Мне, как директору стоматологической клиники, даже в кошмарном сне не могло присниться, что те мытарства строительных компаний, ежедневно звучащие по радио, публикующиеся в прессе по поводу присоединения и согласования электрических сетей, придется испытать на своей шкуре. Казалось бы, ну что сложного в том, чтобы после перевода жилой квартиры в нежилое помещение присоединиться к существующим электрическим сетям. Так нет!
Технические условия для объектов частной собственности с суммарной установленной мощностью свыше 5 кВт на электроснабжение дополнительного оборудования необходимо получить в производственно-эксплуатационном предприятии электрических сетей «Омскэлектро». Но если идти законным путем и как требуют эти самые технические условия, то ремонт помещения после его покупки может затянуться на многие годы. Дело в том, что перед тем, как зашивать потолки гипсокартоном и облицовывать стены керамической плиткой, необходимо уже пробросить (термин электриков) все необходимые провода и соединения. Под потолком должны также находиться пожарная сигнализация и вентиляция. Строители не будут ждать, когда вы все согласуете, и будут настаивать на продолжении работ, а электрики просить технические условия присоединения к электрическим сетям. Где же выход? На первый взгляд, нет никакого выхода. Но он есть. К монтированию сетей нужно приглашать сертифицированных и лицензированных электриков, имеющих допуск к наладке электрооборудования в медицинских учреждениях. В противном случае все электрические провода, проброшенные по доброте душевной соседом дядей Васей, не примет ни одна комиссия.
В каждой жилой квартире примерное потребление электроэнергии составляет от 2 до 3 кВт. Стоматология потребляет больше — до 10 кВт (если больше, то возникает необходимость прокладывать свои кабели и тянуть их от ближайшей подстанции, да еще платить за каждый лишний киловатт присоединяемой мощности от 18 до 40 тысяч рублей, в зависимости от региона, где предполагается открывать стоматологическую клинику).
Для получения технических условий необходимо представить следующие документы:
1. Устав предприятия
2. ИНН/ КПП
3. Свидетельство на право собственности
4. Проект электроосвещения и силового оборудования
5. Заявление в установленной форме.
С этими документами вас отправляют к начальнику ОПР (отдел перспективного развития), где вы наталкиваетесь на огромную очередь деловых людей, нагруженных кучами бумаг и терпеливо ожидающих приема по своему вопросу. Из случайно подслушанного разговора узнаешь, что вся эта очередь уже не первый раз пытается решить свою проблему по техническим условиям присоединения и уже несколько месяцев подряд ходит сюда в приемные часы и не может все согласовать. И как только не костерят этого начальника за заветной дверью, но никто не порывается вломиться вне очереди. Все терпеливо ожидают. «Монополия, — многозначительно сказал один из присутствующих, — нет на них никакой управы».
Мне в данном случае несказанно повезло. Начальником ОПР оказалась миловидная, симпатичная женщина (а вовсе не монстр и не чудовище, как ее охарактеризовали очередники), которая с большой симпатией относилась к врачам, понимая, что для медика все эти согласования и подключения являются непроходимой тайгой. В медицинском мире у нас оказались общие знакомые, и это сыграло не последнюю роль. Мне уже через неделю позвонили и пригласили на подписание договора о взаимном сотрудничестве. После уплаты 7 000 рублей в кассу Омскэлектро, мне выдали готовые технические условия и отправили дальше согласовывать, а конкретно — в Южный район электрических сетей.
Что надо было согласовывать, я так сразу и не понял, но, прочитав внимательно технические условия уяснил, что точка присоединения ВРУ жилого дома в ТП-4398 и условия подключения нужно согласовать с балансодержателем. Балансодержателем являлся бывший ЖКО соответствующего района, ныне по-разному называющийся, в зависимости от того, какую управляющую компанию выбрали жильцы этого дома. Прямым ходом с утра пораньше заявился в эту обслуживающую компанию, где ее директор, узнав, что я стоматолог (он — остро нуждающийся в стоматологической помощи), лихо согласовал технические условия и закрепил свое разрешение синей печатью.
Вот с этим разрешением на технических условиях и проектом электрических сетей в бывшей трехкомнатной жилой квартире я и устремился в Южный район электрических сетей, где посетителей принимали три раза в неделю с 10 до 11 часов утра. Просмотрев мои документы, женщина-инспектор не нашла в них никаких изъянов и поставила прямо на одном из листов штамп «Согласовано». Правда, придралась к двум несущественным позициям. Не было характеристики электрического кабеля, идущего от ВРУ к моему щитку, и не было архитектурного проекта входного крыльца. «А вдруг там проходит общий электрический кабель и наши ремонтные бригады не смогут из-за вашего крыльца докопаться до него», — пояснила мне она, но, видя возрастающую тревогу на лице, смилостивилась. «Эти документы вы покажете в техотделе при получении акта границ ответственности, а сейчас относите свои документы в отдел по надзору в электроэнергетике (ОНЭЭ) Ростехнадзора. После полученного заключения ждем вас у себя». Кстати, Южный район электрических сетей оказался единственной организацией, которая не взяла ни копейки за свое согласование. Видно, думаю, сюрпризы будут ожидать меня позже.
Отдел по надзору в электроэнергетике (ОНЭЭ) Ростехнадзора находился на пятом этаже бывшего административного здания Сибзавода. Документы молча приняли, выдали бумажку для бухгалтерии и присвоили номер. Через 10 дней я должен был созвониться по телефону и узнать, готово ли мое заключение или нет.
В бухгалтерии мне составили договор, выписали счет и акт о проделанной работе. Все это стоило всего 660 рублей (не хватает всего одной шестерки для дьявольского сочетания цифр), и они были уплачены в какое-то ООО, а не в Ростехнадзор по надзору в электроэнергетике. С этим согласованием мой путь лежал обратно в Южный район электрических сетей. Инспектор, просмотрев все мои документы (опять же устав, ИНН, постановка на учет в налоговой инспекции, свидетельство о собственности, о государственной регистрации, свидетельство из комитета статистики,), выдала «Акт раздела границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности электрических цепей, электроустановок сторон», аж в шести экземплярах. На мой вопрос: «Зачем такое количество?» кратко ответили: «Так надо!»
Но и это еще не все. Мне было предложено пройти в приемную и там получить справку за подписью начальника ЮРЭС МУПЭП «Омскэлектро» г. Омска. Но начальник на то он и начальник, что всегда находится где-то на территории и вот-вот сейчас будет. После двухчасового ожидания (с внушительной группой таких же согласователей, как и я) справка была полученаю. В ней прямо говорилось, что «технические условия ТУ ОЭ 01 0306/2008 от 16.06.2008г., выданные на электроснабжение дополнительного оборудования …выполнены в полном объеме».
Ура! Выходит можно подключать мое многострадальное дополнительное оборудование. Но не тут-то было. Теперь на объект должен выехать государственный инспектор из Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Омской области и составить акт допуска в эксплуатацию электроустановки. Прибывший инспектор в присутствии электриков, монтировавших все это электрооборудование, все досконально проверил, сделал несущественные замечания, которые тут же на ходу исправлялись, и через несколько дней появился утвержденный акт, за подписью и. о. начальника ОГЭН ЭПГО. (Эту аббревиатуру я так и не смог расшифровать). Да ладно, главное — появился акт и можно с ним шагать в ОАО «Омская энергосбытовая компания» для заключения договора на снабжение помещения электричеством.
Но одного акта оказалось мало. Вернее, его вообще вначале не попросили. Но для заключения договора потребовали представить следующие документы:
1. Заявление уставленного образца в 2-х экземплярах
2. Документ, подтверждающий полномочия руководителя или лица, работающего по доверенности
3. Документы на право собственности
4. Договор аренды (для арендаторов)
5. Устав предприятия
6. Свидетельство из налоговой инспекции
7. Свидетельство комитета статистики
8. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица
9. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект из Учреждения юстиции
10. Распоряжение администрации округов г. Омска о переводе жилого помещения в нежилое, технический паспорт, справка об отсутствии задолженности ЦПЭН ОАО
11. Выписка из договора банковского счета или соглашение к договору банковского (дальше компьютер не пропечатал в графе)
12. Акт сверки расчетов (оригинал)
Я не буду критически рассматривать весь этот список (в заявлении установленного образца необходимо было отразить ИНН, КПП, код ОКВЭД, код ОКПО, все банковские реквизиты, а также предоставить их в копиях, необходимых для заключения договора, передаваемых в пакете документов), но одна деталь все же поражает. В перечне документов энергетики требуют документы на право собственности (№3) и тут же требуют Свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект из учреждения юстиции (№9). Зачем-то им понадобилось распоряжение главы администрации округа о переводе жилого помещение в нежилое, если без этого распоряжения не получишь документа на право собственности в юстиции.
Для выяснения задолженности по электричеству необходимо вызвать монтера, чтобы он написал акт и снял показания со старого счетчика (услуга стоит всего 480 рублей), потом отстоять многочасовую очередь и получить акт, что у тебя нет задолженности. Этот акт присоединяют к реестру документов (см. выше) и дают тебе направление в кассу для оплаты услуг другого инспектора (услуга стоит 2460 руб.90 коп.). Что же делал этот инспектор? В присутствии директора (то есть меня) он провел обследование и осмотр. Затем инспектор аккуратно переписал все данные, написанные на счетчике, в очередной раз снял нулевые показатели, просмотрел визуально всю электрическую проводку. Зафиксировал у себя в акте, что стоматологическая клиника так и не присоединена к общему источнику питания, и порекомендовал сделать заявку для вызова электрика с целью опломбирования электрического счетчика. Данная услуга уже стоила меньше — всего 1250 рублей. Новый электрик написал очередной «Акт технической проверки», а в нем, что «напряжение на вводе отсутствует, проверена схема учета электроэнергии визуально. Необходимо произвести дополнительную проверку прибора учета электроэнергии», опломбировал счетчик и сказал, что после того, как подключитесь к источнику питания, снова вызывайте нас для проверки.
Во время написания акта в двери клиники постучали, и, что самое забавное, пришел еще один инспектор из службы реализации «по вопросу определения полезного отпуска электроэнергии по сетям МУПЭП «ОЭ». Аккуратно переписал самостоятельно все показатели счетчика (уже в который раз), добавив в свой акт наличие пломб и посоветовал со всеми документами (см. выше) прийти на ул. Б. Хмельницкого, 216.
После ухода обоих инспекторов, имея на руках уже один акт предписания и с актом о пломбировании я устремился обратно в Омскую энергосбытовую компанию, где с радостью приняли этот акт (сняли копию) и уведомили, что на нашу организацию отрыли денежную карточку, а в акте, написанном инспектором Росэлектронадзора, поставили печать, что, дескать, у нас все в порядке и отправляйтесь в службу реализации электроэнергии (Муниципальное унитарное производственно-эксплуатационное предприятие «Омскэлектро» г. Омска), где опять собрали весь пакет документов, взяли очередную копию об отсутствии у нас задолженности и дополнительно попросили линейную схему наших электрических сетей. Поставили уже свою печать на акте Росэлектронадзора и отправили в Южный район электрических сетей. Разрешили документы инспекторам не собирать, сослаться на них, что я уже все им сдал. Ну и на этом спасибо.
Всю эту бюрократическую чехарду я последовательно провел с целью подключения своей электроустановки к ВРУ жилого дома. Но чтобы подключиться, необходимо еще отключиться от подстанции, которой заведует начальник Южных электрических сетей. С этой целью ЖКО местного района составляет письмо и просит в такое-то время и день отключить на несколько часов электричество в жилом доме, и вот тут-то, оказывается, надо еще поставить несколько печатей и подписей на акте допуска в эксплуатацию электроустановки.
Первым делом свою визу ставит начальник отдела перспективного развития (ОПР). Оттуда прямым ходом отправляешься в диспетчерскую службу (ДС), где визируют документ и направляют в производственную службу. Опять подпись, и обратно в ОПР, где снимают копию с документа («Девочки знают, что копировать!»). На ул. Жукова, на шестом этаже, в кабинете 606 начальник ставит треугольную печать и подпись, что акт-допуск зарегистрирован. С этим документом устремляешься в Южные районные электросети, где свою подпись уже ставит сам начальник. На одном документе — шесть согласующихся подписей.
Ничего не могу сказать плохого о ЮРЭС. Начальник посоветовал бегом идти в МУП ЖХ ЦАО г. Омска, где они должны составить письмо с просьбой об отключении электроэнергии на подстанции и отправить заявку факсом. Если заявка поступает до 15.00, то на следующий день они отключат подстанцию. И что самое интересное — на следующий день все электрики прибыли в точно назначенное время, и мое подключение стоматологической клиники к общим сетям состоялось в течение 10-15 минут, хотя объявление, развешанное на дверях подъездов, грозило отключением электроэнергии на три часа.
Ну все, можно и составлять договор. Не тут-то было. Требовалось еще одно обследование приборов учета электрической энергии, уже с подключенным напряжением. Опять сделал заявку, заплатив в кассу всего 614 руб. 23 коп. Видно под напряжением работать дешевле.
Но тут всех поджидают новые бюрократические выкрутасы. Кроме потребления электроэнергии, нужно еще заключать договор купли-продажи тепловой энергии в горячей воде (паре). Все эти заявления пишутся на имя заместителя генерального директора, исполнительного директора ОАО «Омская энергосбытовая компания» ЛЯСКОВЦА Н.В., 644010, г. Омск, ул. Жукова, 74/2.
Спрашивается, зачем собирать два пакета документов на имя одного начальника? Оказывается, начальник один, а организации разные. Собрав еще один пакет документов для теплового снабжения в виде горячей воды или пара, приехал я на ул. Братскую, где инспектор дал мне образец заявления в 2-х экземплярах и отправил на ул. Партизанскую, д. 10, в центральный офис, где я в приемной зарегистрировал это заявление и с ним, зарегистрированным, вернулся на ул. Братскую, д.5
Оказывается, мне необходимо еще сделать расчет тепловой энергии. «Вам необходимо найти сертифицированных специалистов, производящих эти расчеты,- посоветовали мне на Братской, — сами вы вряд ли справитесь». Конечно, я с этим никогда не справлюсь…. Только непонятно, в бывшей жилой 3-комнатной квартире, переведенной в стоматологическую клинику, никаких новых батарей и труб я не ставил и не монтировал. Все осталось от прежних хозяев.
Дальше, читатель, позвольте мне больше не утруждать вас всеми согласующими инстанциями, «законными платежами» и договорами. Открытое акционерное общество «Омская энергосбытовая компания» в лице Департамента продаж теплоэнергии (так написано на штампе) под руководством своего заместителя генерального директора — исполнительного директора начинает свой очередной бюрократический виток. Пожелаем же им и дальше не оставаться безработными. Спасибо, монополисты.