Банки охотно открывают индивидуальным предпринимателям и компаниям овернайт депозиты.
Продолжаем публикацию выступлений со II юридического форума для предпринимателей «Безопасный бизнес», организованного Омским региональным отделением общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Слово — партнеру по работе с ключевыми клиентами БКС Мир инвестиций Илье ЕГОРОВУ (на фото):
— Риск – вероятность наступления событий с позитивными или негативными последствиями в результате действия или бездействия. Вы скажете: «Как же так, риск всегда со знаком минус!» Но нет, просто когда мы получаем неожиданные приятные бонусы, списываем это на свою исключительность. Сколько раз ваши сделки складывались лучше, чем вы ожидали? Это пример риска со знаком плюс, к которому относится и инвестирование. Собственно, доходность инвестиций и берется из риска – высокой доходности без риска не существует.
Я очень часто общаюсь с предпринимателями и столь же часто сталкиваюсь с тем, что они вообще ничего не сберегают, весь их капитал находится в бизнесе. Причем так порой поступают даже владельцы компаний с миллиардными оборотами. Но что останется от капитала, если с бизнесом что-то случится? Обязательно надо подстраховываться.
В вопросах инвестиций очень важно не завышать ожидания. Предприниматели почему-то считают, что, вынимая деньги из бизнеса, они тем самым обкрадывают себя, поскольку бизнес может расти 40–50% в год, а капитал дает всего 15–20% прироста. Но с капиталом также как и с зачеткой: первые годы ты работаешь на него, уже потом он на тебя. Ощутимая отдача начнется только по прошествии пяти-семи лет. Это не спринт, а марафон.
В сохранении капитала я бы рекомендовал использовать консервативные инструменты (банковские, фондового рынка), ведь основной заработок идет от бизнеса. Сохранение денег не равно их преумножение. В банках деньги не растут! Потому что доходность банковских инструментов всегда ниже инфляции.
Банки охотно открывают индивидуальным предпринимателям и компаниям овернайт депозиты – краткосрочные депозиты между рабочими днями (между понедельником и вторником, между пятницей и понедельником). Они удобны тем, что ночью вы деньгами не пользуетесь, а банк работает ими, платя вам выгодной процентной ставкой – на уровне ключевой ставки или чуть ниже (на1-2%). Настоятельно рекомендую присмотреться к этому инструменту. У нас 104 выходных дня плюс государственные праздники – около 140 нерабочих дней «набегает». Именно эти 140 дней вы можете эффективно зарабатывать, краткосрочно размещая свои средства в овернайт депозитах. Если можете держать деньги дольше, применяйте банковские депозиты – замечательный инструмент для операционной деятельности.
Поизучайте работу фондов денежного рынка: так вы выйдете на рынок капитала напрямую, минуя посредничество банков, и разместите деньги в займы на короткий срок. Целесообразно также формировать портфель из облигаций для юридических лиц, получая доходность до 27% годовых. Космические деньги, которые позволяет зарабатывать текущая ключевая ставка!
Если ваш бизнес завязан на импортно-экспортные операции, обязательно изучите вопрос хеджирования валютных рисков. С помощью этих инструментов вы можете зафиксировать выгодный курс и сконвертировать деньги через три месяца, например, или полгода. Все крупные компании – «Газпром нефть», «Лукойл», «Роснефть» и прочие – пользуются ими. Но эти инструменты также доступны и малому бизнесу.
Единственный способ максимально обезопасить себя от потерь – стабильно повышать собственный уровень знаний, образованности, компетенций. Понимать, что растянутая во времени средняя доходность по финансовым инструментам, по бизнес-сделкам лучше, чем однократный большой куш.
Дарья СМОЛЯНОВА, первый заместитель руководителя ГУ ФССП по Омской области: «Общий оборот исполнительных производств в течение этого года уже превысил 1,2 млн»:
— Служба судебных приставов – крайняя инстанция, которая на законном основании может помочь взыскать денежные средства. При этом законом четко предусмотрено, что это не панацея. Хорошо, когда на этапе судебных разбирательств должники не вывели имущество из собственности, а мы можем на этапе исполнительного производства арестовать, получить денежные средства, но практика, к сожалению, порой складывается иначе. Поэтому очень важно, идя к этапу исполнительного производства, до вынесения решения суда заявлять об обеспечительных мерах в виде наложения ареста на определенное имущество, определенные суммы денежных средств, которые есть на счетах у должников.
Если вы находитесь на правах взыскателя, занимать твердую позицию, что вы предъявили исполнительный лист, а дальше приставы делают все самостоятельно, немножко неправильно, на мой взгляд. И у взыскателя, и у должника есть как права, так и обязанности. Как в ходе следствия: оно быстро и правильно придет к своему логическому завершению, если будет собрана доказательная база, показания свидетелей. В рамках исполнительного производства ровно так же: насколько оперативно взыскатель донесет до исполнителя, судебного пристава, информацию об имуществе, которое есть у должника, предъявит свои права на это имущество не путем подачи жалоб, обращений, на которые 30 дней нужно ждать ответа, а именно в рамках прямого взаимодействия, настолько успешно пройдет взыскание.
Очень важно понимать: судебный пристав по закону – профессионально независимое лицо, и он самостоятельно в рамках исполнительного производства определяет перечень и объем действий, которые будет совершать. У него нет прямой обязанности направлять запрос, является ли должник держателем акций, зарегистрирована ли у него спецтехника и так далее. В зависимости от деятельности должника мы, конечно, прощупываем его, делаем дополнительные запросы, но все-таки основные подсказки идут непосредственно от взыскателя. Взыскатель обладает юридическим правом получить сведения через налоговую о наличии счетов в кредитных организациях у должника, получить сведения о его трудоустройстве.
Общий оборот исполнительных производств в течение этого года уже превысил 1,2 млн. Взыскиваемые нами суммы год от года растут несмотря на то, что права должников сегодня, на мой взгляд, в абсолютной степени защищены. Кстати, должникам не нужно бояться идти к приставам. Сейчас не 1990-е, мы не коллекторы, работаем исключительно в рамках законодательства. Должник может указать на имущество, на которое следует обратить взыскание в первую очередь. Чем быстрее и должник, и взыскатель войдут в контакт с судебным приставом, тем меньше создастся напряжения, не понадобится подключать органы внутренних дел для розыска должника и его имущества.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты “Коммерческие вести» от 30 апреля 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ