Все рубрики
В Омске суббота, 27 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 92,0134    € 98,7187

Алексей СТРАГИС, директор ООО "Финам-Омск"Иногда клиентов приходится выводить из диллингового зала, чтобы они не совершили необдуманных действий"

12 сентября 2007 15:52
0
5982

Когда два месяца назад представительство ИК «Финам» в Омске возглавил бывший директор омского филиала ООО «Брокеркредитсервис» Алексей СТРАГИС, вопросов было больше, чем ответов. Неоднозначно отнеслись к кадровой ротации и участники рынка. На прошлой неделе Алексей СТРАГИС согласился встретиться с корреспондентом «КВ» Николаем ГОРНОВЫМ и рассказать о том, почему он оставил успешный проект, которому посвятил семь лет, чтобы возглавить представительство компании, которую все считали аутсайдером на омском рынке.

— Алексей Юрьевич, что подтолкнуло вас в 2000 году сменить сферу деятельности. Вы ведь не работали до того на фондовом рынке?

— Вообще-то, первое знакомство с финансовым рынком произошло у меня в 1993 году, когда Сибирский международный инвестиционный банк открыл дилинговый центр для работы на рынке FOREX. Я тоже открыл счет и даже пытался торговать, но все в итоге завершилось не очень удачно. Тот дилинговый центр тоже довольно скоро пришел в упадок, поскольку и деятельность такая была в то время не совсем законной, и терминалов никаких не было. Чтобы поставить заявки, нужно было дозвониться в Нью-Йорк, что само по себе удовольствие не из дешевых. Но именно тогда я и понял, что тяготею к финансовой сфере. И как только появилась такая возможность, я не раздумывая принял предложение БКС. Компания только начинала свое развитие, и филиал в Омске появился в числе первых. В то время почти одновременно открылись, если мне не изменяет память, три филиала — в Иркутске, в Красноярске и в Омске.

— Омский филиал БКС, как мне кажется, развивался достаточно успешно. Как вам удалось «раскачать» рынок? Если не ошибаюсь, вы ведь первыми стали проводить обучающие семинары?

— Первыми, да... На самом деле фондовый рынок — он и до сих пор «тяжелый». Многие и сегодня не понимают механизма инвестиций в ценные бумаги. Честно скажу, мы в то время даже мечтали о конкуренции, чтобы хоть с кем-то разделить тяготы «просветительской» работы. Ведь конкуренты чем хороши? Они тоже дают рекламу и рассказывают, что такое фондовый рынок, что представляют собой акции, облигации, какова миссия финансовых структур и для чего они вообще нужны. Через организацию просветительской работы мы пришли к идее обучающих семинаров. Тогда поняли, что для подавляющего большинства словосочетание «фондовый рынок» ассоциируется с загадкой. И БКС — слово-загадка. Так что если размещать прямую рекламу, то она будет состоять из сплошных загадок. Первая рекламная акция, которую мы запустили в 2000 году, стоила нам очень дорого. Месяц мы крутили красивый рекламный ролик, а к нам в результате не пришел ни один человек. Потом открыли дневные курсы, за ними вечерние — и дело пошло. Заодно и сотрудники филиала поднимали свой теоретический уровень, когда готовились к проведению этих семинаров. Позже к проведению обучающих семинаров подключились и конкуренты. И это тоже хорошо. Чем больше обучающих программ, тем лучше. Люди, бывает, прослушают курс у одного брокера, а потом приходят работать к другому. Переток клиентов — это нормальный процесс. Так что не важно, кто проводит обучение. Главное, чтобы оно проводилось. Большим достижением для нас было получение лицензии на право ведения образовательной деятельности в рамках открываемого Института повышения квалификации специалистов финансового рынка, учредителями которого стали ведущие специалисты компании. Чем большее количество людей будет понимать, что такое фондовый рынок, тем лучше для всех, кто на этом рынке работает.

— Почему же вы оставили БКС и ушли в «Финам». Считаете, что на прежнем месте достигли потолка?

— Достиг потолка или нет — сказать сложно. Но в плане IT-технологий и информационных продуктов для инвесторов эта компания, на мой субъективный взгляд, лидирует на сегодняшнем рынке. К тому же руководство «Финама» поставило нам интересные задачи. Поэтому я и согласился. И не только я, из БКС перешла вся наша команда.

— И какие именно задачи были поставлены?

— Открыть представительство инвестиционного банка, например. «Финам» — это на сегодняшний день единственная инвестиционная компания, которая предлагает и банковские продукты. Причем они связаны с фондовым рынком. Простой пример: клиент открыл у нас брокерский счет, свободные деньги инвестировал в акции, а через некоторое время ему понадобилось что-то купить. Что делать? Можно, конечно, продать немного акций. Но бывает, что момент для продажи бумаг не самый подходящий, а деньги нужны срочно. Вот для таких случаев инвестиционный банк «Финам» и предлагает кредитные продукты под залог ценных бумаг. Получить этот кредит очень просто. Каждому нашему клиенту мы бесплатно выдаем пластиковую карту MasterCard, с помощью которой в любом банкомате клиент «Финама» может снять необходимую ему сумму. Этой картой можно рассчитаться и в магазине за покупку. Единственное ограничение: сумма кредита не может превышать 60 % от средств, находящихся в ценных бумагах.

— А какая ставка по такому кредиту?

Эффективная ставка — 22 % годовых. Это одна из самых низких эффективных ставок по России. Для активно работающих клиентов ставка может снижаться до 17 %. При этом и акции у клиента остаются, и необходимую покупку он сделает. А в течение года он может гасить только проценты, а основной долг вернуть банку, когда ситуация на рынке станет максимально благоприятной для продажи его акций.

— Первые месяцы в «Финаме» вас не разочаровали?

— За последние два месяца клиентская база ООО «Финам-Омск» выросла уже в три раза. Обороты тоже растут.

— За счет перетока клиентов из БКС?

— Нет конечно. Мы привыкли работать интенсивно, тем более что омский рынок способен дать новых клиентов и без перетягивания клиентов из БКС, хотя такой переход и имеет место. Но это объясняется тем, что очень многие клиенты привыкли работать именно с нашей командой, и это их право... Как известно, клиентская база БКС за 2006 год удвоилась, по нашим оценкам это произошло благодаря и созданному институту, качественное обучение в котором позволило подготовить активного и грамотного инвестора. Наши клиенты знают сотрудников института, предоставляемые ими услуги и эффективные образовательные программы, поэтому, возможно, и доверяют нам.
В настоящее время институт объединил свои силы с учебным центром ФИНАМ, крупнейшим в стране, что тоже, возможно, увеличивает фактор доверия. К тому же мы не ждем, когда люди сами придут в наш учебный центр, мы выезжаем к ним на предприятия, рассказываем о возможностях, которые дают фондовый рынок, паевые инвестиционные фонды и пенсионная реформа.

— А какой массовый продукт предлагает «Финам»? Свои ПИФы у компании есть?

— У «Финама» есть очень интересные фонды с неплохой доходностью. Просто компания по каким-то причинам не сильно их продвигала. Был даже момент, когда «Финам» вообще чуть не упустил рынок. Но с начала этого года в компании произошли серьезные изменения. Сменилось руководство управляющей компании «Финам». Сменились коллективы в нескольких представительствах. В этом году планируется открыть 11 полноценных представительств инвестиционного банка. В том числе и в Омске.

— Чем, на ваш взгляд, омский рынок отличается от других?

— Дело в том, что у нас нет таких крупных местных эмитентов, как на Урале, например, или в том же Красноярске, где есть и ГМК «Норильский никель», и Красноярская ГЭС, и многие другие компании. Акции даже лучших омских эмитентов можно отнести только ко второму эшелону.

— С весны на российском рынке акций неспокойно. Наверное, в таких условиях нелегко привлекать новых клиентов?

— На растущем рынке работать намного проще — это понятно. А когда рынок начинает «проседать», то и новые клиенты приходят редко, и у неопытных инвесторов возникают вопросы. Мы к этому уже привыкли. В такие моменты нашим сотрудникам приходится брать на себя даже роль психологов. Мы объясняем, рассказываем об истории, демонстрируем графики изменения фондовых индексов за последние 5-7 лет. Как правило, помогает. А более опытным инвесторам наша помощь уже и не нужна. Они научились воспринимать периоды коррекции как время распродаж в магазинах: покупай — подешевело!

— А были случаи, когда ваши клиенты слишком сильно рисковали и теряли все свои деньги?

— Вообще мы для того и работаем, чтобы такого не происходило. Мы и обучаем клиентов, и консультируем при необходимости. И даже прибегаем, бывает, к крайним мерам. Приходилось даже волевым решением прерывать торги некоторым клиентам и выводить их из дилингового зала, чтобы они немного «остыли» и не совершили необдуманных действий. Нормальный брокер не допустит, чтобы его клиенты разорялись. Если бумаги сильно подешевели, то не обязательно их продавать за любые деньги. Даже если ценная бумага сегодня ничего не стоит, это все равно актив. Никто сегодня не знает, как будут развиваться события в будущем. Вполне возможно, что через определенное время инвесторы не только вернут свои деньги, но еще и будут в плюсе.

— Есть в Омске те, кто живет только фондовым рынком?

— Активные спекулянты есть, хотя именно в Омске их не так много. Большая часть наших клиентов — это вообще обычные люди, часто очень занятые на работе, и даже те. у которых нет значительных свободных средств. Они участвуют в торгах периодически, стараясь не нарушать основного рабочего ритма, или просто используют свои брокерские счета для накопления.

— На ваш взгляд, количество людей, вовлеченных в фондовый рынок, может увеличиться в несколько раз?

— Конечно. В Омске более миллиона жителей. А тех, кто инвестирует средства на фондовом рынке, по приблизительной оценке около 3,5 — 4 тысяч. Причем вместе с пайщиками ПИФов, которые составляют большинство. Так что в Омске весьма значительные резервы для развития инфраструктуры фондового рынка.

— А хобби у вас есть? Или работа поглощает все свободное время?

— Хобби у меня много времени не отнимает. Я собираю, например, работы Татьяны БУГАЕНКО — нашей омской художницы. Это моя очень давняя знакомая, и у меня сейчас собралась очень приличная коллекция ее картин. Последние полтора года увлекся бонистикой — коллекционированием старых ценных бумаг. Это современные акции стали бездокументарными, а раньше их печатали на бумаге. Есть в моей коллекции и довольно интересные экземпляры 19 века. Они уже считаются раритетными. Есть у меня даже подделки тех времен. Они тоже очень красивые и очень качественно сделанные. И свою коллекция я не прячу. Все экспонаты выставлены в нашем офисе, в учебном классе. При желании их может посмотреть каждый. Хочется, чтобы люди знали свою историю.
Кроме того, есть и профессиональное увлечение, которое связано с разработкой и анализом различных биржевых стратегий и их автоматизацией, что, надеюсь, выльется в хорошую диссертационную работу.

Биография
Алексей Юрьевич родился 7 февраля 1966 года в городе Томске, но вскоре вместе с родителями переехали в город Сорск Красноярского края, куда отца пригласили главным геологом горно-обогатительного комбината. В Сорске окончил и среднюю школу, после чего в 1983 году приехал в Омск и поступил на механико-технологический факультет Омского политехнического института. В 1988 году, по окончании вуза, попал по распределению на Омский электромеханический завод, где год отработал инженером-конструктором в отделе главного конструктора.

В 1989 году уволился с завода и ушел в бизнес. Возглавил фирму, которая занималась торгово-посреднической деятельностью. До 1995 года специализировался на парфюмерной продукции, после чего фирма перепрофилировалась на поставку строительных материалов и подрядные строительные работы. С 1999-го по 2000 год руководил коммерческим отделом Омского государственного технического университета, а весной 2000 года его пригласили возглавить Омский филиал новосибирской брокерской компании «Брокеркредитсервис». С 2003-го по 2005 год учился в Московском институте экономики и права, где получил второе высшее образование уже по специальности «Финансы и кредит».

В июне 2007 года принял предложение руководства инвестиционной компании «Финам» и возглавил омское представительство компании — ООО «Финам-Омск».

Женат. Трое детей. Старшая дочь учится в ОГИС, старший сын в 11 классе, а младшему сыну недавно исполнился год.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.