Для успешной деятельности зерновиков разработчики концепции предлагают создать при Минэкономразвития РФ подразделение, курирующее Сибирь.
23 июля в Омске на экспертно-консультационном совете по сельскому хозяйству межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» говорили о проекте концепции межрегиональной программы «Развитие зернового рынка Сибири на период до 2025 года». Его представила заведующая Алтайским филиалом СФНЦА РАН, доктор экономических наук Галина ГРИЦЕНКО. Приводим основные выкладки доклада.
За последние пять лет (по сравнению с пятилетием 1986-1990 гг.) душевое производство зерна в Сибири уменьшилось на 73 кг (8,8 процента), сократились площади посева озимой пшеницы. Основной зерновой культурой стала пшеница, ее площадь в структуре посевов зерновых составляет 64,1 процента. Мало производится пшеничной муки, особенно высших сортов, что формирует острый дефицит сырья для макаронной промышленности.
Сокращение посевных площадей произошло во всех регионах Сибири, но значительнее всего в Республике Алтай, Тыве, Хакасии и Забайкальском крае. Тем не менее объемы производства зерна позволяют не только полностью обеспечивать хлебофуражные потребности Сибири, но и иметь свободные ресурсы, которые по межрегиональным связям вывозятся в другие регионы страны и на экспорт. Географическая близость Сибири с Китаем, Монголией, Южной Кореей предопределяет широкие и устойчивые перспективы развития приграничного сотрудничества в торговле зерном. Однако экспорт развит слабо и особенно проблематичен в урожайные годы. Существующий механизм интервенции до сих пор не отработан в полной мере. Как правило, торги проводятся в поздние сроки. Крупные компании закупают зерно за минимальную цену, а затем продают продукцию уже по более высокой стоимости. В результате зернопроизводители несут убытки, что сказывается на функционировании зернового рынка.
Программа развития зернового рынка Сибири должна создать благоприятные условия для формирования эффективной, конкурентоспособной системы производства, переработки и реализации зерна, обеспечивающей внутренние потребности региона и создающей экспортный потенциал. Чтобы достичь этого, придется решить ряд нетривиальных задач, в частности, внедрить перспективные технологии переработки зерна, провести техническое перевооружение отрасли и обеспечивающей ее науки.
Вопросы глубокой переработки зерна имеют стратегическое значение, т.к. реализация, а тем более экспорт зерна приводит к кратному снижению эффективности производства, доходов в бюджеты всех уровней, темпов развития малого и микробизнеса. Как результат — снижается занятость на селе.
К основным направлениям развития зернового рынка Сибири относятся создание логистического и информационно-маркетингового центров по экспорту зерна, развитие межгосударственных и межрегиональных связей, переориентация экспорта зерна на вывоз муки и других продуктов, формирование территориальных кластеров.
Экспорт для нашей страны – больше вынужденное явление экономики, сложившееся в силу низкой покупательной способности населения и инвестиционного потенциала иностранного бизнеса. Но для того чтобы он был эффективен, необходимо использовать опыт движения товара, который применяют транснациональные компании, а значит, на уровне Сибири надо создавать аналогичные объединения на кластерной основе. Сегодня ни один из отдельно взятых регионов не обладает нужными условиями в достаточном количестве.
Концепция «Развитие зернового рынка Сибири на период до 2025 года» разработана в двух вариантах. Первый – инновационный. Он предполагает формирование эффективного производства на базе современной обновляющейся техники и технологий, создание условий для выхода на внешний рынок с конкурентоспособной продукцией и повышения доходности зернопроизводителей. Второй вариант – программно-целевой. Он добавляет к первому концентрацию ресурсов на приоритетных задачах зерновой отрасли, требует более значительных финансовых вложений, направленных на технические и социальные преобразования.
Если фактическая урожайность по Сибири составляла в 2014-2018 годах 15,5 центнера с га, то по первому варианту к 2025 году она должна вырасти до 17,5, а по второму — до 18,5 ц/га.
Внедрение предложенных действий в работу поможет удовлетворить потребности Сибири в зерне, в том числе отрасль животноводства, а также часть зерна отправлять на зарубежные рынки. В структуре посевов зерновых целесообразно расширить долю озимой ржи, в том числе в Омской области. Также у нас возможно увеличение полей гречихи, проса.
Предполагается, что реализация программы будет осуществляться на основе проектного планирования, а финансирование проектов — на основе государственно-частного партнерства, что потребует частичного пересмотра программы зернового производства регионов–участников проекта. Это особенно важно сегодня, когда стратегическое планирование в отдельных регионах осуществляется с перспективой на один–два года. С таким подходом никакие варианты работать не будут.
Предлагается для реализации программ внести изменения в структуру управления: при Минэкономразвития РФ создать подразделение, курирующее развитие Сибири, в совете межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» – самостоятельное юрлицо, учредителями которого станут Минэкономразвития РФ, правительство регионов и наиболее крупные компании Сибири, имеющие отношение к зерновому рынку. Данное юрлицо будет изучать потенциальные рынки сбыта продукции, разрабатывать структуру будущих кластеров, определять объемы поставок, привлекать инвесторов, контролировать качество продукции и т.д.