Как стало известно в начале августа, в проекте по строительству завода поликремния, который НПО «Мостовик» планировало запустить в 2014 году в Омске, произошли существенные изменения. Производство поликремния решено было перенести в Республику Татарстан, в особую экономическую зону «Алабуга» (г. Елабуга). О причинах изменения «прописки» завода поликремния обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ узнал у генерального директора НПО «Мостовик» Олега ШИШОВА.
— Олег Владимирович, так почему же «Мостовик» передумал строить завод поликремния в Омске? Вы опасались конкуренции с ГК «Титан»? Или решили не спорить с доморощенными экологами?
— Ни «Титан», ни экологи к нашему решению не имеют никакого отношения. Причины, из-за которых было принято решение о переносе площадки в Республику Татарстан, были совершенно иные. Одна из главных – недостаток в Омске энергогенерирующих мощностей. Завод поликристаллического кремния – это довольно энергоемкое производство. На первом этапе нам требуется порядка 70 МВт, а существующая на сегодняшний день энергетическая инфраструктура, если судить по экспертному заключению специалистов новосибирского ЗАО «СибКОТЕС», не смогла бы обеспечить электроснабжение завода в нужном объеме.
— Насколько мне помнится, вы планировали строить собственную генерацию?
— И это привело бы к удорожанию проекта примерно на 6 млрд рублей. Но мы соглашались даже на это. Главное препятствие было не в деньгах, а в выделенной площадке в северо-западном промышленном узле Омска, где нам просто не хватало места. Мы вообще изначально планировали построить завод годовой производительностью 6 тысяч тонн поликремния, а такому предприятию для размещения производственных объектов требовалось 46 гектаров. В итоге пришлось урезаться до 3 000 тонн и пытаться вместить завод на тот участок, который нам смогли выделить, – 22 гектара. А когда проект размещения производственных объектов попал на согласование в Минэкономразвития РФ, то у специалистов федерального министерства сразу возникла мысль предложить нам другую площадку для завода.
— То есть идея перенести производство поликремния в другой регион была изначально не ваша?
— Не моя. Причем в Минрегионразвития РФ предложили на выбор несколько особых экономических зон. Мы сразу выбрали ОЭЗ «Алабуга» в Республике Татарстан, где нам без проблем зарезервировали участок площадью в 40 гектаров, который позволяет разместить производственные объекты, не втискиваясь в какие-либо рамки. Еще один существенный плюс ОЭЗ «Алабуга» — обеспеченность энергоресурсами. В 2013 году там запланирован ввод ТЭЦ мощностью 250 МВт, то есть мы получим требуемые нам 70 МВт и сэкономим на строительстве генерирующих мощностей. В общем, в пользу размещения завода в ОЭЗ «Алабуга» все факторы. Вплоть до нюансов.
— И ни одного минуса?
— Ни одного. Сплошные плюсы. Экономическая целесообразность – она была очевидна сразу. Тем не менее решение об изменении проекта было принято не сразу. От площадки в Омске мы отказались только с 1 сентября, уже после того, как прошла защита проекта в экспертном совете Минэкономразвития РФ.
— Земельный участок получили в аренду?
— На первый год – в аренду. Если будем реализовывать проект строго по графику, то через год получим право выкупить землю по очень льготной цене.
— Резидентам особой экономической зоны, насколько я понимаю, положены и особые льготы. Какие?
— Предполагается освобождение от налогов на 10 лет. А еще будут льготы по таможенным платежам. Причем нулевые таможенные пошлины распространяются как на ввоз оборудования, так и на вывоз продукции. Есть в Татарстане и республиканская программа переподготовки кадров, которая тоже позволит нам сэкономить. Рядом с ОЭЗ «Алабуга» расположены и Нижнекамск, и Набережные Челны, где достаточно квалифицированных кадров. Уверен, что совместно с Фондом занятости Татарстана нам будет легко подобрать специалистов.
— Откуда планируете привозить металлургический кремний для дальнейшего передела? Из Китая?
— Не обязательно из Китая. Сегодня рынок металлургического кремния в мире настолько развит, что сложностей никаких не ожидается в принципе. Это самый легкий передел, его освоили многие, и металлургический кремний сегодня легче купить, чем производить самому. В перспективе, вполне возможно, мы будем производить металлургический кремний сами, но это уже не в ОЭЗ «Алабуга» и не в ближайшие десять лет. Некоторые переделы, вполне возможно, мы разместим и в Омске. Но это отдаленная перспектива и говорить о ней пока преждевременно.
— Не пришлось переделывать проект под новую площадку?
— Изменения были, но незначительные. Например, в связи с развитой инфраструктурой в ОЭЗ мы смогли отказаться от собственной энергогенерации, также невостребованным оказался ряд других предпроектных разработок. Мало того, благодаря новой площадке мы даже сократили сроки проектирования. Когда специалисты ОАО «Гиредмет» увидели этот участок в Татарстане, то взяли на себя повышенные обязательства подготовить документацию к октябрю. А если мы направим проект в Главгосэкспертизу России осенью, то еще до Нового года, я надеюсь, получим заключение.
— Будущей весной уже планируете начать строительно-монтажные работы?
— В первом квартале.
— Вопросы с финансированием уже решены?
— Частично. Мы закладываем финансовую модель проектного финансирования, в которой наши собственные средства составляют до 30%, а все остальное – заемные деньги. Какой именно банк будет нашим партнером – мы еще не определились. Предварительные переговоры мы провели. Желающих поучаствовать в проекте достаточно. Включая иностранные банки, которые предлагают кредиты на весьма льготных условиях.
— Осталось выяснить у вас, какова ситуация по соглашению с Роснано. Будет в вашем проекте участвовать государство или нет?
— Однозначно на этот вопрос ответить пока невозможно. Предварительные условия сделки с Роснано были подписаны с нашей стороны уже давно, с тех пор в Роснано взвешивают и думают. В итоге мы приняли решение реализовывать этот проект самостоятельно. И мы его реализуем, в этом у меня никаких сомнений нет. Вне зависимости от того, какое решение примут в Роснано.
— А если в Роснано все же одумаются?
— Тогда возникнет целесообразность пересмотреть условия взаимодействия. Какие это будут условия – покажет время. Но они должны быть выгодными для нас – это однозначно. В этом проекте заложено много возможностей и технологий, которые существенно снижают себестоимость продукции. О них мы пока даже не говорим, поскольку это ноу-хау, которые еще не применяются нигде в мире. Вот когда мы их запатентуем, тогда будем готовы поделиться информацией. А сейчас используем в расчетах общеизвестные цифры. Но и с такими пессимистическими, на наш взгляд, показателями проект все равно получается успешным.
Справка «КВ»
Стратегический инвестор ООО «Завод поликристаллического кремния «Кристалл» – НПО «Мостовик». Разработчик технологии и генпроектировщик – ОАО «Гиредмет». Объем производства – 3 тысячи тонн в год. Общий объем инвестиций в проект – 9,97 млрд рублей. Срок окупаемости инвестиций – 6 лет. Планируемая годовая выручка от реализации продукции (с 2014 года) – 5,9 млрд рублей. Объем чистой прибыли – 1 млрд рублей в 2014 году и 2 млрд рублей после 2018 года. Предполагается создание 770 новых рабочих мест. Реализация проекта обеспечит ежегодные бюджетные поступления в сумме 1 млрд рублей.