ОАО «Аптечная сеть «Омское лекарство» оспаривает в арбитражном суде приказ УФАС по Омской области от 30 апреля текущего года. Согласно приказу «Омское лекарство» включено в реестр хозяйствующих субъектов с долей рынка более 35%.
Омские антимонопольщики по поручению ФАС России провели анализ состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации лекарственных средств и парфюмерных изделий за 2007 год. Анализ проводился как по городу Омску, так и на локальных рынках — в муниципальных районах. Выяснилось, что «Омское лекарство» в 29 районах имеет долю рынка свыше 50%, в двух районах — от 35% до 50%. В Омске доля аптечной сети оказалась ниже 35%. Тем не менее «Омское лекарство» включили в реестр на основании районных показателей.
В «Омском лекарстве» утверждают, что доля их аптечной сети на рынке ниже 35%. Истец считает, что УФАС при расчете доли не должна была учитывать ту часть товарооборота сети, которую «Омское лекарство» получило как держатель контракта по обеспечению населения Омска и Омской области бесплатными медицинскими препаратами. Напомним, что этот контракт реализуется «Омским лекарством» в рамках федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Истечет срок контракта 31 сентября 2009 года. В статистической отчетности «Омского лекарства», по признанию истца, «вознаграждение» за исполнение обязательств по этому контракту указывается. Но при анализе доли рынка в розничной торговле по мнению истца этот показатель учитываться не должен. «Это (препараты, распространяемые «Омским лекарством» в рамках контракта по ДЛО — «КВ») не наши лекарства, мы просто являемся посредниками, получаем за это вознаграждение, но причислять это к розничной торговле неправомерно», — заявила 11 августа в предварительном судебном слушании по делу представительница «Омского лекарства». Требование исключить «Омское лекарство из реестра хозяйствующих субъектов с долей рынка более 35% истец объяснил так: «Мы хотим, чтобы нас исключили из реестра, так как включение обязывает нас многие сделки совершать с учетом мнения ФАС, мы должны не только согласовывать с ними, но и получать предварительное одобрение. Это влияет на нашу маневренность на рынке, мы не можем быстро принимать определенные решения. Мы становимся обязанными подавать отчеты в УФАС. Это влечет за собой дополнительные силы и средства. Тем более сейчас, в условиях кризиса на фармрынке, мы и так практически уходим в минус по обороту и выручке». Ответчик в свою очередь заверила суд, что внесение в реестр обязывает «Омское лекарство» лишь раз в полгода или в год предоставлять в УФАС информацию по объемам реализованной продукции. «Никаким другим образом мы их не притесняем. Я не вижу оснований для исключения из анализа доли «Омского лекарства» препаратов, проходящих по контракту ДЛО. Товарооборот по бухгалтерским документам проходит в полном объеме», — отметила представительница УФАС. Истец подтвердила, что данные по товарообороту учитываются в аптечной сети совокупно, и пообещала суду сделать выписку из бухгалтерии с разделением оборота по рознице и по ДЛО.
С начала года ФАС России проводит мониторинг розничных цен на 100 наиболее востребованных населением лекарственных средств среди аптечных сетей с долей на рынке более 35%. В опубликованный на сайте ФАС список аптечных сетей, завышающих цены на препараты, «Омское лекарство» не вошло. Нет в списке и других омских аптечных сетей. Следующий отчет омское УФАС подаст только через три месяца.
Следующее заседание суда по делу между «Омским лекарством» и УФАС по Омской области пройдет 8 сентября. “КВ” продолжат следить за развитием событий, хотя и истец, и ответчик в предварительном слушании заявили, что будут выступать против присутствия прессы на следующем заседании.