Уважаемый Марат Фаукатович!
Прочитав в газете «Коммерческие вести» №4 от 30.01.08 статью Александра ЛИХАЧЕВА «ЕИРЦ — троянский конь...», категорически не согласны с мнением автора по поводу отсутствия необходимости внедрения информационных технологий в нашем городе. Считаем, что автор поверхностно изучил суть вопроса, но в то же время его справедливо обеспокоили проблемы, связанные с практической реализацией Единого информационно-расчетного центра (ЕИРЦ). Мы предлагаем глубже рассмотреть эту тему и вскрыть основные причины, по которым в нашем городе уже не один год «буксует» эта важная и необходимая тема ЕИРЦ.
Идея создания в Омске ЕИРЦ не нова. Впервые она была озвучена в 1998 году. Учитывая, что на тот момент остро стоял вопрос дефицита наличных денежных средств, необходимость создания единого информационного пространства в городе казалась не столь актуальной. Поэтому, несмотря на то, что в это время активно внедрялась единая квитанция оплаты населением коммунальных услуг, полная автоматизация расчета и начисления не произошла. Административные округа города самостоятельно пытались решить эту проблему. Наиболее успешно эта задача была решена в Центральном административном округе, на тот момент возглавляемом Виктором ШРЕЙДЕРОМ.
В 2002 году была принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (2002 — 2010 гг.). Программа предусматривает создание единого информационного пространства страны, включающее региональные и муниципальные информационные системы. С этого момента в нашем городе была предпринята вторая попытка внедрения коммунального биллинга (единой системы ведения базы данных, расчетов, начисления и приема платежей населения за коммунальные и прочие услуги). За основу построения такой системы была принята три года успешно действующая в Новосибирске биллинговая система «Город». Объективно на тот момент у городской администрации имелись идеальные условия, чтобы данный проект был в полной мере осуществлен. Жилищные организации, обслуживающие городское жилье, являлись муниципальными образованиями, большинство поставщиков коммунальных услуг также были муниципальными предприятиями, реализацию тепловой и электрической энергии осуществляла созданная по инициативе действующего на тот момент мэра Евгения БЕЛОВА Омская энергосбытовая компания (ОмЭСКо). Омский филиал банка «МДМ» инвестировал этот проект. Но это время было бездарно упущено: поставщики коммунальных услуг, постепенно осознавая свою независимость, стали создавать локальные базы данных и осуществлять процесс расчета и начисления, а также самостоятельно выстраивать систему приема платежей за свои услуги.
В результате до сих пор не создана единая база данных населения. Как следствие, не налажен нормальный информационный обмен между паспортными столами, поставщиками коммунальных услуг, БТИ, Пенсионным фондом, военкоматами, медкомиссиями, устанавливающими инвалидность, службами социальной защиты и прочими структурами. Поэтому у нас повсеместно присутствуют хождения населения по различным инстанциям и учреждениям. В одном месте нужно заплатить за телефон, в другом — за свет, в третьем выписать, в четвертом прописать родственника, в пятом оформить льготу, в шестом взять копию лицевого счета, в седьмом оформить технический паспорт на недвижимость, в восьмом оформить документы на приватизацию и т.д. по замкнутому кругу. Как будто мы созданы для хождения по этим бесчисленным инстанциям, а не они должны нас обслуживать!
В отличие от Омска другие города России активизировали свою работу по созданию единого информационного пространства, а работу с населением выстраивают по принципу «Единое окно», как первый этап ФЦП «Электронная Россия» (сегодня более 150 городов уже работают в режиме единой информационной системы). Именно в это время в Тюмени развернул свою деятельность ТРИЦ (Тюменский расчетно-информационный центр).
Сегодня мы наблюдаем возрастающую потребность в информации при принятии управленческих решений в сфере ЖКХ. Применение информационных технологий является основой, обеспечивающей энергоресурсосбережение в технологической связке с АСКУЭ (автоматизированная система контроля и управления энергетикой) для эффективного управления многоквартирными домами. Вот почему мэр города Омска Виктор ШРЕЙДЕР, несмотря на то, что много времени упущено, взял на себя ответственность организации в 2007 году Единого информационного центра города Омска. Таково внутреннее, стратегическое содержание решаемой задачи.
Но почему тогда возникают столь негативные ассоциации с ЗАО «Информационный центр г. Омск» у многих участников, вовлекаемых в единый процесс, начиная от поставщиков услуг и заканчивая правлением Омского регионального общества потребителей в сфере ЖКХ? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Раздражают и отторгают внешние формы и методы, по которым создавался и в дальнейшем будет работать ЕИРЦ. Вопросов очень много. Кто будет владельцем единой информационной системы города Омска, если мы за восемь лет не смогли ее сами создать? Почему наш омский научный, производственный, интеллектуальный потенциал остается невостребованным в родном городе? Ответы на эти вопросы остаются на совести администрации города. Но администрация города зачастую похожа на команду временщиков. За дела предыдущей команды мэра она не в ответе, а то, что произойдет в будущем, так о том пусть голову ломают другие. Примеров того, что одна команда мэра делает, а другая, пришедшая ей на смену, это переделывает или ломает, предостаточно. Если так дело и дальше пойдет, то перспективы неутешительны. Нельзя забывать, что кто владеет информацией, тот владеет миром.
Какой же из всего этого следует вывод? В первую очередь нужно команде мэра задуматься над поставленными вопросами. Во-вторых, такие социально значимые проекты, как ЕИРЦ, должны осуществляться с непосредственным участием представителей общественности, науки и профессионалов по реализуемым проектам.
С уважением
разработчики омского варианта проекта ЕИРЦ
Александр ДОРОШЕНКО, Александр СИДОРОВ