Реализация проекта строительства нового жилого микрорайона и различных коммерческих объектов за «Ареной Омск» тормозится. Об этом стало известно на заседании областного градостроительного совета, состоявшемся 16 октября. Градсовет рассмотрел эскиз застройки территории, прилегающей к ледовому дворцу Арена Омск в границах улиц Лукашевича, Крупской, Туполева (микрорайон «Прибрежный»).
Градсовет споткнулся о высотную парковку
Заказчиком проекта выступает ООО «Фирма ЛАТИС» (Москва), его уже одобрил градостроительный совет Омска 19 июня 2009 года. Напомним, что ООО «Фирма «ЛАТИС» — структура, близкая к бывшему губернатору Чукотки и бывшему владельцу Сибнефти Роману АБРАМОВИЧУ. По некоторым данным, он финансировал строительство «Арены Омск». Несколько лет назад омские СМИ сообщали, что еще в 2003 году горсовет Омска разрешил выделить акционерам Сибнефти 69 гектаров земли в пойме Иртыша в бесплатную аренду на 49 лет. Сегодня на этой площадке кроме ледовой арены уже построен гипермаркет OBI, а в ближайшей перспективе предполагается разместить большой торгово-развлекательный комплекс «Арена Молл».
Как рассказал автор проекта Александр БЕГУН, на этом участке, отделенном улицей Перелета, кроме торговых комплексов в перспективе также предполагается разместить гостиницу. В результате первая площадка и первая очередь освоения будет представлять собой общественную зону. Для нее запроектировано необходимое количество парковочных мест – плоскостных и подземных, а также есть потребность в строительстве многоэтажной автомобильной парковки. Она тоже нашла свое отражение в генплане. Кроме того, на участке первой очереди имеется многоэтажный жилой комплекс с высотной башней в 35 этажей. Данный объект – стержень всей композиции. В башне предполагается разместить большие квартиры, первые три этажа этого комплекса отданы под общественные функции.
Второй участок и вторая очередь – жилой микрорайон в границах улиц Перелета, Прибрежной, Туполева и Крупской. Его застройка в эскизе выполнена домами переменной этажности от 7 до 15- этажей. Здания выполнены таким образом, чтобы максимальное количество квартир имело обзорный вид на реку. Они расположены по периметру территории и выполнены в виде жилых групп с внутренними дворами, ориентированными на центральную ось микрорайона, идущую параллельно реке.
— На эту ось нанизаны территории детских садов и школа, они максимально озеленены, — рассказал Александр БЕГУН. — В результате получается комфортная центральная зеленая зона, плавно перетекающая в зеленую зону жилых дворов. А пешеходные потоки выходят к парку на берегу Иртыша и минимально пересекаются с проезжими дорогами.
Для всех жилых домов запроектированы подземные парковки из расчета одно машиноместо на квартиру. Все первые этажи в проекте нежилые и используются для входных вестибюлей и коммерческих объектов первичного обслуживания – это аптеки, кабинеты семейного врача, консультационные центры, небольшие магазины, детские и спортивные клубы и так далее.
Планировка всех жилых домов является свободной, в отделке использованы навесные металлические панели, декоративная штукатурка, витражное остекление веранд. Квартиры на верхних этажах предполагается сделать двухуровневыми.
Площадь участка под первую очередь – общественную зону – составляет 44,6 гектара. Участок под жилой микрорайон имеет площадь 38 гектаров. Общая площадь квартир – 287 тысяч кв. метров, а норма обеспеченности жильем по заданию заказчика – 35 кв. метров на человека. Предполагается, что общее количество жителей микрорайона составит более 8 тысяч человек. Для них предусмотрены три детских садика на 280 мест и школа на 1 464 учащихся. В жилом микрорайоне запроектировано 3 278 квартир, при этом мест в подземных парковках даже больше – 3 657. По общественной зоне определена потребность в 8 864 машиноместа, запроектировано 9 185 стояночных мест.
У губернатора Леонида ПОЛЕЖАЕВА сразу возник вопрос – обсчитывали ли разработчики экономическую целесообразность высотной парковки? По словам Александра БЕГУНА, она необходима по расчету, исходя из мэрских нормативов.
— Указов можно разных написать, хороших и нужных, — отреагировал Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — А человек считает свои деньги. Сколько будет стоить одно машиноместо в этой парковке? Красиво, конечно, и композиционно связано, но инвестор обязательно споткнется потом, когда будет реальное инвестирование, с этим компонентом. Я не знаю, может быть, омичи разбогатеют к тому времени.
— Действительно, есть рекомендуемый норматив, который установил мэр города Омска, — прокомментировал свои постоянные требования к застройщикам Виктор ШРЕЙДЕР. — На мой взгляд, он абсолютно логичен. Но это не значит, что надо строить 35 этажей парковки (к слову, в представленном проекте она имеет около 10 этажей — прим. «КВ»). Поэтому если говорить об экономике, четыре-пять этажей парковки – это экономически обосновано. Все остальное – воля инвестора.
Строить пляж уже не актуально
Главный архитектор проектов градостроительной мастерской Омскгражданпроекта Богдан МРЫГЛОД сообщил, что территория, отведенная заказчику, общей площадью более 110 гектаров сегодня освоена примерно на 20%. Дальнейшее освоение требует значительных средств на гидронамыв и создание инженерно-транспортной инфраструктуры.
— В предыдущих проектах застройки Прибрежного рядом с ледовой ареной предусматривался открытый стадион, — напомнил также Богдан МРЫГЛОД. — Понятно, что из коммерческих соображений инвестору это невыгодно. Но сегодня на Левобережье проживает более 250 тысяч жителей, однако нет ни одного стадиона и уже даже трудно найти площадку под его размещение. Здесь в прибрежной зоне, которая не входит в этот проект, было бы уместно разместить стадион, теннисные корты, пляж, сделать благоустроенную набережную.
— Мы не хотели упоминать о прибрежной территории, которая находится севернее «Арены Омск» и магазина OBI, — признался выступивший на градсовете руководитель проекта, представитель ООО «Фирма ЛАТИС» Роман ДИРЕКТОВИЧ. — Но раз речь об этом зашла, там предусматривался и пляж, и разные развлекательные сооружения. Но, к сожалению, сейчас это может быть уже не так актуально. То есть актуально для города, но для нас это определенные затраты, которые мы пока не видим, как можем окупить. Но если проект будет реализовываться в комплексе, то эту территорию мы, конечно, тоже будем делать.
Что касается жилого квартала, по словам Романа ДИРЕКТОВИЧА, компания сейчас над ним работает уже не так активно. Причины тому в основном экономические. «Сейчас спрос на жилье упал, соответственно, упала цена, но стоимость строительства пока остается примерно на том же самом уровне, — пояснил он. – Поэтому когда мы взвешиваем стоимость строительства и то, сколько квартир мы можем продать, получаются не очень хорошие экономические модели».
Еще один вопрос у инвестора вызывает инфраструктура – школы, детские сады, дороги, инженерные сети, которые тоже стоят больших денег. «Здесь мы хотим по возможности просить каким-то образом поучаствовать бюджет, — сообщил г-н ДИРЕКТОВИЧ. – Тогда, может быть, мы могли бы пересмотреть свои планы и сроки по реализации проекта».
Кроме того, часть площадки у заказчика оформлена в аренду, а часть нет. «Должны были провести аукцион, но вопрос уже полтора года обсуждается, все время об этом упоминается, однако до сих пор аукцион так и не проведен, — посетовал он. — Мы готовы в нем поучаствовать, если будут разумные условия, и готовы этот участок оформлять. Собственно, это тоже нас отчасти тормозит в реализации проекта».
— Я не вижу никаких проблем, — парировал Виктор ШРЕЙДЕР. — Просто надо активнее прежде всего самому инвестору взаимодействовать со службами администрации города. Если есть проблемы, я готов вмешаться. Это не будет препятствием.
— Кризис долгим не бывает и заканчивается прежде всего с оживления строительства, — подытожил обсуждение Леонид ПОЛЕЖАЕВ. — Когда вы будете читать в газетах – мы достигли дна или мы оттолкнулись от дна – вы не верьте этому. Как только заработают строительные краны на площадке, значит, кризис подошел к концу. Поэтому с учетом замечаний предлагаю согласиться с представленным проектом.