При лимите 40% на акции у негосударственных пенсионных фондов по пенсионным накоплениям — порядка 6% вложений, по пенсионным резервам – около 10%.
В рамках Финансового конгресса Банка России-2024 состоялась пленарная сессия «Долгосрочные ресурсы для экономики – ключевой приоритет развития финансового рынка». Представляем читателям выступление не ней первого заместителя председателя Банка России Владимира ЧИСТЮХИНА:
— Традиционных инструментов развития рынка капитала недостаточно, и в течение последнего времени было принято определенное количество решений регулятивного, организационного характера, которые позволяют стимулировать розничных инвесторов, потому что они являются основой рынка – на них приходится примерно 50% размещений. В обороте они занимают еще большую долю – около 80%.
Среди принятых решений стоит упомянуть программу долгосрочных сбережений, индивидуальные счета третьего типа, соответствующие страховые программы – речь идет о долевом страховании жизни. Донастраивается негосударственное пенсионное обеспечение и накопительное страхование жизни. Стимулов много: единый налоговый вычет до 400 тысяч рублей, в определенных инструментах софинансирование со стороны государства.
Что касается проблематики, то первая тема связана с дополнительными стимулами для институциональных инвесторов: все-таки именно они, как нам кажется, должны быть якорем рынка капитала и могут привнести туда достаточный объем ресурсов. Они намного лучше, чем розничные инвесторы, отвечают за ценообразование и лучше защищают свои права как акционеры.Цифры показательны: при лимите 40% на акции у негосударственных пенсионных фондов по пенсионным накоплениям порядка 6% вложений, по пенсионным резервам – около 10%. Это говорит о том, что существующей настройки сегодня недостаточно, для того чтобы пенсионные фонды использовали все свои возможности для вложений в акции. Более критическая картина у страховщиков жизни. Если посмотреть внимательно, как они участвуют в IPO, то увидим что это десятки миллионов рублей – не более того. То есть акции их не интересуют. Очевидно, что облигационный рынок в этом смысле намного более привлекательный. Нужно подумать, что мы дополнительно можем сделать для того, чтобы инвестиции шли именно в акционерный капитал.
Второй момент – важно обеспечить доверие миноритарных акционеров к тем компаниям, в капитал которых они входят. Это подразумевает прозрачность деятельности компании, которая нужна для оценки ее перспектив, ее фактического статуса. Необходимы открытая дивидендная политика, чтобы инвесторы понимали возвратность своих вложений, и отсутствие нарушения прав миноритариев.
Последние два года, к сожалению, выдались, скажем корректно, крайне сложными с точки зрения высокого уровня соблюдения или выполнения этих трех составляющих. И конечно, мы понимаем, что необходимость защиты от санкций, реструктуризации бизнеса, собственности многих корпораций привели к снижению защищенности миноритарных акционеров, и даже готовы объяснять эту целесообразность, но, тем не менее, нужно потихоньку возвращаться назад.
Я считаю, нам нужна консолидированная позиция правительства, Центрального Банка, прокуратуры, судебных органов, направленная на долгосрочное обеспечение прав добросовестных акционеров. Без этого, боюсь, вперед двигаться будет очень сложно.
Еще один аспект связан с налоговой реформой. Идут большие налоговые изменения, и мы видим, что под общую гребенку иногда попадают льготы, которые были предоставлены в отношении определенных секторов финансового рынка, связанных как раз с длинными деньгами. Конечно, было бы правильно не потерять существовавшие стимулы. Здесь у нас, я считаю, хороший диалог с Министерством финансов РФ, когда мы пытаемся объяснять целесообразность сохранения тех или иных позиций. Надеюсь, что решение в итоге будет положительным.
Роль банков в этих процессах не исчерпана, они остаются ключевыми участниками финансового рынка. Несмотря на то, что у них есть структурные ограничения, их пассивы короткие и зачастую до востребования, тем не менее уже были обозначены несколько направлений деятельности, которые создают стимулы как для удлинения этих пассивов, так и для придания им большей срочности. Это и вопросы, связанные с дополнительным гарантированием по долгосрочным вкладам и безотзывным сберегательным сертификатам, и с нормативами внесения средств в Агентство по страхованию вкладов.
Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 7 августа 2024 года.
Фото с сайта ifcongress.ru