а также производством прицепов и корпусов белорусских тракторов.
По мнению участников координационного совета по промышленной и научно-технической политике Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС), который проходил в нашем городе 18 марта, кризис для сибирских предприятий может быть не помехой в том случае, если на своих предприятиях они будут производить инновационную продукцию. Причем эта продукция должна быть импортозамещающей. Текущее заседание совета стало последним этапом в разработке и принятии инновационной программы «Сибирское машиностроение», реализация которой позволит предприятиям СФО получать господдержку и выпускать востребованную продукцию.
Ее презентация со всеми поправками и уточнениями будет представлена в июне во время проведения в Омске выставки ВТТВ-2009. Но для начала председательствующему первому заместителю председателя правительства Омской области Евгению ВДОВИНУ, новому заместителю полпреда президента в СФО Вадиму ГОНЧАРОВУ и другим участникам МАСС предстояло заслушать и одобрить подпрограммы, в разработке которых участвовали специалисты из Абакана, Барнаула, Иркутска, Кемерова, Красноярска, Новосибирска, Томска, Читы, Улан-Удэ и Омска.
Потенциал сибирского машиностроения оценен в 9 млрд рублей
Начальник управления оборонной промышленности, энергетики и связи министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области Валерий ЛОСЬ представил омскую версию подпрограммы развития транспортного машиностроения «СибМаш-транс». По плану ее реализация должна начаться уже в следующем году, а закончиться — в 2014 году. Это оптимистический вариант развития. Однако из-за проблем с финансированием запуск подпрограммы может задержаться на два года – пессимистический вариант развития. В первом случае необходимы финансовые вливания в размере 9,5 млрд рублей, во втором – 4, 5 млрд рублей. Финансирование подпрограммы, по версии разработчиков, должно осуществляться из федерального бюджета и казны субъектов РФ в СФО (оптимистический вариант — 3, 64 млрд рублей, пессимистический — 1, 8 млрд рублей), а также за счет средств внебюджетных источников (5, 46 млрд рублей и 2, 7 млрд рублей).
По прогнозам директора экспертного научно-технического центра «Сибирское машиностроение» Валерия ЖИЛЬЦОВА, при реализации «СибМаш-транса» каждый рубль государственной поддержки принесет не менее двух-трех рублей прибыли, а также появится возможность создать14 тысяч рабочих мест.
В зависимости от объемов финансирования в ходе реализации подпрограммы предприятия СФО должны выпустить от 300 до 510 видов инновационной продукции. Начальник оборонной промышленности сообщил, что в Омске уже есть реальные продвижения в этом направлении. В СибАДИ начато проектирование дирижаблей большой грузоподъемности, которые в подпрограмму, правда, не вошли, а на базе мощностей ФГУП «Завод подъемных машин» будет функционировать ремонтно-модернизационный центр транспортного сельскохозяйственного машиностроения, а также заработает производство корпусов тракторов МТЗ 82 и прицепной техники по программе союзного государства Беларусь. По сути это означает, что омские власти решили прекратить выпуск на заводе такой продукции, как лифты.
В подпрограмму «СибМаш-транс» вошла еще одна разработка ученых СибАДИ – организация сборочного производства грузовых автомобилей «северного» исполнения для регионов Крайнего Севера на базе отечественных авто. На производство машин, способных функционировать при температуре до – 60 С, планируется выделить от 75 до 170 млн рублей.
Газпром готов помочь
Главный федеральный инспектор Аппарата полномочного представителя президента РФ в СФО Василий СОКОЛОВ рассказал на совете, как топливно-энергетическому комплексу Сибири можно достичь успехов совместно с ОАО «Газпром» в рамках подпрограммы МАСС «СибМаш-ТЭК». Он заверил, что для этого необходимо активнее взаимодействовать с газпромовским дочерним предприятием ООО «Газпром комплектация». В 2008 году этой компанией было проведено тендеров почти на 200 млрд рублей, в текущем году, заметил Василий СОКОЛОВ, предусматривается увеличение закупок машиностроительной продукции.
— Новосибирское предприятие уже выиграло тендер на поставку оборудования на сумму 2 млрд рублей до 2011 года. Ряд сибирских предприятий заявили желание создать совместное производство с использованием японских технологий для изготовления продукции для нужд Газпрома, — сообщил об успешных проектах главный федеральный инспектор.
От импорта сложно избавиться
Упомянул в своем докладе Японию и начальник центра технического аудита ОАО «РЖД» Сергей ПАЛКИН. По его словам, в России не хватает рельсов необходимого количества и качества. Даже для создания скоростного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом пришлось их закупать в Стране восходящего солнца. А зампредседатель Сибирского отделения Российской академии наук Василий ФОМИН отметил, что в России практически не выпускаются твердосплавные инструменты. А если же они и производятся, то по технологии, отстающей от западной на 20-30 лет.
— Даже этот инструмент делается с помощью западных заготовок. Стоит пресечь эту линию поставки, и у нас в стране не будет твердосплавных инструментов. Станки покупаем, а как будем работать, непонятно, — посетовал зампред СО РАН.
Для решения этой проблемы в скором времени четыре новосибирских завода в кооперации займутся изготовлением данной продукции.
Железная дорога обеспечит заказом на 20 лет вперед
По словам Сергея ПАЛКИНА, для железной дороги техперевооружение и модернизация транспорта является приоритетным направлением, несмотря на падение грузоперевозок от 22 до 30%. Долгосрочные программы будут реализованы в любом случае.
— До 2030 года требуется приобрести более 20 тысяч локомотивов, 1 млн грузовых вагонов. Всего по программе будет израсходовано около 650 млрд рублей. Необходимо построить 22, 5 тысячи километров новых железнодорожных линий. Требуется огромное количество рельсов. Ближайшее время необходимо будет создать новую компонентную базу для производств локомотивов, и компания приветствует развитие производства в СФО. И в Омске, на Омсктрансмаше. Мы уже разработали вагоны более высокой грузоподъемности. Компания готова поддержать предприятия долгосрочным заказом на их производство, а также приличным заказом на 15-20 лет на производство подшипников кассетного типа для вагонов. Требуется реализовать массовое производство асинхронных тяговых двигателей для локомотивов. И я знаю, есть такой потенциал в Омске, — сообщил Сергей ПАЛКИН.
Начальник центра технического аудита подчеркнул, что и сейчас железной дороге вкупе с российскими предприятиями уже есть чем гордиться.
Создан магистральный тепловоз нового поколения «Витязь» мощностью 7 тысяч л.с., оснащенный двигателем Евро 3. На Уралмашзаводе выпущен новый российский электровоз. А в конце декабря прошлого года прошли испытания разработанного в Омске газотурбовоза нового поколение ГТ-1, аналогов которому пока нет в мире. Данное ноу-хау весом 15 тысяч тонн работает на сжиженном природном газе. Сергей ПАЛКИН заметил, что для полноценной работы такого вида техники потребуется 1 млн тонн в год сжиженного природного газа. Однако пока в стране реально произвести лишь 50 тысяч тонн.
В то же время господин ПАЛКИН не стал скрывать, что технологическая отсталость отечественного машиностроения на данный момент имеет место быть.
— Мы сейчас имеем предложения от всех мировых производителей железнодорожной техники, которые предлагают ее нам на очень выгодных условиях. Конечно, их предложения нужно использовать. Надо понимать, что одной РЖД, какой бы она ни была крупной, вытащить отечественное машиностроение не под силу. Необходимо делать ставку на развитие среднего и малого бизнеса, создавать конкурентную среду, — сообщил он.
Пока же отечественные производители предпочитают не конкурировать, а кооперироваться в рамках некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники», участниками которого являются 78 предприятий из 35 субъектов РФ.
Сергей ПАЛКИН заметил, что на некоммерческое партнерство приходится 82% производимой в стране продукции на сумму более 200 млрд рублей, и предложил омским предприятиям присоединяться.
Сельское хозяйство нужно перевооружать
Подпрограмму сельскохозяйственного машиностроения представил заместитель председателя СО Россельхозакадемии по научной работе Виктор АЛЬТ. Он также отметил, что АПК в СФО в срочном порядке необходимо производить техническое перевооружение. По его данным, сибирским сельхозпредприятиям уже сейчас не хватает 8, 8 тысячи тракторов и 3, 4 тысячи комбайнов. Существует и потребность в другом оборудовании, которое в России практически не производится.
— Нужно просматривать возможность выпуска оборудования для кормопроизводства. У нас его практически нет. Отсутствует оборудование для молочного скотоводства, птицеводства, свиноводства. Уважаемые машиностроители, вот вам поле деятельности, — обратился к членам совета Виктор АЛЬТ.
Очень скептически докладчик отнесся к поставке оборудования в лизинг, назвав такую схему приобретения сельхозтехники двойным обременением для предприятий.
— Сейчас государством в разном объеме компенсируется приобретение сельхозтехники. Это существенно улучшило возможность ее приобретения по сравнению с услугами Рослизинга. Если вы берете технику в Рослизинге, к примеру, за 100 рублей, то в итоге получаете ее за 120 рублей. При этом вы должны заложить свою технику. Получается двойное обременение. На данный момент отсутствует компания, которая бы помогала аграрному машиностроению технически перевооружаться, — высказал мнение представитель Россельхозакадемии.