И в случае с американской фотографией, и в случае с молодыми омскими авторами есть очень чёткая точка подобия: и те и другие в большинстве предпочитают бескомпромиссной объективности фотокамеры, использовать ее в качестве инструмента фиксации света и цвета, преимущественно. Это прием, который можно окрестить неопиктореализмом, позволяет выссказаться автору с его сугубой субъективность восприятия действительности, что свойственно молодым летам. Серии работ, представленные Лелей КИДИС и Ташей ТАТЕНКО можно было бы объеденить одной темой: мне двадцать лет. Но в отличие от героя одноименного фильма Марлена ХУЦИЕВА, больше известного под названием «Застава Ильича», современные двадцатилетние не мыслят самоидентификацию в историческом контексте. Ответственность за полученное наследие не стоит в качестве вопроса перед молодым поколением. Доминирует ощущение одиночества и маргинальности в этом мире.
На портретных работах Алексея ИВАНОВА и Елены ТОМИЛИНОЙ все то же поколение виртулизированных. Вполне сытые лица, дорогая одежда. Но в глазах страх. И рядом с портретом молодого поколения на фотографии ТОМИЛИНОЙ появляется пейзаж из больничного окна, где композиционным центром является здание морга. Преодолением вязкости социальной среды посвящены была серия работ Ивана КОЛЯСИНА. Для него движение человека к самому себе — это уход в горы. На земле, судя по, представленной на защиту тем же автором, эстетской серии «Окна», для молодых символом их реальности является окно, как защита собственного мира от внешней среды. Представители более старшего поколения Галина БУТОРОВА и Наталья МАКСИМОВА посвятили свои проекты Алтаю. На фотографиях МАКСИМОВОЙ Алтай предстаёт как бесконечный ряд сменяющихся видов со своей цветовой гаммой и перспективой. Для БУТОРОВОЙ Алтай — это место юности, это люди, живущие на селе со своими ценностями, куда более понятными и жизненными чем, так называемая, менеджерская культура.
Но говорить о чётком делении в отношениях с реальностью молодых фотографов по возрастному признаку будет неверным. Безусловный фаворит творческой защиты выпускников фотошколы «V PHOTOS» — проект Елены ЕРЗЕНКОВОЙ «Детский дом», показал, что и новые молодые не лишены чувствительности к социальному злу, что является, пожалуй, главной составляющей эстетики фотографии. Среди салонных фоторабот «открытием» стал проект Елены ПРОКУДИНОЙ «Джазовые мысли». Тонкое чувство цвета и формы вкупе с попыткой найти собственную эстетику дигитального изображения сделали «Джазовые мысли» событием как минимум городского масштаба.
На творческую защиту пришли и бывшие «однокашники» выпускников, не дошедшие до финала по разным причинам. И творческая защита товарищей стала для них причиной легкой грусти по поводу собственной лени. К тому же у всех молодых авторов специалистами музея «Искусство Омска» были отобраны работы для хранения в музейных фондах. Кстати, музей, наконец-то, закрывается на ремонт. И можно надеяться, что после его открытия фотографии выпускников «V PHOTOS» превратятся в доступную для всех омичей экспозицию.