по земельному налогу.
На заседании комитета горсовета по финансово-бюджетным вопросам 8 октября депутаты обсудили потенциал увеличения доходов города от использования земель.
По информации директора департамента финансов и контроля Богдана МАСАНА, в первом полугодии 2009 года в бюджет города поступило 1 млрд 23 млн рублей земельного налога, это в 1,3 раза больше, чем за аналогичный период 2008 года. По данным на 6 октября поступления достигли 1 млрд 562 млн рублей при годовом плане в 2 млрд 96 млн. Поступления земельного налога резко подскочили со второго квартала 2008 года, когда налогоплательщики сдали первые декларации с учетом новой кадастрой оценки земли (поступления налога в I квартале 2008 года за IV квартал 2007 года – 254,7 млн рублей, во II квартале 2008 года – уже 517,3 млн рублей).
Богдан МАСАН сообщил, что 55,5% от общей суммы земельного налога поступают от 11 крупнейших организаций города (см. таблицу). Всего по данным на 1 января 2009 года в Омске было зарегистрировано 94 тысячи плательщиков земельного налога.
От применения пониженных налоговых ставок, установленных горсоветом еще в 2005 году для отдельных видов земель (например, для участков под многоквартирными домами, гаражами и автостоянками), по расчетам департамента, бюджет города теряет порядка 418,1 млн рублей. Еще 1,1 млрд рублей город недополучает от предоставления налоговых льгот областным и городским органам власти и бюджетным учреждениям, финансируемым из казны Омска и области. При этом 70% объема предоставляемых льгот составляют платежи муниципальных учреждений города.
— Какие есть резервы у города для того, чтобы из существующей структуры городских земель получать максимальные налоги? — поинтересовался депутат Сергей ТЕРЛЕЕВ.
Богдан МАСАН сообщил, что на сегодняшний день 26% земель города оформлены в собственность и облагаются налогом. Еще 5% земель находятся в аренде. 17% фактически не используются либо используются незаконно, поэтому в бюджет города доходы от них не поступают. 52% площади города — земли, изъятые из оборота и ограниченные в обороте в соответствии с федеральным законодательством. В основном это земли Минобороны РФ, занимающие южную часть Омска и освобожденные от налога.
— Межбюджетные отношения у нас в России построены очень своеобразно, — заметил Богдан МАСАН. – Земельный налог – это местный налог, значит, его должны устанавливать органы местного самоуправления. Но тем не менее законом РФ установлено, что земли Минобороны освобождены от налога. То есть РФ вторглась в отношения между местными органами власти и налогоплательщиками.
По мнению администрации, не все земли Омска включены в состав федеральных обоснованно и именно они сегодня используются самым неэффективным для города образом. Поэтому мэрия планирует через Госдуму РФ добиться пересмотра ситуации с передачей земель федеральным структурам. В крайнем случае муниципалитет готов судиться с Минобороны РФ, чтобы вернуть себе земли города.
По мнению департамента имущественных отношений, для получения максимальных доходов город должен активнее продавать земли в частную собственность.
— Если бы это было в полномочиях муниципалитета, мы бы снизили выкупную цену на земельные участки под объектами недвижимости, чтобы стимулировать их выкуп и в дальнейшем взимать земельный налог, — выступил первый заместитель директора департамента имущественных отношений Вадим МЕРЕНКОВ.
По словам Вадима МЕРЕНКОВА, сегодня предприниматели не видят смысла выкупать землю, поскольку налог на нее сопоставим с арендной платой. «Выкупают участки только те, кому надо перекредитоваться и заложить в банке не только объект недвижимости, но и землю», — пояснил г-н МЕРЕНКОВ.
Список крупнейших плательщиков земельного налога в Омске
(их платежи составляют половину поступлений земельного налога в бюджет города):
ОАО «Газпромнефть – Омский НПЗ»
Филиал ОАО «ТГК-11»
ЗАО ГК «Титан»
ОАО «Мясокомбинат Омский»
ОАО «Омскшина»
Омский аграрный университет
ОАО «Завод технического углерода»
ООО «ЛВЗ «ОША»
ООО «ТД «Планета шин»