Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Сергей ТЕПЛЯКОВ, учредитель сети центров мобильной электроники "Цифроград-Омск": "Я не технический человек и даже на телефоне пользуюсь тремя кнопками"

20 июня 2007 18:42
0
5774

В прошлом году омская сеть «Цифроград» набрала хороший темп, выросла почти на половину, уверенно обошла всех конкурентов и продолжает бурно развиваться. Сегодня в Омске и области работает уже 50 салонов, а до конца года компания планирует увеличить их количество еще как минимум на треть. О своих планах, об особенностях омского рынка сотового ритейла и о себе корреспонденту «КВ» Николаю ГОРНОВУ рассказал омский предприниматель и владелец компании «Цифроград-Омск» Сергей ТЕПЛЯКОВ.

— Сергей Вадимович, как вам удается так быстро развиваться на столь «тесном» рынке? В чем секрет?

— Во-первых, в команде, конечно. Кстати, люди, которые со мной начинали, и до сих пор работают. Я им доверяю полностью и практически не трачу времени на контроль. Успех бизнеса от одного человека зависеть не может. Сам я всегда был скорее драйвером, лидером. Во-вторых, мы никогда не делали работу как-нибудь или даже просто хорошо. Мы всегда старались быть лучшими, применять собственные ноу-хау. Будь это хоть ремонт в магазине, хоть установка программного обеспечения. Из всех крупных сетей мы единственные, кто изначально работал со старыми телефонами, и до сих пор единственные, кто широко предлагает такую услугу, как зачет старого телефона в счет приобретения нового. В-третьих, «Цифроград-Омск» почти единственная сеть мобильной электроники, у которой большая часть торговых площадей в собственности. Остальные сети предпочитают аренду.

— Но арендовать всегда проще. Не понравилось место — съехали...

— После того что произошло в августе 98-го, я навсегда запомнил, как аренда может погубить бизнес. Тогда у меня все магазины были в аренде и я за месяц отдавал порядка 0 тысяч только арендной платы. После кризиса торговли не стало вообще, но арендную плату все равно приходилось отдавать. И это было невероятно обременительно. Именно поэтому, когда мы начинали создавать сеть центров мобильной электроники, то с самого начала я попытался открываться на собственных площадях. Как только рассчитался со старыми долгами, взял кредит в 0 тысяч и купил первые три квартиры, чтобы сделать из них магазины. А на сегодняшний день собственных магазинов уже порядка 30, и капитализация сети, по оценкам банка, — млн. Причем это весьма ликвидный актив. Вот уже два-три года на него есть несколько претендентов. Но я считаю, что в продаже бизнеса нет необходимости.

— Ваш проект по расширению в районы области связан с тем, что в Омске уже все ниши заполнены?

— Нет, в Омске тоже есть перспективы. Я думаю, что к Новому году наша сеть в Омске вполне может увеличиться еще на 5-10 салонов. Как бы ни был насыщен рынок, все равно изменения происходят, ниши освобождаются. Сотовый ритейл невероятно труден. На открытие одного салона связи с торговой площадью в 30-40 кв. метров нужны примерно те же инвестиции, как и для открытия продовольственного магазина с торговой площадью в 300 кв. метров. Кроме того, сотовый ритейл требует еще и высокопрофессионального персонала, и сложного программного обеспечения, да и сам рынок мобильной электроники изменяется и модифицируется так быстро, как никакой другой. Практически каждые полгода правила игры полностью меняются.

— А как вообще получилось, что из «модного» бизнеса вы оказались в сотовом ритейле?

— Почти случайно. Когда в августе 98-го я потерял абсолютно все, остались только огромные долги, из которых, к счастью, большая часть была банковская, то практически два года только тем и занимался, что возвращал эти долги. Мы тогда продали все, что у нас с женой было, зато я не просрочил ни одного дня по выплатам. А в 1999 году был открыт маленький комиссионный отдел сотовых телефонов в СКК им. Блинова. Не скажу, что было легко. Ведь на самом деле я совершенно не технический человек. Даже на своем мобильном телефоне я до сих пор пользуюсь только тремя кнопками: включил, выключил, просмотрел записную книжку.

— При этом у вас самая большая в Омске сеть салонов мобильной электроники...

— А может ли министр экономики быть министром сельского хозяйства? Наверное, может. В экономике-то он разбирается, а особенности конкретного производства, видимо, не столь важны.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы у омского сотового ритейла? Не опасаетесь, что этот рынок подомнут под себя федеральные сети бытовой электроники?

— Сегодня омский рынок, безусловно, близок к насыщению. Будут ли приходить на него новые игроки? Думаю, что будут. Со временем появятся и международные игроки, а рынок однозначно изменится. Через пять лет, как я думаю, он измениться вообще до неузнаваемости. Скорей всего расширятся форматы, сотовый ритейл вполне может слиться с другими сегментами потребительского рынка. А насколько мы будем востребованы — покажет время. Но на сегодняшний день мы справляемся, как видите.

— Требования к вам у владельца франшизы жесткие?

— Требования на сегодняшний день такие: оставаться в формате и поддерживать имидж брэнда «Цифроград» на должном уровне. Мы их выполняем полностью. А имидж брэнда в Омске, что подтверждается и статистикой, с которой можно ознакомиться на сайте «Цифрограда», один из самых высоких среди всех регионов присутствия. Мы никогда не ставили во главу угла прибыль и всегда старались идти покупателям навстречу. Хотя это очень непросто бывает. Когда человек покупает компьютер, он же не требует его заменить на новый, если у него появилась проблема с программным обеспечением. Ноутбук не становится хуже, если в нем переустановили оболочку Windows. А сотовый телефон сегодня — это тот же мини-компьютер. Практически 80% ремонтов — это лишь замена программного обеспечения.

— Если не секрет, насколько часто покупатели обращаются на вас с исками в суды?

— Специфика бизнеса такова, что зачастую продавцу предъявляются претензии, связанные с результатом неправильной эксплуатации телефона, поэтому иски бывают, но проиграть в них довольно сложно. Но вообще-то мы стараемся решить все проблемы, не доводя до суда. Есть прецеденты, когда точно было известно, что в поломке телефонов были виноваты сами покупатели, тем не менее мы и тогда пошли им навстречу.

— Вы заходите в магазины конкурентов как покупатель?

— Конечно. Оцениваю, какое место мы занимаем на рынке. Это нетрудно на самом деле. Стоит зайти в два-три магазина, увидеть ассортимент, посмотреть, как работают там продавцы-консультанты, и сразу все становится понятно.

— Один из самых болезненных вопросов в сотовом ритейле, насколько я знаю, — кадровый...

— В общем-то, да. Продавцами и консультантами в салоны связи идут, как правило, молодые люди. Жизнь их в силу возраста бурно меняется. Отсюда и текучка. А на обучение и подготовку хорошего специалиста требуется минимум полгода. У некоторых наших конкурентов вопросы обучения персонала выстроены, конечно, очень хорошо, нужно отдать им должное, но при этом и режим работы сродни шахтерскому. У нас более мягкий подход к персоналу. Я даже не могу объяснить почему. Может, потому что мы омская компания и нам нет необходимости выстраивать такую жесткую вертикаль управления. Соответственно, и текучка у нас меньше.

— Вообще-то редко кто из собственников бизнеса решается доверить его управление другим...

— Я и сам понимаю, что лучше всего мне удается не роль управленца, а именно роль лидера. Я всегда на драйве и где-то смело, а где-то просто нагло веду коллектив к очередной цели. А вот руководить текущей деятельностью компании — это не для меня. Я сегодня считаю себя больше не управляющим, а строителем, как ни странно. Когда мы в прошлом году открыли порядка двадцати магазинов, из которых пятнадцать, как минимум, были собственными, то непрерывно приходилось что-то строить и перестраивать.

— Ваша жена Татьяна управляет сетью магазинов «Бикини». Трудно в одной семье двум предпринимателям?

— Конечно, трудно. Но в бизнес жены стараюсь не вмешиваться. Татьяна активно развивает выбранное направление и предпочитает делать это самостоятельно. Правда, вопросы, связанные с инвестициями, как правило, мы решаем вместе. Салоны «Бикини Instylе» тоже открываются на собственных площадях. Сегодня в сети уже порядка 10 магазинов. Скоро откроются еще два.

— Нет желания заняться чем-то помимо «Цифрограда»?

— Есть. Две недели назад я открыл агентство недвижимости «Пятый легион». Активов становится много, и появляется необходимость в профессиональном управлении этими активами. Да и вообще хочется попробовать себя в разных направлениях. Издавать журнал, например, или открыть свой ночной клуб. У меня в середине 90-х была разработана очень интересная концепция, которую я просто не успел тогда реализовать. Надеюсь вернуться к этой идее в будущем году.

— Не опасаетесь, что не удастся реализовать все планы?

— Если говорить откровенно, я по натуре своей вообще не бизнесмен. У меня слишком много качеств, которые бизнесу совершенно противопоказаны. Меня всегда прельщали психология и медицина. Спорт люблю. Тренируюсь каждый день. Летом — велосипед, зимой — горные лыжи. В этом году поставил на лыжи практически весь офис «Цифрограда». А что касается опасений, то я в чем-то даже благодарен августу 98-го. Именно тогда я понял, что мнить себя кем-то, как минимум, глупо. Завтра или послезавтра ты можешь оказаться вообще никем. И никто даже не вспомнит, как тебя звали. Бизнес непредсказуем.



Сергей ТЕПЛЯКОВ (биография)

Сергей Вадимович родился 3 января 1967 года в Омске. После окончания средней школы был призван в армию. С 1985-го по 1987 служил в танковой дивизии в Томской области. После увольнения из СА поступил на юридический факультет Омского государственного университета. По окончании вуза в 1992 году несколько лет отработал адвокатом. Специализировался на уголовных делах. Параллельно с работой адвокатом занимался и бизнесом.

В 1996 году, когда вместе с партнером основал сеть магазинов «Высокая мода», из адвокатуры ушел окончательно. К 1998 году был открыт и меховой салон, и большой комплекс красоты, который занимал почти весь третий этаж СКК им. Блинова. После августовского дефолта 1998 года все бизнесы вынужден был закрывать и продавать, чтобы рассчитаться по валютным кредитам. За полтора года вернул все долги банку. В 1999 году вместе с другим партнером открыл комиссионный отдел в СКК им. Блинова, на базе которого открылся первый в Омске салон связи.

С 2000 года количество сотовых салонов стало расти, а с 2004 года, после приобретения франшизы, сеть стала работать под федеральным брэндом «Цифроград». Сегодня в Омске и области работает уже 50 центров мобильной электроники. В конце мая открыл собственное агентство недвижимости «Пятый легион».

Жена Татьяна управляет сетью салонов «Бикини Instylе». Сыну Никите 18 лет — учится в Омском юридическом институте.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.