15 апреля 2010 года подведены итоги программы УМНИК-2009 (участник молодежного научно-инновационного конкурса) Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Экспертный совет отметил пятнадцать разработок молодых омских ученых, в ближайшее время каждый из них получит грант в размере 200 тысяч рублей. «Коммерческие вести» познакомят читателей с авторами наиболее интересных изобретений.
По статистике заболеваниями суставов страдает каждый третий человек на Земле. Студент четвертого курса Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Ренат ИЗМАЙЛОВ знает, как вернуть людям радость передвижения. Он поделился своим открытием с корреспондентом «КВ» Максимом ДУБОВСКИМ.
— Ренат, расскажите о своем изобретении, в чем заключается его новизна?
— Наш проект называется «Разработка нового способа получения композитного материала для трансплантации». Научная новизна проекта в том, что способ синтеза первичного материала отличается от всех существующих. Наш материал формируется из биологической среды – синвиальной жидкости, которая обеспечивает смачивание любого сустава в организме человека. Неорганическая модельная среда максимально приближена к этой синвиальной жидкости. Именно из нее мы и получаем композитный материал на основе фосфата кальция, который в последующем может быть использован для изготовления трансплантатов. Наш композитный материал не будет отторгаться организмом. То есть человек, страдающий от артроза, коксартроза, остеопороза и других заболеваний суставов, может быть полностью излечен с помощью нашего протеза.
— В чем заключается ноу-хау вашего изобретения?
— Данный синтез имеет под собой строгий математический аппарат, рассчитаны системы математических функций, мы можем влиять на выход целевого продукта, добавлять ионы, которые ингибируют, либо промотируют формирование данной фазы. Эти ионы нам известны, но мы о них не говорим.
— То есть использование этих ионов и является вашим открытием?
— Да, в дальнейшем научная новизна нашего проекта будет защищена патентом.
— Сейчас патента еще нет?
— Мы прошли патентный поиск, скоро, я думаю, получим патент.
— Ваше открытие может стать новым словом в трансплантологии?
— Да, безусловно. В настоящее время заболевание суставов – огромная проблема. В мире от этого недуга страдает большое количество людей, а переломы и травмы бывают практически у каждого. Наше открытие позволит проводить операции по вживлению протезов, созданных из того же, из чего формируются кости в организме человека, то есть протез не будет отторгаться организмом, это поможет многим людям вновь обрести радость движения.
— Ренат, почему вы решили заниматься именно этой темой?
— Этой областью занимается наша кафедра неорганической химии, в частности, мой научный руководитель Ольга ГОЛОВАНОВА, доктор химических наук, я решил заниматься данной темой потому, что она очень интересна. Есть большое поле для исследований. К примеру, не все знают, что в Омской области вода перенасыщена железом, а железо имеет свойство замещать кальций в костной ткани человека, из-за этого кость становится хрупкой. Так что проблема заболеваний суставов знакома многим омичам не понаслышке. Хотелось в том числе помочь землякам.
— Как скоро будут проводиться операции с использованием протезов, созданных на основе вашей технологии?
— Все, что касается человека, должно пройти множество проверок, это очень непростая, но решаемая задача. В настоящее время существует множество барьеров: к примеру, у нас были только пораженные кости, а нам требовались здоровые. Пришлось даже обращаться в прокуратуру, чтобы достать их. Чтобы протезы, созданные на основе нашей технологии, появились в больницах, нужно пройти множество санитарных проверок, провести большое количество испытаний.
— Часто происходит так, что изобретатель придумывает что-нибудь действительно нужное, но его проект остается лишь на бумаге. Не произойдет ли это с вашим открытием?
— Спрос на протезы огромен. Существующие сейчас протезы очень дороги, их несколько видов, к примеру, изготовленные из полимеров, стеклянные, керамические. Они отличаются приживаемостью. Сейчас стоит задача создать такой имплантат, который будет полностью замещаться костной тканью. Эта задача очень трудная, пока никто не смог ее решить. Если создается протез, который хорошо приживается, он проигрывает в прочности, и наоборот. Наша разработка — это, по сути, та же кость, то есть протез очень крепок и приживается хорошо.
— Вы уже создали прототип протеза?
— Сейчас наша разработка находится на стадии изучения композитных материалов, потом будем изготавливать конечный продукт – именно протезы. В дальнейшем будем работать с медиками, у нас уже заключен договор с ортопедическим центром. Мы уже многое изучили, но работы предстоит еще очень много, нам потребуется много времени и вложений.
— Грант Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере поможет завершить ваш проект?
— Я бы не говорил, что грант фонда очень мал, но его явно недостаточно. Мы работаем на добровольных началах, чтобы изучить проблему, этих денег может хватить. Но если запускать производство, то потребуются дополнительные инвестиции, в разы превышающие грант.
— Сколько денег нужно вложить, чтобы вы смогли закончить проект?
— Самые большие расходы связаны с покупкой приборов, сейчас у ОмГУ нет денег для покупки всего спектра необходимого нам оборудования. Часть приборов есть, части нет. Купить все необходимое для наших исследований пока не представляется возможным, для этого нужны миллионы рублей.
— Чувствуете ли поддержку alma mater в вашей работе?
— Университет помогает, мы заказываем необходимые нам реактивы. Вообще химический факультет очень маленький, естественно, когда делят средства, на наш факультет выделяют не так много денег, как хотелось бы. Но теперь вузам разрешили создавать инновационные предприятия, возможно, ситуация измениться.
— Ренат, сколько времени вам понадобится, чтобы завершить проект и создать протез?
— О сроках сейчас говорить довольно сложно, но я думаю, что к концу аспирантуры завершу этот проект. Сейчас я на четвертом курсе, потом еще три года в аспирантуре. Наверное, мне понадобится еще лет пять.
— Если говорить о коммерческой составляющей проекта, сколько будет стоить ваш протез?
— Мы предварительно просчитали стоимость, конечно, нужно сравнивать не с зарубежными протезами, а с отечественными аналогами. Все зависит от того, протез какой кости требуется. Российский протез стоит около 30 тысяч рублей, производство композитного материала в 10 -15 раз дешевле. Расходы на производство — не единственные, нужно будет платить зарплату рабочим, да мало ли расходов... Но наш протез будет намного дешевле. Мне говорили: «Дешевле не значит качественнее», но и дороже не значит качественнее!
Вообще, если говорить о коммерческой составляющей, высокое качество жизни невозможно без развитой медицины. Развитая медицина характеризуется тем, что может помочь человеку в любой ситуации, а для этого она должна быть наукоемкой.
— А если человек остался без руки или ноги, ваша разработка сможет ему помочь?
— Рука или нога состоит не только из кости, там есть еще и мягкие ткани, сосуды. Мы органическими составляющими не занимаемся, это задача биологов. Но современная наука с каждым годом шагает вперед, думаю, можно вырастить мягкие ткани из стволовых клеток. Мы можем вырастить кость, но для этого нужно работать с травматологами, ортопедами. В принципе в будущем можно будет выращивать утраченные конечности.