16 декабря руководитель и заместители руководителя Омского УФАС России провели пресс-конференцию, на которой подвели итоги весьма бурного для антимонопольщиков 2010 года и поделились со СМИ своими ближайшими планами. «КВ» предлагают читателям ознакомиться с мнением руководства территориального антимонопольного органа по некоторым вопросам, которые до сих пор остаются острыми.
О штрафах
В течение 2010 года было наложено штрафов на хозяйствующие субъекты за нарушение антимонопольного законодательства на общую сумму 42 млн рублей. Большая часть этих штрафов все еще оспаривается в судах, а из взысканных в этом году 136 млн рублей большая часть, 125 млн рублей, это штрафы, которые были наложены на ОАО «Газпромнефть-Омск» за нарушения на рынке розничной торговли нефтепродуктами. В целом же в 2010 году в Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области поступило 442 заявления о нарушении антимонопольного законодательства, было возбуждено 83 дела, а по результатам рассмотрения дел было вынесено 54 решения. В сравнении с 2009 годом количество заявлений значительно возросло.
Об органах власти
В сфере контроля за органами власти тоже наблюдается рост количества возбужденных дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Если в 2009 году нами было вынесено 15 решений о нарушениях в отношении органов государственной власти, то в этом году уже 23 решения. По этому поводу хотел сказать, что это связано, в частности, и с повышенным вниманием к системе госзаказов, сдачи в аренду государственного имущества, государственным преференциям и так далее. В этом году, кстати, у нас появились штрафные санкции для должностных лиц из органов госвласти за нарушения антимонопольного законодательства. И это хорошая воспитательная мера, мы уже начали ее применять. В этом году с должностных лиц было уже взыскано 45 тысяч рублей штрафов.
О «Газпром нефти»
Как я уже неоднократно говорил, цены на нефтепродукты — это предмет нашей постоянной заботы. Но, несмотря на выигранные нами во всех судах дела в отношении компании «Газпромнефть-Омск» и немалые взысканные штрафы, цены в Омской области на бензины и дизельное топливо, произведенное на Омском НПЗ, снова растут и отличаются в большую сторону от цен в других регионах России, в том числе соседних. И мы снова продолжаем заниматься этим вопросом. Сегодня к ОАО «Газпромнефть-Омск» у нас существенных претензий нет, но есть претензии к центральной «Газпром нефти», у которой оптовые цены поставки бензинов и дизельного топлива с Омского НПЗ в Омскую область существенно превышают оптовые цены поставок в другие регионы. Если один и тот же продукт продается, условно говоря, в ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» и ОАО «Газпромнефть-Алтай» по цене в 26,3 тысячи рублей за тонну, а в «Газпромнефть-Омск» по 26,6 тысячи рублей, то возникает вопрос: а какая потом будет розничная цена у них и у нас? Причем аргументы для объяснения именно такой ценовой политики не выдерживают никакой критики. Нам всегда говорят примерно так: цена формируется с учетом рыночной ситуации в регионе. То есть в Омской области, оказывается, такая рыночная ситуация, что здесь можно продавать нефтепродукты дороже. А в Новосибирской области – совершенно другая ситуация. С этим утверждением, конечно, трудно не согласиться. И ситуация у нас именно такая, поскольку ОАО «Газпром нефть» в Омской области – безусловный монополист. И при наличии такого мощного доминирования другие нефтяные компании в наш регион не особенно и стремятся. В этой связи мной был подписан 16 декабря приказ о возбуждении в отношении ОАО «Газпром нефть» дела о нарушении антимонопольного законодательства в части необоснованно высоких оптовых цен на нефтепродукты. И это будет уже второе дело в отношении ОАО «Газпром нефть». Первое мы рассмотрели, компания была признана нарушившей антимонопольное законодательство в части установления необоснованно высоких оптовых цен на мазут, который поставлялся для ОАО «Газпромнефть-Омск» в 2009 году, и сейчас решение, вынесенное по этому делу, нефтяная компания оспаривает в Арбитражном суде Санкт-Петербурга.
О поставщиках муки
Дело о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в сентябре в отношении крупнейших производителей муки в Омской области — ОАО «Мельница», ООО «Сибирский колос», ОАО «Черноглазовские мельницы», ООО «Компания Рада», ООО «Сибирский запад» — было прекращено, поскольку в процессе его рассмотрения комиссия пришла к выводу, что повышение цен на муку было адекватным повышению цен на зерно. Но это вовсе не значит, что мы уже не мониторим цены на муку и на остальные социально значимые продукты питания. Цены находятся на постоянном контроле. И прекращение дела в отношении поставщиков муки вовсе не означает, что они получили индульгенцию и освобождены от требований по соблюдению антимонопольного законодательства навсегда. В процессе рассмотрения дела, например, комиссия пришла к выводу, что в отношении двух производителей муки – ООО «Сибирский запад» и ООО «Сибирский колос» – необходимо возбудить дела об административном правонарушении в связи с предоставлением неполной информации по запросу Омского УФАС России.
О поставщиках пшена
Когда мы рассматривали дело в отношении поставщиков гречки, то были уверены, что на их негативном примере научатся не нарушать антимонопольное законодательство поставщики и других видов продовольственных товаров. Да, формально были наказаны только поставщики гречки, но профилактика, как мы думали, будет для всех продовольственных рынков. Но пример с гречкой, похоже, научил не всех, если судить по ситуации с пшеном. То есть профилактика – она как бы не абсолютна. Правда, ситуация с пшеном несколько сложнее. Во-первых, там более длинная цепочка перепродаж. Один продает другому, потом этот – снова ему же, тем самым повысив оптовую цену в два раз, а цена в розницу отсчитывается уже от последней базы. Во-вторых, по моему субъективному мнению, пшено навряд ли является тем продуктом, без которого так уж тяжело будет жить населению Омской области. И в потребительской корзине омичей, и в оборотах оптовых предприятий пшено занимает очень небольшой объем. Скорее, это такая игра. Поставщики продуктов питания проверяют нас на прочность, ну а мы – проверяем свои силы.
Об изменениях в законодательстве
Основные изменения в антимонопольном законодательстве, касающиеся сферы размещения заказов на поставки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, произошли уже в этом году. С 1 июля действует норма, согласно которой все федеральные заказчики должны размещать заказы только путем проведения электронных торгов. А с 1 января 2011 года уже и органы власти субъектов, и муниципальные заказчики обязаны будут проводить открытые аукционы по размещению заказов только на федеральных электронных площадках. Ожидаются изменения и с принятием третьего антимонопольного пакета поправок в Федеральный закон «О защите конкуренции». Будут внесены нормы, которые предполагают ответственность за нарушение Закона «О торговой деятельности». Созрел законодатель и для изменений в структуре применения оборотных штрафов. Большие штрафы останутся за такие административные правонарушения, как ограничение конкуренции. А за ущемления интересов хозяйствующих субъектов предполагается ввести менее жесткое наказания. Грубо говоря, если естественный монополист без всяких оснований отказал какому-то предприятию в подключении к своим сетям, то штраф, который исчисляется в процентах от годового оборота, – это не совсем адекватная мера реагирования, поскольку выпадающие доходы монополиста будут компенсированы на будущий год увеличением тарифов для потребителей, то есть нас с вами. А это, я думаю, не совсем правильно.