ММПП «Салют» просит у Минпромторга господдержку в производстве самолетов Ан-3 в ОМО им. Баранова.
Во вторник, 27 июля, министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области Александр ГОРБУНОВ, отвечая на вопрос «КВ», сообщил, что генеральный директор московского моторостроительного производственного предприятия «Салют» Юрий ЕЛИСЕЕВ повторно обратился в Минпромторг РФ с просьбой о софинансировании производства самолетов Ан-3 на омском моторостроительном объединении имени Баранова. Как известно, московское и омское предприятия в текущем году должны объединиться в вертикально интегрированный НПЦ газотурбостроения, который создается на базе ММПП «Салют».
До этого самолеты Ан-3 производило омское ПО «Полет». Они изготавливались на базе традиционных Ан-2, которых еще много летает по России, но их летный ресурс заканчивается. На Ан-3 устанавливается новый прошневой двигатель ТВД-20, изготавливаемый на ОМО им. Баранова. Стоимость двигателя составляет процентов семьдесят — восемьдесят стоимости этого летательного судна. Так что интерес барановцев понятен.
ПО «Полет», как и вышестоящий ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, окончательно свернули авиационноенаправление и возобновлять его не собираются. Оба предприятия полностью загружены космическими заказами в преддверии запуска новой ракеты-носителя «Ангара». Всего ПО «Полет» с 2000 года изготовил 26 Ан-3, шесть из которых в разной степени готовности все еще находятся на территории завода, хотя ему не принадлежат.
По словам Александра ГОРБУНОВА, есть две оценки стоимости возобновления производства «кукурузника» на другой площадке: минимальная и максимальная. После настойчивых расспросов министробозначил предполагаемые затраты в один миллиард рублей, сообщив, что эта сумма ближе к минимальной оценке. На сегодняшний день есть уже официальный ответ из ПО «Полет» о том, что они готовы продать имущество и оборудование для производства Ан-3. Осталось лишь сесть за стол переговоров, чтобы окончательно определить цену и механизм передачи. Произведена также оценка ноу-хау по изготовлению самолета — технологическая карта и т.д.
— Возрождение производства Ан-3 может стоить от 1,5 до 2 млрд рублей, — считает Василий ЦОЙ. Это по его заказу в последние годы «Полет» производил эти летательные аппараты. И шесть оставшихся на заводе ранее принадлежали его предприятию «МирАвиа». Сегодня эта компания банкротится, и четыре незавершенных Ан-3 вошли в конкурсную массу. Правда, продать их сегодня можно только на металлолом. А чтобы превратить их в реально летающие самолеты, необходимо вложить в каждый не менее 20 млн рублей, десять из которых возьмет ОМО им. Баранова за регламентные работы с двигателем.
— Производство Ан-3 — проект реальный и окупаемый, — говорит Василий ЦОЙ. — Начнись кризис двумя-тремя годами позже, мы бы уже поставили его на поток. Были желающие купить самолет из ЮАР, Великобритании, Монголии. И желание это не прошло. Проблема в другом: покупатели должны быть уверены, что, привезя приобретенное на обслуживание через два, пять, семь лет, они не обнаружат, что производство свернулось и ремонтировать судна некому. Необходима гарантия государства, без помощи которого будет трудно и профинансировать проект, так как окупаемость инвестиций выходит за рамки того короткого периода, который требуют сегодня частные структуры и банки.
Василий Григорьевич привел и такую забавную деталь: в 2006 году в Российской Федерации было произведено, согласно статданным, девять самолетов. Шесть из них — в Омске. Это были Ан-3Т. Получилось, что ПО «Полет» обеспечило 66% авиационной промышленности страны. В штуках. При возобновлении производства «кукурузников» такая статистика может оказаться ежегодной. Ан-3 на сегодня самый маленький, но и самый дешевый самолет страны. Всего 1,5 млн долларов. И потому потенциально востребованный за рубежом. Хваленая Cessna хоть и стоит у производителя немногим дороже 1,8 млн долларов, имеет при посадке упор на переднюю стойку, не садится на грунт и требует взлетно-посадочную полосу в 2,5 раза длиннее.
В свое время новосибирское НАПО им. Чкалова предлагало «МирАвиа» купить у них оснастку и технологию производства самолетов Ан-38 за 300 млн рублей. На этот самолет можно устанавливать тот же двигатель ТВД-20. Три года назад на авиасолоне «МАКС» представители таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Бериева (ТАНКТ), где используют омский двигатель ТВД-10Б, тоже обмолвились, что не против разместить в Омске производство Бе-32.
Юрий ЕЛИСЕЕВ направил в Минпромторг второе официальное обращение. В первый раз ему отказали. Как сообщил Александр ГОРБУНОВ, ему неизвестно, есть ли у гендиректора «Салюта» альтернативный план в случае повторного отказа в софинансировании. Однако уже известно, что проектом производства Ан-3 уже заинтересовались в Казахстане.