Все рубрики
В Омске пятница, 27 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 99,2295    € 103,2997

Александр ТРИППЕЛЬ, предприниматель: «Любая компания, которая не является собственником сырья, не сможет вытянуть омский химический комплекс без помощи Газпрома, Газпром нефти и государственной поддержки».

2 сентября 2009 11:46
0
2433

Накануне Дня работника нефтяной и газовой промышленности главный редактор «Коммерческих вестей» Марат ИСАНГАЗИН встретился с бывшим министром нефтехимического комплекса Омской области Александром ТРИППЕЛЕМ и задал ему ряд вопросов.

-Александр Фридрихович, чем вы сейчас занимаетесь?

— Скажем так: не занимая никакой руководящей должности в компании, реализую инвестиционный проект, связанный с переработкой полимеров (выпуском пленок, полиграфией, гибкой упаковкой).

— Как называется компания?

— ООО «Планета-Центр», которая до этого специализировалась и продолжает заниматься оптовой продажей и хранением шин. Я являюсь одним из учредителей в этом обществе.

— Чем отличается ООО «Планета-Центр» от ООО «ТД Планета Шин»?

— ООО «ТД Планета Шин» занимается хранением, логистикой, а ООО «Планета-Центр» — оптовой продажей шин, производством и переработкой полимеров. В будущем предполагаю, что шинное направление будет полностью передано ООО «ТД Планета Шин».

— Инвестиционный проект, которым вы занимаетесь, еще не завершен?

— В целом стоимость проекта, не считая инфраструктуры и здания, порядка 900 млн рублей. Сегодня завершен первый этап.

— Чем он завершился?

— Запуском трех линий по производству пленок: полипропилен, полиэтилен, стретч-пленка. Мощность каждой – 300-350 тонн в месяц. От 50-60% мощностей загружены. Запустили новую флексографическую 8-цветную машину, дополнительно к тому оборудованию, которое купили у ООО «Компания СотГраф», плюс ламинатор, несколько линий по производству пакетов. На всем этом производстве задействовано около 250 человек. Производство находится на территории ПО «Полет».

— В одном корпусе с заводом «Сиблифт»?

— Да.

— Месячная выручка вашего предприятия?

— Порядка 70 млн рублей.

— При полной загрузке?

— При полной выручка предполагается порядка 120 млн рублей в месяц.

— На полную загрузку вы не можете выйти потому, что спрос оказался не тот, на который рассчитывали?

— Вы о влиянии кризиса? Абсолютно не вижу никаких проблем. Большая часть нашей продукции связана с продуктовым рынком, а этот рынок как работал, так и работает. Просто мы выходим на рынок, который не был свободен. Мы растем ежемесячно, но не так быстро, как хотелось бы.

— То есть до вас на эти предприятия кто-то другой поставлял упаковку?

— Поставщики были из Екатеринбурга, Питера, Москвы, Новосибирска. А сейчас заходим мы.

— Из-за того, что с учетом транспортной составляющей ваша продукция дешевле?

— Есть и другие преимущества: время изготовления, логистика, собственные материалы. Тут ряд факторов, которые влияют на спрос. Рынок пустым не бывает. Поставщиков потребители меняют не так просто, необходимо провести испытания продукции, убедиться в надежности поставщика и т.д. На все это требуется время.

— Кто самый крупный ваш заказчик?

— Потребителей много, к сожалению, самые большие находятся не в Омске, а в других городах: Питере, Екатеринбурге, Новосибирске, Барнауле, Казани. В Омске, например, наши соседи: хлебозавод «Румяновъ».

— Наверное, самая острая конкуренция на полиграфическом рынке?

— Полиграфистов в Омске много. Но нет компаний, которые сами производят пленку. Наша идеология с самого начала была следующая: мы производим пленки, часть продаем, часть перерабатываем в полиграфии и продаем в виде рулонной печати. А часть перерабатываем в конечный продукт – готовую упаковку. Как бы такая вертикальная интеграция: от пленки до упаковки.

— Какой объем собственной полипропиленовой пленки вы перерабатываете в конечную продукцию?

— Около 30%. Кризис нам даже несколько помог: ранее немало полиграфической продукции, пленок потребители закупали за границей. Но после того, что проделали с курсом доллара и евро, многие из них переориентировались на отечественных производителей.
— А само сырье, гранулы откуда получаете?

— Когда начинали проект, первые объемы сырья тоже закупали импортные. Сейчас около 80% уже берем российского. Недавно ООО «Нижнекамскнефтехим» запустило производство линейного полиэтилена.

— В связи с этим вопрос: насколько перспективен будущий Омский завод по производству полипропилена?

— Я и раньше затруднялся и сейчас затрудняюсь дать объективную оценку этого проекта, потому что здесь больше будут влиять субъективные факторы: как себя поведет Газпром нефть при продаже сырья, по какой цене будет его продавать, будет ли поставлять его вообще? Ведь Сибур строит аналогичное производство в Тобольске с мощностью в три раза больше, на своей сырьевой базе. При запуске мощностей в Омске, Тобольске рынок российский будет перенасыщен, необходимо будет большие объемы продавать на экспорт. А мировой рынок к 2012 году при реализации планов, которые есть у мировых производителей, будет перенасыщен по прогнозам до 10 млн тонн в год. Так что на рынке полипропилена будет непросто. Надеюсь, у Омского завода есть скрытые резервы, о которых мы не знаем, и он займет достойное место на рынке.

— В какую сумму обошелся первый этап вашего инвестиционного проекта?

— Около 450 млн рублей. Это стоимость только закупки оборудования.

— А второй этап с чем связан?

— У нас есть производственные площади со всей необходимой инфраструктурой, на которой мы и планируем реализовать второй этап. В первую очередь те направления, которые наиболее востребованы на рынке. Мы изначально разработали инвестиционный проект с большим ассортиментным рядом похожих продуктов, так как считаем, что плотность населения в Сибири, на Урале, Востоке небольшая, потребителей немного, а территории огромные. Следовательно, необходимо учитывать транспортную составляющую. Если бы данный проект реализовывался в европейской части России, он был бы изменен(уменьшен ассортиментный ряд и увеличен объем).
— То есть вы ориентируетесь на Урал с запада и Новосибирск, Барнаул – на востоке?

— На восток даже дальше — Красноярск, Иркутск, Чита. А по полипропиленовым пленкам – и Москва, и Питер.
В последние год-полтора ГКНПЦ им. Хруничева, филиалом которого стал Полет, пытается обратно получить те земли, помещения, которые в свое время были Полетом на собственной территории проданы. У вас не пытались обратно корпус забрать?

— Предложение было, но оно было не реально. Потому что к тому моменту наше производство уже запустилось и все это было достаточно сложно откатить обратно.

— Ситуация меняется. Говорят, Полету теперь под космическую программу уже не хватает имеющихся площадей.

— Возможно, это и так. Мы же не знаем далеко идущих планов холдингов, в которые вошли омские предприятия ВПК. Могу только сказать, что не без поддержки ПО «Полет» в Омске сегодня создано более 600 рабочих мест: ООО «Планета-Центр», Сиблифт, Румяновъ. И это в период так называемого кризиса. Еще хотел бы добавить, что на омских предприятиях ВПК — и на ПО «Полет», и на ОМО им. Баранова, и на Омсктрансмаше — есть огромная свободная территория, обеспеченная всей необходимой инфраструктурой, вплоть до дорог. Вблизи пролегают общественные транспортные маршруты. Это большие резервы для реализации инвестиционных производственных проектов и, может быть, создания там особых экономических зон. На мой взгляд, имеющиеся у них возможности по энергетическим мощностям еще лет десять, как минимум, им не понадобятся. Необходимо только провести объективный прогноз развития этих предприятий, договориться местным властям и федеральным вышестоящим структурам о правилах использования этих территорий и на определенных условиях запускать туда предпринимателей с производственными проектами. Предприятия ВПК снизят свои затраты, связанные с содержанием своих объектов и налогами, а государство (все уровни власти) сможет обеспечить реальные льготные условия для инвестиций в производство (в виде бесплатного права подключения к избыточным мощностям инфраструктуры). Уверен, что при таком подходе выиграют все: государство, инвесторы, население.

— Но московские холдинги вряд ли будут в этом заинтересованы. Они сегодня пытаются вернуть то, что было продано раньше, ведь это все растет в цене, и они сами, наверное, предполагают развивать свои площадки?

— Московские холдинги принадлежат государству, и они будут делать все, что выгодно для государства.

— Есть ли какие-нибудь перспективы у Омского каучука и Химпрома?

— Любая компания в Омске, которая не является собственником сырья, не сможет вытянуть этот химический комплекс и сделать его эффективным без помощи Газпрома, Газпром нефти и государственной поддержки.

— Я помню, был период, когда в Сибнефти создавался было департамент химической промышленности как раз под Омский каучук и Химпром, но не получилось...

— И не получится. Газпром нефть работает эффективно, продает сырье, топливо, зарабатывает, имеет какую-то маржу. Для чего ему вкладывать огромные деньги в дальнейшую переработку, в производство этилена, стирола, полистирола… На рынке ситуация такова, что компания продает без проблем нефтехимическое сырье и, ничего дополнительно не вкладывая, получает прибыль. Задачи, которые ставят акционеры перед ней, выполняет, налоги платит. Что еще надо? Государство к ней претензий не имеет. Это уж государство должно ставить перед собой задачу: если есть где-то переработка нефти, есть сырье нефтехимическое, сделать цепочку законченной. Именно государству надо определиться: иметь ли компанию Газпром нефть, которая эффективно работает и продает сырье, или, может быть, правильнее закончить весь комплекс переработки, сделав какой-то объем капиталовложений. И тогда, когда цена на нефть упадет на мировом рынке (а она будет прыгать всегда), мы будем готовы перерабатывать хотя бы 2/3 всей нефти, продавать конечный продукт и быть конкурентными на мировом рынке. Может быть, государству эта задача более важна?..

— В советское время для этого и создавался рядом с нефтепереработкой завод СК.

— И правильно создавался. В свое время были спланированы такие «кусты» – Томский, Омский, Самарский, Башкирский, Татарский (Нижняя Кама). Все эти «кусты» должны были быть закончены производством каучуков, пластмасс, шин и т.д.

— В Татарии как раз закончены?

— Я бы сказал, они структурно правильно продолжают развиваться в последние годы, запустив новые производства: полистирола, полипропилена, линейного полиэтилена и т.д. Запустили новое производство легковых шин. В этом году запускают производство грузовых шин ЦМК по технологии «континенталь». Именно так надо развивать нефтехимические округа.

— В ваших продажах какое соотношение импортных и отечественных шин?

— У нас есть и розничная сеть, где продается до 40% импорта.

— Падение продаж?

— Наоборот, порядка 20% приросли по отношению к прошлому году.

— Почему тогда на шинных заводах упали объемы?

— Из-за падения объемов комплектации автозаводов. Во всем мире производство машин снизилось, а меньше машин на улицах не стало. Поэтому розница работает.

— Неужели кризис вообще не почувствовали?

— Почувствовали.

— Как?

— По стоимости и доступности кредитов. Наш инвестиционный проект мы реализуем совместно со Сбербанком. У нас сложился в этот сложный период нормальный конструктивный диалог с банком, они нас поддержали, и сегодня мы готовы говорить о втором этапе проекта.
— А смысл? Вы же говорите, что загружены только на 50%.

— Мы видим тенденцию спроса. К моменту поступления оборудования пройдет не менее года. Предполагаю, что к маю следующего года мы будем загружены на 80% по пленкам, по стретч-пленкам у нас уже сегодня не хватает мощностей.

— А они куда идут?

— На складское хранение, транспортировку грузов в паллетах. Еще одну линию хоть сегодня можно покупать.

— По кредитам на первом этапе, наверное, процентов 13 у вас были кредиты, а сейчас по 22-24%?

— На рынке так. Но мы не поднялись выше 18%, а по инвестиционным проектам должны остаться на уровне 16%. Мы открылись банку полностью, показали наш бизнес, обеспечили залоги, своевременно обслуживаем и возвращаем кредиты, работаем рентабельно, есть все основания продолжать проект.

— По шинам вы сказали, что объемы розничных продаж увеличились. А в опте?

— В опте немного снизились, но незначительно. И произошло это, в основном, в последний квартал прошлого и первый квартал текущего года. Когда строительство встало.

— При чем здесь строительство?

— Большое количество транспортных компаний, которые обеспечивали строительство, встали и не покупали шины. В январе-марте грузоперевозки по России почти не осуществлялись. Сейчас уже начала появляться загрузка, есть движение.

— Все говорят о второй волне кризиса, а вы видите положительные сдвиги. До дна мы все-таки опустились или нет?

— Я не вижу объективных предпосылок для второй волны кризиса. Якобы у банков накопились какие-то «плохие» кредиты. Но я разговариваю с банками. По их утверждению, они уже многое подчистили и уже управляют этим процессом. Во всяком случае, ведущие банки.

— Как откроешь сайт арбитражного суда, то там масса исков от банков о взыскании и, наоборот, немало исков к банкам – о признании кредитов недействительными.
— Вы не считаете, что это просто последствия беспечности банков, когда деньги с такой легкостью раздавались?

— За все надо платить.

— А насчет кризиса я бы сказал вам так: кризис был последние 3-4 года (до середины 2008 года), когда безумно росла стоимость активов, недвижимости, сырья, продукции. Не было для этого никаких объективных причин, кроме легкодоступных кредитных денег и финансовых пирамид. А сейчас на рынке нормальная конкурентная среда, в этих условиях необходимо научиться работать и быть конкурентными, развивать перерабатывающую промышленность. Лучших условий для развития не будет. Минус в настоящем времени только один – это «дорогие» кредиты.

— Приближается День работника нефтяной и газовой промышленности, вы себя еще относите к данной категории или отмечаете только профессиональный праздник работника химической промышленности?

— Конечно, чувствую свою сопричастность. Нефтяная и газовая отрасли очень значимы для Омской области. Здесь работают тысячи омичей. Я поздравляю их всех с профессиональным праздником. Желаю благополучия и им, и предприятиям, где они работают. Будут процветать в регионе нефтепереработка и транспортировка газа, значит, и Омская область будет в целом жить лучше.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.