Монтаж оборудования на новом хлебозаводе, который будет выпускать продукцию под торговой маркой «Румяновъ», завершится в августе. А в сентябре компания планирует уже запустить производство на полную мощность — 40 тонн хлеба и хлебобулочной продукции в сутки. Об этом и о других планах нового хлебопекарного предприятия корреспонденту «КВ» Николаю ГОРНОВУ рассказал директор ЗАО «Румяновъ» Руслан ЕВТИХОВ.
— Руслан Олегович, когда заработает ваш хлебозавод?
— Пробный пуск планируем сделать в августе, а в сентябре наше производство заработает на полную мощность — 40 тонн хлеба и хлебобулочных изделий в сутки. В настоящее время все производственное оборудование уже поступило и проходит процедуру таможенного оформления. В конце июля планируем начать монтаж, наладку и настройку. Все работы будут выполнять специалисты из Германии. У нас все хлебопекарное оборудование — от лучших мировых производителей: Wachtel GmbH, AT-Hefele, Rheon GmbH. Все производственные процессы максимально автоматизированы и компьютеризированы.
— Каковы инвестиции в этот проект?
— Довольно существенные — порядка 8 млн евро. Окупаемость — 5-7 лет. Причем в состав учредителей предприятия вошла и немецкая компания Wachtel GmbH — ведущий мировой производитель хлебопекарного оборудования.
— То есть немцам принадлежит часть акций ЗАО «Румяновъ»?
— Именно так. Омский проект — это для Wachtel GmbH вообще первый опыт совместного предприятия в России. Но у меня с ними давний опыт сотрудничества и хорошие отношения. Так что решение о совместном производстве руководство компании принимало в большей степени из-за того, что они уверены во мне лично как в менеджере. Вообще, если честно, идею строительства современного хлебозавода мне подсказали мои немецкие партнеры несколько лет назад, когда я был еще генеральным директором ОАО «Хлебник». И когда двое из них посетили Омск, я им показал омские хлебозаводы. Они были очень удивлены состоянием и оснащением хлебозаводов. В тот момент у меня и зародилась мысль о необходимости строительства в Омске современного хлебозавода. Несколько лет я потратил на подготовительную работу. Побывал почти во всей Германии, смотрел немецкие хлебозаводы, искал проектные организации. И вот теперь мы вплотную подошли к реализации этого проекта.
— Где расположено ваше производство?
— На территории ПО «Полет». Мы не стали строить здание с нуля, а приобрели существующее и полностью санировали. Площадь производственного здания — почти 4,5 тысячи квадратных метров.
— Хлебный рынок Омска, в общем-то, заполнен на 100%. Свободную нишу найти не так просто...
— Весь вопрос в том, чем заполнен омский рынок. По моему мнению, все хлебозаводы, которые работают сегодня на территории Омской области, выпускают фактически неконкурентоспособную продукцию. Они построены в 60-х годах прошлого века, обладают изношенным оборудованием и пользуются хлебопекарными технологиями пятидесятилетней давности. Ничего не имею против этих технологий — на тот момент они были хороши и соответствовали предпочтениям советских людей. Но на сегодняшний день эти технологии категорически устарели. Именно поэтому, на мой взгляд, в Омске нет хлеба, вкус которого запоминается. У нас продается просто хлеб. А весь остальной мир за эти годы ушел далеко вперед.
— В какую сторону ушел?
— В сторону полной автоматизации и компьютеризации. У нас именно так и будет. Все заявки автоматически обрабатываются компьютером, который направит заказ непосредственно на производственное оборудование. И выпекаться будет столько хлеба и в таком количестве, на которое поступили заявки от торговых сетей. Мы использовали только самые новые разработки, которые появились на рынке в последние два года. У нас есть такое оборудование, которого нет сегодня даже на хлебозаводах в самой Германии. Можно смело сказать, что наш завод будет на сегодняшний день самым современным за Уралом. К тому же полная автоматизация позволяет до минимума снизить зависимость от человеческого фактора.
— То есть от недисциплинированности работников?
— Совершенно верно. Технолог может разработать самую хорошую рецептуру, но тестовод, к примеру, по ошибке положил меньше соли. Или не вовремя воду залил в тесто. Или вместо двух минут вымешивал восемь минут. И не через три часа тесто ушло на расстой, а через два, поэтому оно не успело выбродить. А выпекали батон не 40 минут, а 50. В результате и рецептура правильная, а батон получился несъедобным. У нас такая ситуация исключается. Грубо говоря, у нас и изюм не украдешь, и с количеством соли не ошибешься. Компьютер жестко контролирует каждый технологический процесс. Если закладка не соответствует рецептуре, то автоматика просто не позволит включить тестомес. Важны, как я считаю, и условия, в которых работают люди. Я не понимаю, как может выпекать качественный хлеб человек, у которого грязная одежда или он не имеет возможности принять душ перед сменой. Это звучит примитивно, но на самом деле в вопросе качества не бывает мелочей. Для производства важно все. В том числе и достойная оплата работников. Я давно понял, что невозможно жить комфортно, если вокруг тебя люди живут плохо. Значит, нужно создавать комфортные условия не только для себя лично, но и для всех. А комфортная жизнь — это достойная зарплата, комфортные условия труда и удовольствие от результатов этого труда.
— Насколько я знаю, почти все омские хлебозаводы занимаются сейчас техническим перевооружением и начали постепенно обновлять свои линии...
— Проблема в том, что в старое здание современную производственную линию установить невозможно в принципе. Разве что какие-то отдельные фрагменты заменить на новые. Но ветхие брюки, как вы сами знаете, не спасти даже самыми новыми заплатками. В одном месте ее поставишь, а ткань рвется рядом. А в итоге ветхие брюки все равно невозможно использовать по назначению.
— Почему, кстати, ТМ «Румяновъ», а не ТМ «Сибирский пекарь», как вы планировали изначально?
— Решили, что все прошлое, кроме опыта, лучше оставить в прошлом. За последние полтора года мы проделали очень большую работу, так что сегодня уже можно говорить о рождении новой торговой марки, которая готовилась специально под этот проект.
— Будут ли у ЗАО «Румяновъ» собственные торговые точки?
— Да, мы планируем открыть ряд хлебных магазинов-бутиков, формат которых развит в европейской части России. Они будут оснащены печками для выпекания хлеба прямо на месте.
— С кем-то из ритейлеров уже есть договоренность?
— Пока нет. Но, думаю, наша продукция торговле будет интересна. Мы тщательно изучили западный опыт работы с торговыми сетями и переняли весь опыт логистики. Ритейлерам понравится точность и быстрота, с которой мы будем осуществлять доставку продукции. А заявки будем принимать и через Интернет. Мы будем использовать удобные пластиковые лотки европейского стандарта, которые экономят складские площади. У нас компьютеризированная система логистики, а все автомобили «Форд Транзит», которые будут развозить продукцию по торговым сетям, оборудованы системой спутниковой навигации. У нас даже маршруты доставки будет моделироваться компьютером. Опоздание с доставкой будем расценивать как ЧП.
— А какой у вас предполагается ассортимент?
— На нашем оборудовании можно производить практически любой хлеб. Самое главное, что можно быстро перенастраиваться, так что ассортиментный ряд будет максимально широкий. Будут и привычные позиции, которые производят другие хлебозаводы, появятся и новинки. И мощность наших упаковочных линий, кстати, рассчитана на полный объем производства — на все 40 тонн.
— Но у каждого хлебозавода есть и отличия в ассортименте...
— Ничего подобного. На хлебопекарных предприятиях существует базовый набор продукции из 10-15 позиций. Все остальное — это незначительные вариации одних и тех же рецептур. Могу привести простой пример. У автомобиля Audi существует тысячи вариантов комплектации, тем не менее это один и тот же автомобиль, а не тысяча разных. Так и в хлебопечении. Линейка продукции на всех омских хлебозаводах одинаковая. Все работают по ГОСТам.
— Почему же вкус получается разный?
— Все дело в разнице технологий, а также в высокой степени зависимости качества продукции от человеческого фактора. У нас в связи с высокой степенью автоматизации производства данная зависимость будем минимальная.
— Успех на рынке зависит еще и от ценовой политики. Можно выпекать самый вкусный хлеб, но продавать его очень дорого...
— В данный момент наша ценовая политика находится на стадии разработки, но мы понимаем, что хлеб — стратегически важный продукт, он просто должен быть качественным и по доступной цене.
— А как быть с фиксированными ценами на хлеб массовых сортов? Все уверяют, что такие ограничения снижают рентабельность хлебного производства.
— Я всегда был противником всяких дотаций. Проблема производителей хлеба в неэффективности производства, а не в том, что власти зафиксировали отпускную цену.
— Что, кстати, с тем участком на Левом берегу, где вы планировали построить хлебозавод?
— От этих планов никто не отказывается. Площадка на Левобережье будет освоена, но немного позже — на втором этапе. Там будет хлебозавод производительностью уже 100 тонн в сутки, который мы будем строить в консорциуме с немецкими и голландскими компаниями. Проектное финансирование будет вести голландский банк.
— В какие сроки, если не секрет?
— Предварительные договоренности с генподрядчиком уже есть, и есть желание начать строительство летом 2008 года. А насколько это желание совпадет с действительностью — зависит от результатов первого этапа.
— Свой проект вы представляли полтора года назад в Берлине. Насколько вам была важна поддержка власти?
— Да, действительно, договоренность о строительстве хлебозавода в Омске была подписана в ходе официальной презентации Омской области в Берлине, которая проходила в ноябре 2005 года при поддержке Министерства экономики Германии. В той презентации принимали участие члены правительства Омской области, были и первые лица области и города. Что касается поддержки, то она важна, конечно. Она ведь может выражаться не только в деньгах или бюджетных гарантиях. У власти сегодня есть и другие реальные рычаги для того, чтобы помочь развитию местного бизнеса. И омская власть это понимает. Существует такой стереотип, что Омск — не самый лучший город для развития бизнеса, и чтобы бизнес развивать, нужно у «кого-то» спросить разрешение или у «кого-то» попросить помощи. Мы опровергаем этот стереотип, Омск — привлекательный город и для иностранных инвестиций, и для развития крупных проектов. И пример — вот он, новый хлебозавод европейского уровня, который заработает через два месяца.