Слишком доверительное управление
Как показала прошлогодняя проверка в департаменте имущественных отношений администрации города Омска, муниципалитет до сих пор не определил ясную и понятную процедуру заключения договоров доверительного управления муниципальным имуществом. Проблема в том, как пояснила Оксана ЗОТОВА, что непрозрачен механизм определения размера платы, которую должны вносить в бюджет доверительные управляющие. В нормативно-правовых актах органов местного самоуправления не определена взаимосвязь платы с рыночной оценкой стоимости муниципального имущества, не определены критерии выбора доверительных управляющих, и это создает по мнению прокуратуры предпосылки для коррупции.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» муниципалитет был обязан провести оценку муниципального имущества, которая обязательна не только в целях приватизации, но и при передаче муниципального имущества в доверительное управление или в аренду. Рыночная оценка департаментом имущественных отношений при заключении этих договоров, как выяснилось, не проводилась. Да и договоры заключались без проведения конкурса либо аукциона.
Между тем по действующим в настоящее время договорам доверительного управления, заключенным мэрией (департаментом имущественных отношений) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в управление передано муниципальное имущество общей балансовой стоимостью свыше 125 млн рублей (в том числе нежилые помещения общей площадью в 27 тысяч кв. метров), а сумма ежемесячной платы, которая вносится в бюджет города Омска, составляет в настоящее время 1,3 млн рублей (и еще у доверительных управляющих имеются обязательства по капитальному ремонту муниципальной недвижимости на общую сумму почти в 72 млн рублей).
В связи с выявленными нарушениями в адрес омского мэра Виктора ШРЕЙДЕРА прокуратурой города внесено представление, а в Омский городской совет направлена информация с предложением по устранению пробелов в правовом регулировании. А один из договоров доверительного управления (заключенный мэрией в апреле 2008 года с ООО «Вега») в настоящее время оспаривается прокуратурой в Арбитражном суде Омской области.
Застройщики сэкономят 10% квартир
Осенью 2008 года прокуратура проверила и законность заключения пресловутых договоров долевого участия в развитии инженерной и социальной инфраструктуры города Омска, согласно которым застройщики обязаны были передавать в муниципальную собственность 10% построенного жилья. Вывод был сделан однозначный: сложившаяся в Омске практика заключения договоров долевого участия противоречит требованиям гражданского, земельного и градостроительного законодательства. Прокуратура намерена в судебном порядке добиваться признания ничтожными договоров, заключенных мэрией с ООО «ДСК «Стройбетон» и с ЖСК «Диоген».
По словам Оксаны ЗОТОВОЙ, договоры долевого участия заключались в форме договоров простого товарищества (о совместной деятельности). Согласно нормам ГК РФ сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Учитывая, что администрация города не является ни предпринимателем, ни коммерческой организацией, уже в силу этих обстоятельств договоры долевого участия должны быть признаны ничтожными.
Кроме того, как считает городская прокуратура, администрация города брала на себя такие договорные обязательства, которые обязана была выполнять и так. На омской мэрии и без этого лежит обязанность по развитию инженерной и социальной инфраструктуры города за счет средств городского бюджета, обязанность по максимально быстрому оформлению разрешительной документации на строительство жилья и обязанность по принятию в установленном порядке и в установленные сроки решения о вводе в эксплуатацию завершенных строительством домов. А полномочия и обязанности органов местного самоуправления, по мнению прокуратуры, не могут являться объектом гражданско-правовой сделки. Да и нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, должны исполняться за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Переходы по решению суда
Проверила городская прокуратура и соблюдение федерального законодательства о безопасности дорожного движения в части обустройства пешеходных переходов на территории города Омска (совместно с Управлением ГИБДД УВД по Омской области). Причина такой проверки — в неуклонном увеличении ДТП с участием пешеходов. За 10 месяцев 2008 года на территории Омска было зарегистрировано 943 наезда на пешеходов, в результате которых погибло 62 человека и 948 человек получили травмы различной степени тяжести.
Наиболее опасными с точки зрения наездов на пешеходов, по данным ГИБДД, являются 80 мест. Очень высока концентрация ДТП данного вида на проспектах Маркса и Мира, на Красном пути, а также на улицах Герцена и Химиков. В соответствии с проведенными обследованиями улично-дорожной сети, интенсивностью транспортных и пешеходных потоков, а также исходя из анализа аварийности в городе Омске прокуратура пришла к выводу, что в настоящее время требуется строительство не менее 32 внеуличных пешеходных переходов. Но в первую очередь необходимо принять меры к строительству подземного перехода через проспект Маркса в районе остановки «Голубой огонек» и на проспекте Мира в районе КДЦ им. Малунцева. В настоящее время там организованы нерегулируемые пешеходные переходы. Однако, как считает прокуратура города, дорожные знаки и дорожная разметка не позволяют в полной мере обеспечить безопасность движения.
Необходимость строительства подземных пешеходных переходов в этих местах обусловлена не только анализом аварийности, но и положениями строительных норм и правил, поэтому по результатам проверки прокуратурой были направлены в суд исковые заявления о признании незаконным бездействия городской администрации, которая не желает принимать меры по предупреждению ДТП, связанных с наездами на пешеходов. Прокуратура города намерена возложить на муниципалитет и обязанность по осуществлению строительства в двух самых аварийных местах подземных пешеходных переходов.
Вырубка деревьев была легальной, но незаконной
Регулярно органами прокуратуры Омска проводятся и проверки в сфере соблюдения законодательства об охране окружающей среды. В этом году в ходе проверки по факту сноса зеленых насаждений на проспекте Королева выяснилось, что к проблемам самовольной вырубки деревьев добавляется зачастую и проблема недобросовестности самих городских чиновников. Пока прокуратура вмешалась и выяснила, что комиссия администрации города Омска по сносу и восстановлению зеленых насаждений незаконно выдала разрешение ООО «Салаватстекло-Омск» на снос 32 деревьев и 50 кв. метров поросли клена, предприятие уже стало осваивать свой участок под строительство офисного здания и даже успело вырубить половину деревьев.
Проблема, как выяснилось в ходе прокурорской проверки, заключалась в незаконном решении чиновников. Комиссия по сносу и восстановлению зеленых насаждений выдала в августе прошлого года разрешение на снос деревьев предприятию, у которого на тот момент не имелось оформленного разрешения на проведение строительно-монтажных работ. По данному факту председателю комиссии было внесено представление об устранении нарушений закона, директору ООО «Салаватстекло-Омск» объявлено предостережение о недопустимости незаконного сноса зеленых насаждений, а в Центральный районный суд было направлено исковое заявление с требованием о признании данного решения комиссии недействительным (судом это исковое заявление было удовлетворено в полном объеме). И хотя в настоящее время ООО «Салаватстекло-Омск» уже получены все необходимые документы на строительство, но факт остается фактом.