородним операторам, и дилетантам на рынке».
Как сказал один из участников обсуждения по прошествии нескольких дней, «на этой встрече мы что-то похоронили». По словам Владимира МАКШЕЕВА, это «что-то» — иллюзия того, что можно работать на канцелярском рынке с прежним подходом.