Все рубрики
В Омске суббота, 20 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 93,4409    € 99,5797

Олег СЕМКИН, директор НП «Центр поддержки реформирования энергетики и коммунального хозяйства»: "В Китае «льготная» система государственных поборов, поэтому у них и затраты ниже"

23 марта 2011 16:02
0
3505

В декабре прошлого года омские производители электротехнического оборудования приняли решение объединиться в некоммерческое партнерство, и за пару месяцев организация стала уже общероссийской. На сегодняшний день в «Центр поддержки реформирования энергетики и коммунального хозяйства» вошли приборостроители из Краснодара и Чебоксар. О целях и задачах нового некоммерческого партнерства обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ побеседовал с его директором Олегом СЕМКИНЫМ.

— Почему идея создания такого некоммерческого партнерства появилась сейчас? Или раньше процесс реформирования энергетики не требовал поддержки, не вызывал опасений?

— У нас вызывал. И уже давно. Поэтому идея создания такого некоммерческого партнерства родилась еще в 1998 году. В 2001 году было зарегистрировано некоммерческое партнерство, учредителями которого выступили НПП «Алекто» и муниципальное предприятие «Водоканал». Мы даже, помнится, объехали в 2002-2003 годах порядка 10 районов Омской области, где проводили обследование объектов водоснабжения, а потом внесли свои предложения областной власти по повышению эффективности работы насосных станций в районных предприятиях коммунального хозяйства. А начинали вообще с Тары, где силами «Алекто» была за очень небольшие деньги автоматизирована насосная второго подъема, работающая на этой автоматике до сих пор, кстати. По нашим подсчетам, автоматизация этой насосной окупилась за год и три месяца. Нельзя сказать, что мы отработали совсем впустую, наши отчеты потом использовались властями муниципалитетов, просто этой темой никто не занимался комплексно, как планировалось изначально. В 2010 году старая идея была переосмыслена. В декабре мы зарегистрировали новый устав, соответствующий сегодняшней ситуации. Избрали нового директора. Изменился и состав членов некоммерческого партнерства. С учетом того, что у нас теперь есть иногородние члены партнерства, предусмотрели и возможность голосования заочного, с применением различных электронных средств коммуникации. В том числе путем проведения видеоконференций по «Скайпу».

— Какие предприятия входят в ваше партнерство?

— Иногородние участники – ООО «ЗИП «Научприбор» из Краснодара и ОАО «Электроприбор» из Чебоксар. Из омских предприятий – ООО «Алекто», ООО «Фирма «Алекто-Электроникс», ОАО «НПП «Эталон». Пока нас не очень много, но мы в принципе открыты для всех.

— Для всех предприятий, производящих электротехническую продукцию?

— Не обязательно. Вступить в партнерство может и физическое лицо. Главное, чтобы его цели совпадали с нашими. Сразу скажу, решение принимается всеми участниками партнерства, и если хоть один участник будет против, то кандидату мы откажем, как недавно отказали московской фирме, которая завозит в Россию китайскую измерительную технику.

— Почему отказали москвичам, если не секрет?

— По очень простой причине. Это предприятие вводит в заблуждение потребителей своей продукции. Такие люди нашему некоммерческому партнерству не нужны. Нам с ними не по пути.

— А с кем вам по пути? Какие у вас цели?

— У нас несколько задач. Первая: попытаться выстроить работу с законодателями. Законодательные инициативы, если их вносит некоммерческое партнерство, всегда получаются более взвешенными, чем от каждого отдельного предприятия. Вторая задача: совместные разработки. На сегодняшний день невозможно найти российское предприятие, которое хорошо и дешево делает всю измерительную технику для большой и малой энергетики. Чудес не бывает. Да, мы фактически конкурируем на рынке, но если нам удалось бы объединить усилия в рамках партнерства, сгладить конкурентные противоречия, тогда бы мы смогли реализовать более масштабные проекты. В том числе совместно выйти на рынки стран СНГ, где сегодня никто не будет покупать российскую продукцию только потому, что она российская. Это уже третья задача. Нам, российским предприятиям, нужно предложить для потребителей в странах СНГ хорошее качество и оптимальную цену. А еще более интересная перспектива – рынки европейских стран. Европейские потребители предпочитают покупать продукцию у предприятий, входящих в Евросоюз. Именно для этого в прошлом году было создано греческое предприятие, которое станет нашим форпостом в Евросоюзе.

— Насколько я помню, любое объединение предпринимателей первым делом объявляет, что будет работать с законодателями. А что конкретно не устраивает вас?

— У нас, да и не только у нас, есть много вопросов к таможенному законодательству. Допустим, поставляется измерительная техника в Киргизию. И какое-то оборудование выходит у покупателя из строя. От такого не застрахован никто на самом деле. А чтобы ввезти продукцию с целью ремонта обратно в Россию, сегодня от нас требуют выполнить массу ненужных усилий, оформить изделие по процедуре временного ввоза, преодолеть по пути огромное количество преград. Cамый банальный пример — для того, чтобы оформить таможенную декларацию, в настоящий момент предприниматель обязательно должен нанять таможенного брокера. Закон, конечно, дает ему право сделать все самому, но для того, чтобы предъявить таможенную декларацию в таможенный орган, необходимо предоставить декларацию на бумажном носителе и в электронном виде. А для этого необходимо иметь специальную программу, в которой заполняется таможенная декларация, а она стоит немалых денег и постоянно обновляется, за что тоже придется платить. Естественно, при разовых внешнеторговых операциях покупать такие программные ресурсы экономически неоправданно. Насколько мне известно, за рубежом они общедоступны. И о какой конкурентной борьбе на рынках СНГ может тогда идти речь? Кстати, если нам удастся снизить временные и финансовые издержки от взаимодействия с таможней, то это будет плюс не только для участников нашего партнерства, но и для остальных российских предприятий.

— Насколько я понимаю, недобросовестные производители из Китая – это тоже одна из глобальных проблем?

— Проблема – это недобросовестные производители вообще, поскольку они и в России есть, поэтому мы ставим вопрос о качестве как таковом. Но с измерительным оборудованием из Китая действительно много проблем. Конкретный пример. Есть такая российская компания «Комплект-Сервис». Она поставляет в Россию измерительные приборы китайской компании SFERE ELECTRIC. Нижняя температурная граница, согласно информации на одном из приборов, составляет -15?С. В своей рекламе российский поставщик уверяет, что прибор выдержит температуру до — 40?С. Мы специально проверили. Оказалось, что комплектующие, из которых он собран, никак не могут выдержать столь низких температур. И попутно, кстати, выяснили, что при проведении сертификационных испытаний в Ростесте погрешность китайских приборов по каким-то техническим, наверное, и непонятным для нас причинам оказалась уменьшена ровно в сто раз. То есть одним росчерком пера кто-то улучшил качество китайского изделия на два порядка. При этом, как мы знаем, китайские измерители пытаются устанавливать на подстанции самого высокого напряжения – 220 кВ и 500 кВ. Это нормально? А как же вопросы национальной безопасности? Или вот еще пример – китайские тестеры. Их рекламный слоган у нас даже в поговорку вошел: «Такой же, как Fluke, только дешевле». Вполне может быть, что они даже собираются на том же предприятии в Китае, где производятся тестеры известной своим качеством корпорации Fluke. Вот только по качеству китайские тестеры уступают оригиналу на порядок. До тех пор, пока прибор новый, он работает, Через 6 – 8 месяцев наступает первый отказ. И как только он вышел из строя в первый раз – можно смело его выбрасывать. Большая часть измерительной техники китайского производства — неремонтопригодна.

— Неужели нельзя поставить барьер для некачественной электротехнической продукции из Китая? Или ее много, поскольку она дешевая?

— Барьеры ставить практически бесполезно, поскольку любой барьер можно преодолеть, заплатив деньги чиновнику, который этот барьер охраняет. На наш взгляд, нужно предложить российским потребителям продукцию более качественную и по сопоставимой цене. А для этого, как я уже говорил, нам нужно осваивать новые рынки и увеличивать объемы производства. Имея крупное производство, российские производители электротехнической продукции смогут снизить издержки и на равных конкурировать с китайскими предприятиями. На сегодняшний день стоимость рабочей силы во многих регионах Китая вовсе не такая уж низкая, как принято считать. Китайские производители имеют преимущество перед российскими только по причине более лояльного экологического законодательства и отсутствия всевозможных чиновничьих структур, которые занимаются псевдоконтролем. А в Китае «льготная» система государственных поборов, поэтому у них условно-постоянные затраты получаются ниже, чем у российских производителей. Вот и мы хотим добиться от нашего государства чего-то подобного. Мы понимаем, что наше государство не умеет поддерживать предприятия, которые пытаются выйти на зарубежные рынки, так пусть хотя бы перестанет ставить палки в колеса.

— А через некоммерческое партнерство можно как-то воздействовать на энергетиков, чтобы они поддерживали не китайскую промышленность, а российскую?

— Можно. И в рамках нашего партнерства мы будем заниматься и этим вопросом тоже. Тем более что формально для российских производителей преференции существуют. Руководство ОАО «ФСК ЕЭС», например, даже издавало по этому поводу приказ № 384 «Об установлении преференций для российских производителей товаров и услуг, предприятий малого и среднего бизнеса при проведении регламентированных закупок в период 2009-2010 годов». К сожалению, на практике эта инициатива практически не сработала. Есть прецеденты, когда в тендерах того же ФСК выигрывал поставщик китайской продукции, несмотря на то, что российская продукция предлагалась по более низкой цене и даже лучшего качества. Кстати, в теме взаимодействия с потребителями нашей продукции есть еще один важный уровень. Нам, например, очень хочется понять, почему так быстро растут тарифы на электроэнергию, воду, услуги ЖКХ. Мы стремимся снижать свои цены и улучшать качество своей продукции, а почему наши покупатели, энергетики и коммунальщики, не задумываются о снижении тарифов для своих потребителей? Почему они сегодня перестали считать деньги, думать и заниматься автоматизацией и прочими улучшениями производства? А потому, что государство утверждает тарифы по затратному принципу. Больше тратишь — выше тариф. Поэтому нет смысла экономить. А будет стимул, все задумаются об экономии. И тарифы перестанут расти на 10-15% ежегодно.

— Может, следовало бы еще перепроверять тарифы, которые утверждает регулятор — РЭК Омской области?

— Почему бы и нет? Если заставлять РЭК Омской области отчитываться по каждому пункту, то от этого региональная тарифная политика стала бы только лучше. Во всяком случае, более понятной тому, кто за все это платит.

— Рассказывать о планах могут все, а вот что получается в итоге — редко от кого услышишь...

— Скажем так: мы далеко не бедные люди и находимся в таком возрасте, когда хочется сделать что-то полезное не только для себя. И скрывать мы ничего не собираемся. Все результаты деятельности нашего партнерства будем выкладывать на нашем сайте www.ncpard.ru, подкрепляя их документами. Куда именно обращались, к кому, какие ответы получили, какие действия предпринимались после получения отписок от чиновников.

— Синергетический эффект от объединения – он через какое время должен проявиться?

— На самом деле синергетический эффект может проявиться в любое время. Мы точно знаем, что он будет, и это главное. А когда именно – уже не столь важно. Тем более что деятельность в рамках партнерства почти не требует дополнительных затрат.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.