Другого рецепта прийти к долгосрочным ресурсам, кроме как через достаточно длительный, но необходимый период высоких процентных ставок – нет.
Продолжаем представлять выступления на пленарной сессии «Долгосрочные ресурсы для экономики – ключевой приоритет развития финансового рынка» в рамках Финансового конгресса Банка России-2024 состоялась. Вот еще несколько выступлений:
Анна БЕЛОВА, научный руководитель Исследовательского центра системных трансформаций МГУ им. М. В. Ломоносова: «Вопрос не в принуждении эмитентов и инвесторов выходить на рынок, вопрос в создании и поддержании открытой экономики с конкурентоспособными экономическими агентами»:
— У нас огромное количество государственных компаний, которые, по идее, могли бы стать поэтапно эмитентами. С другой стороны, крупные компании сегодня думают о делистинге. Это понятно, потому что любое раскрытие информации приводит к тому, что компании и их дочерние общества начинают испытывать санкционное давление и попадают в список SDN, проваливаются в своем росте.
Инвестору и розничному, и институциональному нужен горизонт, нужна прогнозируемая дивидендная политика. Мне кажется, одно из возможных направлений движения – диверсифицированный подход к разным группам компаний. Потому что для больших компаний уравнение баланса сдержек и противовесов, эффективности развития и прозрачности одно, для средних другое, а для малых – третье. Поэтому меры поддержки могут быть структурированы в зависимости от категории и стадии зрелости компании. Например, если компания из условно верхнего котировального списка, обеспечивать ей один круг льгот, потому что есть уверенность в устойчивости ее бизнеса. Если компания растущая и она очень хочет выйти на биржу, понимать при этом, насколько велики риски для инвестора. Нужно учитывать цикл зрелости Гартнера, рост и корректировку иллюзий, управлять этим процессом.
Я очень люблю пословицу «Лошадь можно подвести к воде, но ее нельзя заставить пить». Вопрос не в принуждении эмитентов и инвесторов выходить на рынок, вопрос в создании и поддержании открытой экономики с конкурентоспособными экономическими агентами. Я сейчас замечаю тренд на высших уровнях: давайте, так сказать, не плодить конкурентов, второй лишний, давайте унифицировать государственную поддержку. Впрямую это позволит решить краткосрочные задачи, но не долгосрочные. Иначе мы будем заливать топливо в лодку, которая все равно утонет. В любом случае нам нужно поддерживать конкурентоспособность экономики, а развитие фондового рынка – это длинная история и мы не должны сделать серьезных драматических ошибок.
Я абсолютно согласна, что у нас есть внутренние ресурсы. Это действительно очень важная история для эмитентов даже в сегодняшних условиях, когда мы уменьшаем раскрытие информации в силу объективных причин, – уметь о себе говорить в рамках площадок советов директоров. Может быть, не докладывать официально в пресс-релизах о своих развернутых планах, но рассказывать, куда двигается компания, может ли она в течение пяти лет поддерживать заявленный темп роста. Представлять не просто текущий анализ аудитора, а длинный горизонт с забросом вперед. Это может серьезно помочь рынку.
Михаил МАТОВНИКОВ (на фото), старший управляющий директор – руководитель центра финансовой аналитики ПАО «Сбербанк»: «У большинства компаний выручка растет опережающими темпами – многие абсолютно спокойно могут оплачивать достаточно высокие процентные ставки»:
— Проблема отсутствия долгосрочных ресурсов в российской экономике – это не проблема отсутствия каких-то институтов, это прежде всего проблема высокой и волатильной инфляции. В этом смысле снижение инфляции является критическим энейблером для того, чтобы мы сократили российский дисконт – он не только геополитический, во многом он носит чисто макроэкономический характер. Другого рецепта прийти туда, кроме как через достаточно длительный, но необходимый период высоких процентных ставок – нет. Мы пробовали валютные коридоры и другие варианты, но в современной парадигме это все-таки путь, который обладает наименьшими негативными макроэкономическими последствиями.
Вообще говоря, в любой экономике 80% долгосрочных ресурсов – это ресурсы долговые. Рынок акций имеет в этом смысле вспомогательный характер. Происходит размещение и облигаций, и акций, что доказывает: спрос существует. Существует по очень простой причине: инфляция является следствием роста цен, которые повышают участники рынка, у компаний растет выручка. То есть многие абсолютно спокойно могут оплачивать достаточно высокие процентные ставки.
Если посмотреть на динамику оборотов бизнеса, B2B обороты растут вдвое быстрее, чем обороты компаний, работающих в потребительском секторе. В большинстве отраслей происходит улучшение именно из-за того, что выручка растет опережающими темпами, отношение кредитного портфеля к выручке компаний находятся на стабильном уровне. Никакого обвала из-за жесткой денежно-кредитной политики не происходит. Этот период совершенно необходим, чтобы мы достигли цели. Без этого периода мы гарантированно не получим от капитализации фондового рынка даже 50% ВВП.
Что касается вывода российских компаний на IPO, на мой взгляд, надо как можно больше снизить для них бремя публичности в условиях санкций, сделать встречные шаги: упростить условия участия в тендерах, снизить государственные, налоговые и прочие проверки и так далее.
Анатолий АКСАКОВ, председатель Комитета по финансовому рынку Государственной Думы РФ: «Предлагаю снять ограничения на количество договоров, которые заключают инвесторы с негосударственными пенсионными фондами – и инвестиций могло бы быть больше, и конкуренции на рынке между фондами»:
— Я бы сконцентрировался на программе долгосрочных сбережений и, например, увеличил сумму, с которой действует налоговый вычет, до миллиона рублей. Также предлагаю снять ограничения на количество договоров, которые заключают инвесторы с негосударственными пенсионными фондами – сегодня они могут выбрать только три НПФ. Мне непонятно, зачем эти ограничения нужны. И инвестиций могло бы быть больше, и конкуренции на рынке между фондами, соответственно, это более выгодные условия для вложений. Компании могли бы софинансировать эти программы для своих сотрудников, а государство – предоставлять собственникам предприятий налоговые льготы.
Согласен, что необходимо расширить участие негосударственных пенсионных фондов на фондовом рынке. Сейчас они могут приобретать 5% размещаемых ценных бумаг той или иной компании, я предлагаю увеличить объем до 10%. А сумму размещаемых акций уменьшить, для того чтобы негосударственные пенсионные фонды могли участвовать в покупке большего количества размещаемых ценных бумаг.
Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 августа 2024 года.
Фото с сайта ifcongress.ru