Все рубрики
В Омске пятница, 13 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,9500    € 110,4804

Игорь ЦАЙТЛЕР: «Объем нашей производственной программы с 2011-го по 2016 год вырос колоссально»

24 августа 2016 09:07
0
8607

«Коммерческие вести» продолжают совместный проект с министерством промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области

В цикле аналитических интервью с руководителями региональных предприятий мы представим прошлое, настоящее и будущее омской промышленности, на которое читатели посмотрят глазами производственников. Среди заводов и фабрик будут как широко известные гиганты, так и небольшие предприятия – от нефтехимии до производства трикотажа. На минувшей неделе обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ побывал в «ОМО им П.И. Баранова», которое отметило свой уже столетний юбилей, и подробно расспросил о перспективах омского моторостроения нового руководителя предприятия Игоря ЦАЙТЛЕРА.

– Игорь Владимирович, до своего назначения главным инженером объединения вы бывали в ОМО им. П.И. Баранова?

– В составе рабочей группы «Салюта» – не бывал ни разу, но вообще в Омск приезжал, у меня здесь родственники живут, и предприятие посещал.

– Какие были ваши первые впечатления от завода?

– Впечатления очень положительные. Предприятие далеко не последнее в авиационной отрасли, с большими возможностями, конкурентоспособное. И люди здесь открытые, целеустремленные, работоспособные. Единственное, что настораживало, – старые корпуса, не видевшие ремонта более 20 лет. В истории ОМО им. П.И. Баранова, как у всех, впрочем, машиностроительных предприятий, был достаточно сложный период. Но сегодня в отрасли происходят колоссальные изменения. Государство активно развивает двигателестроение.

– Вам какую поставили задачу на 2016 год?

– Очень простую и даже в чем-то очевидную – выполнить производственную программу в сжатые сроки. Планы филиала на текущий год предусматривают увеличение объемов и номенклатуры выпускаемой продукции в рамках гособоронзаказа, в том числе производство по программе импортозамещения деталей и узлов двигателя АИ-222-25 для учебно-боевого самолета Як-130. В кооперации с другими предприятиями «Объединенной двигателестроительной корпорации» наш филиал освоил и изготовил детали и сборочные единицы модернизированного двигателя НК-32 для самолета стратегической авиации Ту-160. Сегодня ведется работа и по освоению деталей и узлов модификаций двигателя ТВ7-117 для легкого транспортного самолета Ил-112, Ил-114. Также филиал задействован в проекте по производству комплектующих вертолетного двигателя ВК-2500.

– Игорь Владимирович, коллеги пишут, что в Омске будут изготавливать двигатель ТВ7-117 полностью.

– Сам двигатель будет изготавливаться в кооперации, совместно с головной площадкой в Москве, за филиалом закреплена определенная номенклатура деталей и узлов этого изделия, но при этом в Омске будет осуществляться окончательная сборка полноразмерного двигателя и его испытание.

– Когда начнется сборка?

– По плану сборка на площадке филиала начнется в 2017 году. В этом году началось освоение, и мы уже изготовили несколько комплектов деталей и сборочных единиц.

– Надо полагать, вопрос о переносе на омскую площадку окончательной сборки двигателя АИ-222-25 для Як-130 уже не стоит?

– Сегодня такой вопрос не стоит. Но если бы эта задача действительно стояла, то филиал уже бы освоил сборку двигателя АИ-222-25. Я никаких трудностей не вижу. Мы сегодня производим порядка 60% комплектующих для этого изделия. Все основные узлы у нас. Но мы не делимся на части, не конкурируем друг с другом, а работаем вместе в рамках своих компетенций. У нас единое предприятие – НПЦ газотурбостроения «Салют».

– Сколько вообще времени занимает освоение изделия?

– Целиком на освоение двигателя, от создания чертежей и конструкторской документации до изготовления опытного образца, проведения квалификационных испытаний, сдачи изделия госкомиссии, утверждения всех актов и так далее, нужно порядка 3 – 5 лет, никак не меньше. Любой двигатель – это сложный и очень интересный проект. На существующем парке оборудования можно изготовить не более 5% деталей для нового двигателя. Все остальное – с нуля. Изготавливается новая оснастка, разрабатываются новые технологические процессы, пишутся новые программы для станков с ЧПУ. А кроме решения технологических задач, нужно еще сделать так, чтобы затраты на производство были минимальными.

– Несколько лет назад производственную программу филиал выполнял за счет капремонтов авиадвигателей АЛ-21Ф и РД-33. Тогда ремонты давали порядка 80% объемов. А как сейчас?

– Начнем с того, что сам объем производственной программы с 2011 года вырос колоссально. Увеличилось и количество капитально ремонтируемых двигателей. А количество выпускаемых деталей и узлов для новых изделий в последние годы выросло вообще в разы. А если в процентах оценивать, то сегодня наша производственная программа делится примерно пополам на капремонты и новые двигатели.

– А двигатель ТВД-20, который ставился на Ан-3, уже не будете производить?

– Почему? Мы можем его производить серийно. Если будут заказы, конечно.

– Все эксперты говорят, что Ан-3 оказался неконкурентоспособным в большей степени из-за двигателя ТВД-20, который разрабатывался и производился в ОМО им. Баранова. Мол, он получился очень дорогим и ненадежным...

– Критика – это нормально. У нас все критикуют друг друга. Это жизнь. Я не вникал в детали, я просто знаю, что даже если и были какие-то проблемы с двигателем, то их всегда можно решить. Надо будет – сделаем.

– А какие перспективы у вашей гражданской продукции – генераторов ГТД-20С, которые сделаны на базе авиадвигателя АЛ-21Ф?

– При необходимости мы без проблем изготовим и поставим ГТД-20С в любом количестве. А пока нет заказов, мы занимаемся капитальными ремонтами ГТД-20С, которые выпускались на головной площадке в Москве. Ремонты – это тоже серьезная работа, не то что разобрал, помыл и собрал опять. Двигатель разбирается до гайки, дефектируется каждая деталь, входящая в его состав. Отбракованная материальная часть изготавливается вновь. Это кропотливая работа. Но все-таки основной продукт для нас из гражданской линейки – это газотурбинный двигатель ВСУ-10 для гражданских самолетов Ил-96, Ил-86.

– В 2011 году, когда ОМО им П.И. Баранова официально вошло в состав «Салюта», численность работников была на уровне 4 тысяч человек. А сегодня?

– Примерно на этом же уровне численность и осталась. При этом объемы производства выросли, как я уже говорил, увеличилась производительность труда.

– Многие руководители омских оборонных предприятий жалуются на нехватку рабочих рук. Вам хватает?

– Нам тоже не хватает производственных рабочих. Особенно большие проблемы со станочниками. Мы набираем людей, учим, а остаются на предприятии не все. Многие думают, видимо, что их работа будет состоять в том, чтобы кнопку нажимать, остальное будет делать станок. На самом деле это не так, конечно. Начинать приходится с самых обычных металлорежущих станков, а на станки с ЧПУ ставятся рабочие только с очень высокой квалификацией.

– Ведется ли модернизация оборудования филиала «ОМО им П.И. Баранова»?

– Модернизация ведется, конечно. Приобретается и устанавливается высокопроизводительное оборудование, обновляется станочный парк. Один из последних примеров – ввод в эксплуатацию уникального роботизированного комплекса на участке глубинного шлифования рабочих и сопловых лопаток, таких комплексов в России – считаные единицы.

– То есть объем инвестиций в оборудование вы говорить не хотите?

– Я скажу так, это недешевое удовольствие, но это крайне необходимо. На тот момент, когда ОМО им. П.И. Баранова вошло в состав НПЦ газотурбостроения «Салют», а это был 2011 год, средний возраст станочного парка предприятия превышал 26 лет. На сегодняшний день уже порядка 20% существующего станочного парка обновлено. Если обновление продолжится такими же темпами, то в ближайшее время мы заменим станочный парк филиала полностью.

– Что будет с территорией в Крутой Горке?

– Планы наши по крутогорскому производству не изменились. Там у нас три площадки: испытательный полигон, цех резинотехнических изделий и часть нашего механического производства.

– Планировалось в Крутой Горке разместить производство товаров народного потребления. Передумали?

– На сегодняшний день наша главная задача – выполнить производственную программу в рамках государственного оборонного заказа. А товары народного потребления – это для нас не самая актуальная тема.

– Еще одна старая тема – земельный участок вдоль улицы Богдана Хмельницкого. Несколько лет назад власти региона и города говорили, что завод уменьшает свою территорию, а высвободившиеся земли передает под городские нужды. А потом эти разговоры затихли. Филиал уменьшил свою территорию или нет?

– Мы продолжаем освобождать территорию, старые корпуса консервируем, но мы готовы участвовать в совместной программе по использованию этой территории. На наш взгляд, там можно создать технопарк. У нас есть и свои проекты, но мы готовы использовать эту территорию и совместно с городом.

– А наши власти об этом знают?

– Конечно. По этому вопросу уже создана рабочая группа.

– Вас не смущает, что в Омске сложилось негативное общественное мнение по поводу холдингов? Омичи гордились своими ПО «Полет», заводом им. Октябрьской революции. Гордились и ОМО им. П.И Баранова, которое было одним из крупнейших производителей авиационных двигателей в России и единственным за Уралом. А теперь все омичи уверены, что омские оборонные предприятия подмяли под себя москвичи...

– В нашем случае в лице заявленных «москвичей» выступает государство, так как ОМО Баранова – это часть оборонно-промышленного комплекса России. Мы работаем в составе Объединенной двигателестроительной корпорации, входящей в состав Ростеха. Я много ездил по России, видел много городов, много предприятий, слышал множество откликов о москвичах, которые выкупают предприятия, вывозят все из регионов, налогов не платят и так далее. Не знаю, откуда такое негативное отношение на самом деле. Видимо, это идет от давних противоречий между центром и регионами, от некоего поверхностного взгляда на ситуацию.

– У вас три высших образования. Зачем? Вам не хватало знаний или учиться нравилось?

– Мне интересно было узнавать новое. И ситуация сегодня такая, что требуется постоянно повышать квалификацию, овладевать новыми компетенциями. К тому же учеба мне всегда давалась легко. Я когда экзамен по математике сдавал в институт, то даже поспорил с преподавателем. Решил задание правильно, а мне занизили баллы. И я смог доказать, что был прав.

– Дополнительное экономическое образование я еще могу понять. Но зачем инженеру юриспруденция?

– Когда заканчивал Московский государственный технический университет гражданской авиации, я хотел посвятить себя работе в очень специфической сфере – расследование причин авиационных происшествий. А для этого, как я понимал, потребуются не только знания конструкции двигателей летательных аппаратов, но и правовые. В Федеральной авиационной службе меня обнадежили, сказали: да, молодежь нам требуется, получай образование и приходи. Эти планы по ряду причин не осуществились, но юридический факультет МЭПИ я все же окончил. И об этом нисколько не жалею. На мой взгляд, сегодня юридические знания полезны любому руководителю.

– Ходили слухи, что с вашим назначением сменится все руководство филиала...

– А надо? На мой взгляд, глупо бегать с шашкой, не оценив обстановку. Нужно сначала понять, на своем ли месте человек, а потом уже принимать кадровые решения.

– У меня складывается впечатление, что вы не авторитарный руководитель. Это так?

– На этот вопрос вам лучше получить ответ от моих подчиненных.

– Ну, если руководитель считает, что есть два мнения: одно мое, другое неправильное, то в этом случае никаких ответов и не требуется. Вы прислушиваетесь к мнению своих подчиненных?

– Я даю им возможность высказать свою точку зрения, проявить инициативу. Но решения принимаю всегда сам. Я бы назвал свой стиль управления авторитарно-дипломатическим.

– Как вам в Омске? За год привыкли?

– Омск мне очень нравится. Великолепный город. И работа, проделанная к юбилею, достойна уважения, на мой взгляд. Да, дороги немного подвели, но остроту проблемы муниципалитет уже снял, и работа в этом направлении продолжается.

– А омичи все равно недовольны...

– Всем невозможно угодить. Мы перед юбилеем обновляли сквер перед проходной, буквально дневали и ночевали на объекте. Еще и открыть не успели, а ночью уже побывали вандалы и демонтировали металлические плиты из мемориального комплекса. Несколько елок выкопали и увезли. Как это называется? Мы все повреждения восстановим, конечно, но это же безобразие. Да и за счет воровства свою жизнь еще никому не удалось улучшить. Уверен, что большинство омичей к таким фактам относятся с осуждением и все-таки ценят то хорошее, что для них делается.

Спасибо за беседу, Игорь Владимирович.

 

Совместный проект делового еженедельника «Коммерческие вести» и Министерства промышленности транспорта и инновационных технологий Омской области

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.