Все рубрики
В Омске суббота, 2 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,4402    € 105,8415

Андрей ИВАШКИН, генеральный директор ОАО «ЦКБА»:«Гособоронзаказ – это порядка 70% наших объемов»

17 февраля 2010 13:23
0
3008

С 1 января 2010 года ОАО «ЦКБА» и ОАО «Омский завод «Автоматика» работают уже как единое предприятия. Все процедуры по объединению завершены. О задачах, которые стоят сегодня перед объединенным предприятием, о перспективах гособоронзаказа, оптимизации производства и о техническом перевооружении обозревателю «КВ» Николаю ГОРНОВУ рассказал генеральный директор ОАО «ЦКБА» Андрей ИВАШКИН.

Справка КВ
ОАО «ЦКБА» специализируется на разработке и производстве радиоэлектронных управляющих систем и устройств автоматизированной контрольно-проверочной аппаратуры. Основная выпускаемая продукция: станции предупреждения экипажа летательного аппарата об облучении, головки самонаведения для ракет, пассивные радиолокационные системы целеуказания, контрольно-проверочная аппаратура.
С 2008 года входит в ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

— Андрей Николаевич, Омский завод «Автоматика» с нового года уже не существует как юрлицо?

— Вся процедура реорганизации в форме присоединения была полностью завершена 31 декабря 2009 года. С этого момента ОАО «Омский завод «Автоматика» исключено из реестра юридических лиц. С 1 января 2010 года два наших предприятия стали единым целым – ОАО «ЦКБА».

— Может, и не нужно было разбегаться в начале 90-х годов?

— Тогда считали, что выживать в одиночку легче, чем сообща. Насколько обоснованным было принятое решение – сказать трудно. Но результат мы сегодня видим – оба предприятия выжили. Да и разошлись мы, в общем, только формально. Все разработки ЦКБА все равно воплощались на заводе. А разными юридическими лицами два предприятия были всегда, даже когда мы работали в составе производственного объединения. И позже, когда ЦКБА проходило по ведомству авиапромышленности, а завод «Автоматика» — по ведомству радиопромышленности, мы тоже работали в кооперации. Если вспомнить прошедший 2009 год, то порядка 100 млн рублей в объемах – это совместные услуги, оказанные предприятиями друг другу.

— Как прошло слияние?

— По сути, мы готовились к реорганизации в течение 2009 года, поэтому все негативные моменты постарались минимизировать. К 1 января у нас уже были сформированы общие службы, и когда люди вышли на работу после праздников, они уже знали свои цели и задачи, знали, на каких должностях они работают. Шока не было. Как не было и массовых сокращений. Мы сохранили всех людей, и все имущество завода «Автоматика» перешло в ЦКБА. Процесс реорганизации прошел, я считаю, достаточно мирно.

— Но подсократить численность все равно пришлось?

— За эти годы оба предприятия развивали ряд служб, функции которых пересекаются. И перед нами, понятно, стояла задача по оптимизации структуры управления, структуры производства. Необходимо было в том числе провести оптимизацию численности. До реорганизации в ЦКБА и на заводе работало 2197 человек. Сегодня в ЦКБА – 2100 человек. И эту численность мы считаем оптимальной. Если говорить о сокращениях, то в течение 2009 года мы сократили по вспомогательным службам порядка 37 человек на заводе и примерно такое же количество работников в ЦКБА. Численность основных производственных рабочих осталась в прежнем объеме. В науке ни одного человека мы тоже не сократили. Оптимизация коснулась преимущественно управленцев.

— С какими итогами 2009 год завершили ЦКБА и завод «Автоматика»?

— Если считать общий объем по двум предприятиям в 2009 году, то мы закончили год с общим объемом в 1,15 млрд рублей. Это неплохой результат, как я считаю. На заводе мы приросли практически на 40% в сравнении в 2008 годом. Планируем прирост и на этот год. Уже в рамках объединенного предприятия мы должны произвести продукции на 1,3 млрд рублей. Это, как говорится, задача минимум. Заявок у нас немножко больше, так что резерв для роста есть.

— С зарплатными долгами уже рассчитались?

— На сегодняшний день долгов у нас нет. Если в первом полугодии на заводе еще были некоторые сложности, то во втором полугодии мы вышли на устойчивый рост объемов, зарплату выплачиваем без задержек.

— Какова сегодня доля госзаказа?

— Гособоронзаказ – это порядка 70% наших объемов. Уже чувствуется, что государство повернулось лицом к своей промышленности. Правда, есть особенности в наших сегодняшних взаимоотношениях с государством. Со стороны государства, например, нет заказа на научные разработки. Заказ идет на серийное изделие, а научные разработки оплачиваются из средств, выделяемых на приобретение серийной продукции. Отсюда, кстати, и возникает необходимость смычки науки и производства, которую мы сегодня осуществляем.

— Какие планы на 2010 год?

— Будем производить изделия, которые традиционно выпускаем. Будем продолжать работу над начатыми темами. В частности, над разработкой нескольких видов новой техники для многоцелевого истребителя СУ-35. В этом смысле у нас все хорошо. Наше направление – микроэлектроника – оно достаточно востребовано. И в дальнейшем, я считаю, будет только развиваться. У нас появляются новые партнеры, новые заказы. Видны изменения и на финансовом рынке. Если в прошлом году значительно выросли процентные ставки по кредитам, то сегодня они становятся доступнее. Я не говорю, что мы вернулись по ставкам на уровень 2008 года, но тенденция уже есть. Причем если в прошлом году мы ходили по банкам, то теперь уже банки приходят к нам с конкретными предложениями. И это вселяет некоторую уверенность.

— А как с экспортными поставками?

— Спад, который произошел по экспортным контрактам в 2008-2009 годах, был вызван теми же причинами, что и промышленный спад в целом. Повлиял и экономический кризис. Но на 2010-2011 годы уже просматриваются новые заказы. На головных предприятиях, естественно, с которыми мы работаем, – в ОАО «ОКБ Сухого», ФГУП «РСК «МиГ», ОАО «НПК «Иркут». Сами мы экспортными контрактами напрямую никогда не занимались. Были всегда соисполнителями. В общем, я не могу сказать, что трудные времена для нас остались позади, но сегодняшняя ситуация уже дает повод надеяться на планомерное развитие в будущем.

— Теперь все силы будут брошены на техническое перевооружение?

— Техперевооружением мы занимаемся уже давно, начиная примерно с 2002 года. У нас была разработана достаточно серьезная программа по обновлению оборудования, и в рамках этой программы за последние пять лет только в станочный парк мы вложили порядка 120 млн рублей. Приобрели в том числе четыре пятикоординатных обрабатывающих центра, которые позволяют нам решать практически любые задачи. В последние годы, не забывая про механообработку, естественно, мы активно занимаемся и развитием своего базового направления — микроэлектроники. И бюджетные, и собственные средства вкладываем в реконструкцию цеха микроэлектроники. Первый этап реконструкции уже завершен. Мы обновили технологию, оборудование, улучшили класс чистоты и можем теперь выйти на более высокий уровень изготовления микроэлектронных устройств. Перспектива в том, чтобы сконцентрироваться пусть и на одном направлении, но быть в нем первыми. Сегодня мы являемся монополистами в нашей области, и наши разработки – они уникальны. Достичь тех параметров, которые реализованы в нашей аппаратуре, пока не удается никому. Наш научный потенциал, сформированный еще в советские годы, хоть и не получил в 90-е годы должного развития, но все же остается на достаточно высоком уровне. И ЦКБА остается одним из флагманов прикладной науки.

— Но со своей гражданской продукцией вы не хотите расставаться?

— Нет, не хотим. Ультразвук нам близок и понятен, мы с ним работаем много лет. И хотя производство ультразвуковой медицинской техники занимает в наших объемах пока незначительную долю и мы не имеем той отдачи, которая могла бы быть, но на эту технику есть спрос, ее признают, у нас есть постоянные заказчики и есть возможность для расширения рынка сбыта. Наше оборудование, наш научный потенциал, наши технические возможности позволяют нам делать очень интересные и серьезные вещи. Конечно, медицинское оборудование – это товар весьма специфичный и не массовый. В любом случае количеств больниц ограничено. Поэтому мы думаем над возможностью изготовления более массовых медицинских приборов.

— Китайцы, например, массово производят разные ультразвуковые штуки, которые продаются в аптеках и помогают чуть ли не от всех болезней…

— Ну, с производителями из Китая мы соревноваться не намерены, естественно. Мы будем работать с партнерами, которые имеют серьезный вес в медицинских кругах, и если наладим производство массовых медицинских приборов, то только в том случае, если будем иметь подтверждение, что это серьезная медицинская разработка, что она проверена, испытана и точно не навредит потребителю.

— Территориально сокращаться планируете?

— Мы будем оптимизировать, конечно, и занимаемые площади. Будем размещать производство более компактно.

— Насколько уменьшится территория предприятия? Вдвое?

— Все зависит в конечном итоге от производственных задач. Если исходить из сегодняшних реалий, то оптимально нам нужно будет ужаться, вы правы, примерно в два раза. Эту задачу мы рассчитываем решить в течение ближайших нескольких лет.

— И какие идеи по использованию освобождаемых площадей?

— Идей достаточно много. Если наш Чкаловский поселок будет развиваться, то, я думаю, мы найдем точки соприкосновения в этом вопросе с муниципалитетом. Часть территории, которая по другую сторону Космического проспекта, мы уже высвободили, забор перенесли. Сейчас имущественный комплекс сдаем в аренду, чтобы получать от него отдачу, но в дальнейшем, я думаю, там можно будет разместить и какие-то необходимые городу объекты инфраструктуры. Есть варианты и для совместных проектов с частными инвесторами. Те же складские объекты, например, можно использовать под гипермаркет.

 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.