Двадцать девятого апреля на телеканале ГТРК «Омск» состоялся очередной выпуск передачи «Губернаторский час». «КВ» предлагают наиболее интересные фрагменты общения главы региона с телезрителями и журналистами.
О посевной
— Что касается наших селян, они народ очень осторожный и недоверчивый, им всегда кажется, что для всего процесса всегда чего-то не хватает. На самом деле, наверное, чего-то не хватает, но таких проблем, которые бы нам помешали завершить посевную кампанию, она еще собственно не началась, погода видите, какая стоит на дворе, у нас есть все: топливо, семена, минеральные удобрения, финансовые ресурсы. Примерно 3,5 млрд рублей будет стоить посевная кампания, как видите, недешево, из них примерно 700 млн – это кредитные ресурсы. Ну а что касается зерна, реализация зерна идет, и я думаю, что остатки, которые у нас есть, к середине текущего года разойдутся. Никакого пессимизма в этой ситуации ни у кого не должно быть: ни у горожан, ни тем более у селян. Отсеемся вовремя.
О невозможности получении льготных ГСМ на автозаправках своих районов
— На самом деле при проведении так называемой оптимизации нефтезаправочных станций на территории Омской области, а это собственность «Газпром нефти», так делается. И это касается не только Называевской станции, о чем нужно сожалеть, поскольку эта станция стоит на железной дороге, и, наверное, она менее всего причиняла убытки. Поэтому мы ведем, безусловно, с компанией переговоры, потому что смысл скидки на топливо теряет смысл. Если на машине нужно ехать из Называевки в Исилькуль получать топливо, то затраты обойдутся как раз в эту льготу, то есть крестьянин здесь ничего не выиграет. Недавно здесь был президент компании «Газпром нефть», и мы как раз говорили на этот счет, но посмотрим, какие будут решения.
О субсидии оборонщикам на выплату зарплаты
— Решение мое вызвано тем, что по причине задержки Министерством обороны проведения тендера на заказы, которые выполняет объединение «Салют», и в том числе наш завод Баранова, организовалась задолженность по заработной плате. Продукцию завод делает, а продать ее не может, поскольку не проведен конкурс на ее изготовление. Вот он только прошел вчера. Если рассчитывать на то, как действует финансовый механизм после утверждения конкурса, то эти деньги завод Баранова получит не раньше начала июня. Значит что, полгода не платить заработную плату? В данном случае Минобороны этот вопрос волнует мало, но правительство Омской области это волнует очень. И хотя на самом деле мы не обязаны выплачивать зарплату государственным предприятиям, более того, это считается нецелевыми расходами и грубейшим нарушением финансовой дисциплины, я пошел на это, чтобы рабочие хотя бы за два-три месяца получили зарплату к празднику 1 Мая и 9 Мая. Но у нас есть соглашение о том, что завод Баранова нам эти деньги вернет в течение трех месяцев.
О социальных продовольственных картах
— Вы знаете, я не представляю Россию двадцать первого века с карточками и постараюсь, чтобы в Омской области этого все-таки не было.
О переселении соотечественников
— Что касается рабочих мест, я бы здесь на этот счет меньше всего беспокоился. Если мы с вами выделяем квоту каждый год от трех до пяти тысяч для иностранной рабочей силы, это корейцы, китайцы, таджики, которые работают у нас, на нашей территории, то почему мы должны отказать в рабочих местах соотечественникам?... И вообще, знаете, довольно интересные вещи, когда углубляешься в эту тему, возникают. Скажем, изъявляют желание переселиться на родину, в том числе в Омскую область, староверы из Аргентины. Я думаю, это не худший народ, и отказывать работящим боговерующим людям, наверное, ни в коем случае не следует: это наши соотечественники, в силу разных причин попавшие за рубеж. Есть, безусловно, много желающих переселиться из Германии, а также из республик постсоветского пространства. Но, скажу одно: это не грозит омичам потерей рабочих мест, не грозит тем, что налогоплательщики омские будут оплачивать жизнь и переселение этих людей. Для этого существуют специальные фонды, поэтому это никого не ущемит.... Скажу одно: с начала распада Советского Союза и по сегодняшний день в область въехало более 100 тысяч наших соотечественников. Мы заметили их? Думаю, что не заметили, потому что здесь проживают два с половиной миллиона человек и огромный фронт работ. Не надо бояться омичам, что кусок хлеба достанется кому-то другому: нет, никто не будет обижен.
О грантовых поддержках малому бизнесу
— Как бы то ни было, техническое перевооружение на селе идет, люди будут высвобождаться, и важно, как занять, чем занять и какую создать инфраструктуру на селе для того, чтобы люди могли иметь рабочее место. Те, кто посмышленее, поэнергичнее, могли бы завести собственное дело – этот вопрос для нас является вопросом стратегическим. И поэтому мы и средств не жалеем на это дело, и вы видите, какая очень большая информационная работа идет. Это не потому, чтобы похвалиться, а чтобы людям дать понять, что есть такая возможность. Рискни, займись каким-то делом: ты можешь получить безвозвратный кредит в 60 тысяч рублей. Бог с ним, он пропадет, если у тебя что-то не получится. Понимаете? У пяти человек не получится из десяти, а у пяти получится, и это уже оправданно. Грантовая поддержка в 250 тыс. рублей – это довольно значительная сумма для стартового развития любого малого дела, поэтому это очень важно. Создание малого и среднего бизнеса, в рамках этого создание инфраструктуры, обеспечивающей занятость населения на селе, — принципиальнейший вопрос, но если мы об этом сейчас не позаботимся, если мы не «взвинтим» эту программу, не окажем максимальную поддержку государства в этом деле, у нас мало что получится. А мы считаем, что у нас должно получиться и получится.
О профилактике заболеваемости
— Проблему онкологии в Омской области нужно начинать не только с профилактики и ранней диагностики заболевания. Нужно разбираться, наверное, еще гораздо глубже, на молекулярном уровне. На уровне тех процессов, которыми глубоко занимается наука. Мы с вами забыли, а омичи вообще не помнят, они считают, что Богом хранимы от того, что в пятистах километрах от города Омска в течение тридцати лет существовал Семипалатинский ядерный полигон, где происходили взрывы в воздухе и подземные взрывы. Что нас соединяет река Иртыш и что существует специальная Семипалатинская межгосударственная программа Казахстана и России по оказанию поддержки и лечению больных онкологией в зоне Семипалатинского полигона. В нее попал полностью Алтайский край, вся Кулундинская степь Новосибирской области и, естественно, казахские территории Павлодара и Семипалатинской области. А Омска там нет. Я думаю, что мы Богом не хранимы в этом смысле, я думаю, что мы несем определенные генетические последствия тех длительных ядерных испытаний, которые проходили вблизи нас.... Надо вспомнить это, обратить внимание правительства, нам нужно войти в государственную программу борьбы с онкологией, связанной с последствиями ядерных взрывов. То есть надо за эту проблему взяться всерьез, а не думать только, что мы тут болеем только из-за того, что водку пьем, что у нас нефтехимия. Она везде нефтехимия есть, весь Татарстан – нефтехимия, вся Башкирия – нефтехимия, а заболеваний онкологией в разы меньше, чем у нас. И вот над этим мы сейчас и будем работать, чтобы понять природу этого дела. Когда мы поймем природу, нам легче будет бороться с ним, тем более что онкология молодеет.
О дорогах
— У нас планы полностью соответствуют правительственным планам, и программы дорожного строительства утверждаются в рамках федеральных назначений. Поэтому на все про все для дорог — это у нас на текущий год примерно 600 млн руб для города Омска и столько же для сельских дорог. Вот все, чем мы располагаем, ну, еще капитальный ремонт федеральных дорог и текущий ремонт дорог регионального назначения. Не густо, прямо скажу.
Об омских гаишниках, которые берут меньше взяток (по версии одной из российских страховых компаний)
— Большой город — большие взятки, меньше город — меньше взятки. К сожалению, такие жалобы поступают, они есть, но приятно, что в таком опросе Омск все-таки не в числе передовиков, значит, есть у нас в этой службе совестливые люди.
О восстановлении автомобильного пункта пропуска через госграницу Караман
— Такой возможности нет, к сожалению. Я Караманом занимался долго, начиная с открытия этого пункта перехода: он непросто рождался, и, видимо, в пограничной службе так и не прижился. И при первом удобном случае от него избавились, поэтому здесь мы ничего не сможем решить, придется привыкать к той системе перехода, которая сейчас утверждена.