Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Тяжелый хлеб

4 июня 2008 07:09
0
2752

В 2007 году омский хлебный рынок так и не вышел из стагнации. 

В апреле-мае омские хлебопеки традиционно проводили общие собрания акционеров и подводили финансовые итоги прошлого года. Практически у всех хлебозаводов, что характерно, обороты подросли, совокупный объем омского хлебного рынка стал уже приближаться к 2 млрд рублей, а доходность хлебного бизнеса по-прежнему остается минимальной. Даже у самого прибыльного в прошлом году предприятия — ОАО «Хлебодар» — рентабельность не превысила 8%. Основная причина — рост цен на муку, а также регулирование розничных цен на массовые сорта хлеба, которые в общем объеме производства занимают сегодня до 70%.

САХО

Омские хлебопекарные активы новосибирского холдинга представлены, напомним, двумя предприятиями — ОАО «Хлебник» и ОАО «Форнакс». Оба хлебозавода выпускают продукцию под единым брэндом «Хлебница» и совместно, по данным САХО, выпекают порядка 100 тонн хлебобулочных и кондитерских изделий ежесуточно, закрывая почти половину потребности города и поставляя свою продукцию в ближние районы области. У «Хлебника», по данным отчетности за I квартал 2008 года, рентабельность продаж в прошлом году была почти нулевой (в 2006 году — 5,2%), при том что общий объем реализации существенно вырос и составил 483,6 млн рублей (в 2006 году хлебозавод продал своей продукции на 342,8 млн рублей). Чистая прибыль «Хлебника» по сравнению с 2006 годом снизилась более чем в шесть раз — с 1,9 млн рублей до 339 тысяч рублей. Рост выручки, по данным годовой отчетности, был связан с общим подорожанием продукции, которая выросла в цене из-за постоянно дорожавшего сырья. Аналогичная ситуация складывалась и в начале текущего года. Мука росла в цене, хлебозавод поднимал цену на продукцию, поэтому выручка только за первый квартал составила 158 млн рублей. Но из-за высоких затрат чистая прибыль осталась низкой — 137 тысяч рублей.

Почти в ноль отработало в прошлом году и ОАО «Форнакс». Если в 2006 году предприятие получило 4,3 млн рублей чистой прибыли, то в 2007 году прибыльность снизилась почти в 9 раз — до 536 тысяч рублей. Хотя «Форнакс» тоже прибывил в оборотах. В 2006 году хлебозавод продал хлеба и хлебобулочных изделий на 433,7 млн рублей, а в 2007 году выручка увеличилась до 472,7 млн рублей. Вот и получается, что вместе оба предприятия САХО продали в Омске хлебной и кондитерской продукции почти на миллиард рублей, но при этом не заработали даже одного миллиона. Неудивительно, что при таких показателях рентабельности САХО не спешит строить новый хлебозавод на базе ЗАО «Житница» суточной производительностью 15-20 тонн, который новосибирцы анонсировали еще в 2005 году. В прошлом году первый заместитель председателя совета директоров САХО Андрей БАКИН рассказывал «КВ», что начало строительства сдерживается отсутствием газификации площадки «Житницы», а также необходимостью привязки проекта к стратегической программе САХО по строительству федеральной сети хлебозаводов. Видимо, Омск так никуда и не привязали.

«Хлебодар»

Самый большой по объемам производства омский хлебозавод (и второй по доле рынка) контролируется, напомним, двумя крупными акционерами — бывшим гендиректором, а в настоящее время председателем совета директоров ОАО «Хлебодар» и депутатом горсовета Евгением АРОНОВЫМ (39,06% акций) и бывшим заместителем гендиректора по общим вопросам, а ныне директором ООО «Благодар» Валерием ГОРЧАКОВЫМ (38% акций). По данным прошлогодней отчетности, хлебобулочных изделий на предприятии производилось 84,9% от общего объема, а остальное — кондитерская продукция. Выручка от основной хозяйственной деятельности «Хлебодара» в 2007 году выросла на 22% и составила 468,8 млн рублей (в 2006 году — 384,1 млн рублей). В первом квартале текущего года прирост был еще заметнее — 42,6%. А чистая прибыль предприятия в прошлом году взлетела вообще на рекордную величину — 12,2 млн рублей (в 2006 году — 1,06 млн рублей).
Рост выручки на предприятии объясняют увеличением объема производства продукции (в прошлом году завод намечал освоить 30 миллионов рублей по инвестпрограмме и существенно обновить производственные мощности), но все же основная причина роста и выручки и чистой прибыли хлебозаводов, как считают участники рынка, — увеличение цен на продукцию. В 2006 году рентабельность подросла до 7,1%, а в 2007 году — до 7,6%. Правда, в первом квартале этого года опять наступили трудные времена. Судя по данным отчетности, муку высшего сорта «Хлебодару» приходится теперь покупать дороже на 66%, муку 1 сорта — на 57%, а муку 2 сорта — на 70%, и если в начале года в структуре производственных затрат мука занимала только 39,9%, то к концу первого квартала этот показатель увеличился уже до 46,8%. Как следствие, рентабельность упала до 5,7%, и в два раза снизилась чистая прибыль. Сможет ли в этих условиях «Хлебодар» реализовать свои планы по приросту товарной продукции в 2008 году еще на 10% — большой вопрос.

«Сибхлеб»

Единственный на сегодняшний день аутсайдер из всех крупных омских производителей хлеба входит, как ни странно, в аграрный холдинг, подконтрольный предпринимателю из Казахстана Ромину МАДИНОВУ. Среднесуточный объем производства ОАО «Сибхлеб» в последние годы почти не менялся и составляет 27,4 тонны. В целом же за прошлый год предприятие произвело чуть более 10 тысяч тонн (проектная мощность хлебозавода — 39,6 тысячи тонн в год), а выручка за год составила всего 146 млн рублей. В общем, на последнем годовом собрании акционеров, которое состоялось 23 мая, руководству хлебозавода опять пришлось озвучивать печальные цифры убытков. Правда, если в 2005 году балансовый убыток был на уровне 12,5 млн рублей, в 2006 году хлебопеки ушли в минус на 8,2 млн рублей, то в прошлом году минус получился на уровне 4 млн рублей. Так что некий прогресс уже наблюдается.
Основная проблема хлебозавода, как можно сделать вывод из слов заместителя гендиректора ОАО «Сибхлеб» Сергея ДУРНЕВА, остается прежней — изношенные основные фонды (их износ превышает 70%) и высокая доля ручного труда. Все это приводит к тому, что квалифицированные специалисты на предприятии не задерживаются. При среднесписочной численности работников в 430 человек в прошлом году на завод были приняты на работу 372 человека, а уволены по разным причинам 397 человек. При такой текучке, как признает замдиретора, поддерживать необходимое качество продукции весьма тяжело. В прошлом году, правда, собственники предприя инвестировали 14 млн рублей в реконструкцию булочного производства, но ввести новое оборудование в срок не удалось, и плюсы от инвестиций если и будут заметны, то лишь по итогам 2008 года. Планы на будущее, озвученные на последнем собрании акционеров, тоже касались в основном модернизации булочного производства, которое дает сегодня наибольшую норму прибыли, а также оптимизации затрат (газификация и так далее). Кстати, похожие планы топ-менеджмент предприятия озвучивал и на прошлогоднем собрании акционеров (в том числе и по увеличению объемов производства до 29 тонн в сутки).

Перспективы рынка

По оценке ОАО «Хлебник» доли омского хлебного рынка распределялись в 2007 году так: у «Хлебодара» было 30,6%, у «Форнакса» — 24,2%, у «Хлебника» — 18,2%, у «Сибхлеба» — 16,2%, а самая меньшая доля приходилась на БКК «Марс» — 10,2%. Но есть и другие оценки. По данным, например, экспертного анализа рынка, проведенного в августе-сентябре 2007 года РА «Продвижение» (www.foodmarket.spb.ru), ОАО «Хлебодар» занимал рыночную долю в 39,5%, «Форнакс» — 22,6%, «Хлебник» — 16,9%, «Сибхлеб» — 15,3%, а БКК «Марс» — 5,7%.

Из основных проблем омского рынка все эксперты выделяют низкую рентабельность хлебного бизнеса, которая и не позволяет производителям вкладывать значительные средства в производство и в продвижение своих торговых марок. А низкую рентабельность бизнеса все участники омского рынка традиционно связывают с государственным регулированием цен на массовые сорта хлеба, такие как «Пшеничный» 1 сорт и «Урожайный». Именно эти хлебобулочные изделия являются основными в объеме производства всех хлебозаводов, и на их долю приходится до 70% всей выпускаемой продукции, а прибыль, которую получают предприятия, недостаточна для модернизации оборудования, на котором производятся массовые сорта.

На особом положении только один производитель — ЗАО «Румяновъ», активы которого в модернизации не нуждаются (в прошлом году эта компания запустила автоматизированный хлебозавод с немецким оборудованием производительностью до 40 тонн хлеба в сутки). Новое предприятие не успело оказать заметного влияния на прошлогодний рынок, поскольку массово выпекать хлеб стало только в декабре. Но уже в этом году ЗАО «Румяновъ» должно набрать обороты, тем более что к августу планируется пуск еще двух новых линий (булочки и батоны), что однозначно приведет и к усилению конкуренции на омском рынке. Несмотря на то, что омский рынок хлеба и хлебобулочных изделий уже достаточно насыщен, руководство предприятия считает, что сможет потеснить конкурентов. Сделать это планируется благодаря увеличению в ассортименте премиальной продукции и гарантированно высокому качеству.

Ориентация производителей на увеличение производства премиальной продукции — это, кстати, общероссийская тенденция. С ней вплотную связана и тенденция роста средних цен за единицу продукции. Еще одна тенденция, которая затронула все сегменты российского хлебного рынка, — это массовый переход от неупакованной продукции к упакованной. В течение последних лет доля продаж хлеба, булочек и прочей выпечки в упаковке постоянно росла.

Омских производителей хлеба, по мнению аналитиков, ожидают и некоторые сложности с каналами продаж. Сегодня все крупные игроки на рынке владеют собственными сетями фирменных киосков и магазинов, через которые и реализуется значительная часть хлеба (по данным РА «Продвижение», продукция под маркой «Хлебница» реализуется сегодня через 86 киосков, продукция «Хлебодара» представлена в 4 фирменных магазинах и 41 фирменном киоске, «Сибхлеб» владеет 13 собственными киосками, и еще 60 фирменных киосков имеет БКК «Марс»). Но градостроительная стратегия такова, что в ближайшие годы владельцам придется, видимо, убрать с улиц Омска все торговые точки, в том числе и киоски по продаже хлеба. А это значит, что хлебному рынку придется осваивать новые каналы дистрибуции. Справятся ли омские хлебозаводы и с этим испытанием — покажет время.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.