Главный архитектор города Анатолий ТИЛЬ 30 октября провел пресс-конференцию и озвучил основные задачи, которые предстоит выполнить департаменту архитектуры и градостроительства городской администрации до конца 2007 года и в течение 2008 года, а также ответил на вопросы журналистов. «КВ» предлагают своим читателям выдержки из этого выступления.
О планах
2008 год будет очень насыщенным для нас в части разработки градостроительных документов, потому что законодательство определило для этого очень короткий срок — до 2010 года. Департаментом был проведен анализ ранее разработанных документов — проектов планировки территорий, который выявил, что большей частью документации либо вообще не руководствуются, либо она утверждена с нарушениями законодательства, а значит, не имеет юридической силы. Разработка градостроительных документов будет проходить в несколько этапов. Будут утверждены проекты планировок территорий (проекты красных линий) и правила застройки землепользования (градостроительные зонирования и регламенты, разрешенный вид использования территории). Затем будет вестись переформирование всех земельных участков в городе. На разработку градостроительной документации и топографического фонда, который придется оцифровывать, чтобы работать с застройщиками на современном качественном уровне, а также на формирование земельных участков, которые будут выставляться на аукцион, в бюджете города на 2008 год запланировано около 270 миллионов рублей. В этом году было выделено на документы 20 миллионов рублей из городского бюджета, сейчас готовится поправка на увеличение этой суммы до 26 миллионов. И из областного бюджета — 19 миллионов рублей.
До конца 2007 года планируется утвердить разработанные Омскгражданпроектом правила застройки землепользования, прежде всего — на тех территориях, которые сейчас обеспечиваются под федеральные программы жилищного строительства, так как для участия в них необходим пакет градостроительных документов. Правила должны пройти процедуру публичных слушаний и рассмотрение на горсовете. Параллельно готовятся материалы по проектам планировок территории левобережной зоны, которые также должны пройти публичные слушания.
В этом году должен быть срочно утвержден план реализации генерального плана развития Омска, а для этого нужно проанализировать, насколько реально его реализовать. Мэр города уже подписал план развития жилищного строительства города, который специалисты департамента постарались сделать реальным, адресным и отработали совместно с застройщиками (82 компании). Таким образом, наконец-то стало понятно, кто, что и где строит. Сейчас формируется перечень социально значимых объектов, таких как детские сады, школы, поликлиники, учреждения культуры и спорта, многоэтажные гаражи, чтобы обязательно предусмотреть места под их строительство. Для создания транспортной инфраструктуры уже проведены подготовительные работы совместно с эксплуатирующими организациями, разработчиками генплана и департаментом. А 15 площадок под строительство для общественно-деловых целей в этом году будут выставлены на аукцион, и готовится список на следующий год.
План развития жилищного строительства города базируется на основе генплана, в нем заложен принцип комплексности застройки. Программа жилищного строительства состоит из трех подпрограммных документов, которые касаются выборочной застройки на свободных территориях, площадок, которые будут выставляться на аукцион, и территорий, где проходит регенерации ветхого жилья. Департаментом уже создан задел в 1,5 миллиона квадратных метров жилья с обеспеченной пректно-сметной документацией и правоустанавливающими документами. Предоставление площадок под строительство без аукциона будет прекращено к 1 января 2008 года. До конца текущего года сформируют 55 земельных участков для аукциона — это 800 гектаров, с оценочным выходом жилья более 5 миллионов квадратных метров. На 475 гектарах уже сформированы земельные участки — это 3 миллиона 800 тысяч квадратных метров жилья, в ближайшее время они будут выставлены на аукцион. Среди них: первый планировочный район на Левобережье (улицы Лукашевича, Дианова) — самая крупная площадка, микрорайон «Прибрежный» (16 гектаров), район по улице Перелета (17 гектаров), район по улице Амурской (300 гектаров), Московка-2 и Завертяева. Выход жилья за счет регенерации составит 9 миллионов 400 тысяч квадратных метров, почти на все эти территории мэрия уже подписала соглашения с застройщиками — около 8 миллионов квадратных метров, а остальные будут подписаны до конца 2007 года.
По плану реализации генплана необходимо построить 10 миллионов квадратных метров жилья до 2015 года, а сумма строительных площадок города — на свободных территориях, на площадках, предоставленных с аукциона и за счет регенерации, — дает нам выход 16 миллионов 640 тысяч квадратных метров жилья. То есть у города имеется задел жилья на 5 лет вперед. С застройщиками уже отработано 14 миллионов 574 тысячи квадратных метров. Строительная готовность города на 30% выше сегодня, чем было запланировано. Это позволяет более требовательно относиться к вводу жилья, создает конкуренцию между застройщиками, а жителям расширяет выбор качественного жилья. Для выполнения плана реализации нам необходимо в следующем году построить 900 тысяч квадратных метров жилья, а затем каждый год по 1 миллиону 150 тысяч квадратных метров, и так до 2025 года. Если строительство будет развиваться более динамично, то мы сможем увеличить имеющийся норматив 30 квадратных метров жилья на одного человека до 40 или 50 квадратных метров — территориально это возможно.
Только за два года в департамент архитектуры и градостроительства поступило более 25 тысяч заявок на строительные площадки города, а общий объем переписки составляет 60 тысяч документов в год. Но реально город в состоянии построить всего около 150 объектов в целом. Поэтому нужно уходить от порочного заявочного принципа, который невыгоден как бизнесу, так и муниципалитету. С разработкой и утверждением всех градостроительных документов заявки уйдут в прошлое, будет использоваться только аукцион.
О кредитах
Стоимость квадратного метра в Омске увеличивается, следовательно, рынок еще не насытился, поэтому проблем с реализацией квартир у строителей нет. А вот сложности с кредитованием появились, но, если им не удастся договориться с омскими банками, то можно ведь обратиться и к иногородним.
О конфликте
По генплану территория в границах улиц Заозерная — Блюхера — Королева обозначена как многоэтажная застройка. Мы не ущемляем права жителей, их никто не вынуждает переселяться сегодня и непременно, но они должны учитывать, что в перспективе на данной территории будут строить только высотные дома. К тому же где гарантии, что эти же собственники не изменят свое отношение через несколько лет? Поэтому было бы неправильным подчинять генплан, который создается на 25 лет, интересам только этих конкретных собственников. После публичных слушаний никаких изменений в генплане просто не может быть — это было бы нарушением закона.
О подземных парковках
На Герцена предполагается жилищное строительство, и в составе жилых комплексов будут подземные гаражи — на каждую квартиру по гаражу, плюс по одному гостевому парковочному месту. Также подземные парковки будут по улицам Гагарина, Бударина, Жукова, Масленникова — сегодня для города это уже стало нормой, а не исключением. Евгений ЦЕМЕНТ пытается построить по южно-корейской технологии в районе улицы Пушкина многоуровневую 16-этажную парковку.
О трамвае
По генплану трамвайное кольцо на Левобережье остается. Пока не решено, что будет выгоднее в перспективе для города демонтировать его или оставить. Та же ситуация была с промышленными объектами, которые раньше считали выгодным и необходимым строить вдоль Иртыша, а через 40 лет возникла необходимость выноса этих предприятий. Так, может быть, и не надо было их размещать так изначально?
О «Metro» и «Ленте»
К сожалению, в Омске структуры, которые должны осуществлять земельный контроль, плохо выполняют свои функции, поэтому некоторые объекты у нас строятся без разрешения. Ситуация с «Metro» по правоустанавливающим документам на земельный участок продвигается, я с ними недавно встречался, а по проектно-сметной документации они обещали в ближайшее время устранить все замечания. Когда эти проблемы будут решены, заказчик получит разрешение на строительство. «Metro» более активно в этом плане, чем «Лента». Последняя все еще ведет переговоры с Валерием КОКОРИНЫМ.