Уходящий 2011 год окончательно расставил приоритеты и на сотовом рынке, и в телекоммуникационной отрасли в целом. Голосовая связь себя уже исчерпала, а самым актуальным трендом на ближайшие лет пять, как минимум, станет мобильный Интернет. Растущий интерес потребителей к свободному распространению информации и социальным сетям подталкивает операторов связи к внедрению новых технологий беспроводной передачи данных, а конкурентное преимущество получит тот, кто первым сможет предложить абонентам дешевый безлимит. «КВ» продолжают внимательно следить за всем, что происходит на телекоммуникационном рынке, и сообщать читателям о главных событиях уходящего года.
Сухим языком цифр
Начнем традиционно – со статистики. По данным аналитической компании AC&M Consulting, на 30 ноября 2011 года количество абонентов сотовой связи в России (активных SIM-карт) составляло 226,4 млн, а уровень проникновения сотовой связи (количество SIM-карт на 100 человек) вырос за последний год еще на 6,5% и на конец ноября был уже на уровне 155,9%. Изменились за год и рыночные доли основных сотовых операторов. Хотя лидером глобального рынка все еще остается ОАО «МТС», но в прошлом году компания сработала не столь эффективно, как ее прямые конкуренты, и на конец ноября имела в России только 31% рынка (за год уступила 1,5% своей рыночной доли, а физические потери составили примерно полмиллиона российских абонентов).
Все потери МТС и весь прирост российского рынка разделили между собой, понятно, ОАО «ВымпелКом» («Билайн»), ОАО «МегаФон» и российское подразделение шведского холдинга «Теле2». После неудач в 2010 году «Билайн» встряхнулся, актуализировал свои технологии активных продаж и отвоевал себе 25% рынка (прирост за год составил почти 6 млн абонентов). «МегаФон» сагитировал за год более 5 млн дополнительных абонентов и на конец ноября имел уже 27% рынка. Продолжает набирать новых абонентов и компания «Теле2 Россия», доля которой по итогам третьего квартала 2011 года возросла уже до 9%.
В Омской области, по словам аналитика агентства AC&M Consulting Антона ПОГРЕБИНСКОГО, ситуация несколько иная. Уровень проникновения сотовой связи в нашем регионе был ниже общероссийского и составлял по итогам третьего квартала 147%. Однако если не брать в расчет две столицы, где на каждого жителя уже по 2,5 активных SIM-карты, то окажется, что Омск выглядит далеко не таким уж отсталым, поскольку средний уровень проникновения сотовой связи в провинциальной России – 145%. Да и темп прироста абонентской базы в Омской области уже четвертый год остается на весьма высоком уровне. Если в среднем по России проникновение сотовой связи выросло в 2011 году на 6,5%, то в Омском регионе – на 7,5% (в 2010 году – на 11,5%, в 2009 году – на 19%).
Весь этот прирост абонентской базы операторы разделили между собой неравномерно. Если судить по данным, предоставленным обозревателю «КВ» аналитиками AC&M Consulting, лидер омского рынка сотовой связи компания «Теле2 Омск» уже второй год замерла на отметке в 44% рынка, а МТС продолжает терять свои позиции. С ноября 2010 года по ноябрь 2011 года общероссийский лидер лишился еще 2% омского рынка, и на сегодняшний день его доля съежилась до 28%. Несмотря на растущий тренд, свои позиции частично уступил и омский «МегаФон», который два года подряд только увеличивал свою долю. Если в прошлом году «МегаФон» расширил свою долю до 8%, то теперь у него осталось только 7%. Успешным во всех смыслах 2011 год стал лишь для омского «Билайна», который смог собраться с силами и прибавить 2% к своей доле. Теперь у «Билайна» опять 20% омского рынка, как в далеком уже 2007 году.
Великий безлимит
О перспективах мобильного широкополосного доступа в Интернет (ШПД), напомним, спорят уже давно, еще с 2007 года, когда все операторы «большой тройки» получили лицензии Минкомсвязи на развертывание сетей третьего поколения (3G). По большому счету, многие прогнозы, в том числе экспертов «КВ», оказались верными. Мобильный ШПД действительно стал мощнейшим драйвером развития бизнеса сотовых операторов. Более того, он уже настолько основной, что в 2011 году сотовые операторы ни о чем другом и не думали, а лишь рапортовали в своих пресс-релизах об очередных победах разума над здравым смыслом.
Операторы докладывали нам о взрывном росте трафика в сетях 3G, рассказывали, как они ведут работы по расширению покрытия сетей 3G и раздают подарочные 3G-модемы, пересчитывали новые базовые станции, километры магистралей ВОЛС, тщательно перечисляли названия всех населенных пунктов, жители которых уже получили долгожданную возможность пользоваться мобильным Интернетом. Если верить операторам, они к концу 2011 года уже охватили своими сетями третьего поколения территорию, где проживает более 80% населения России.
Стоит отметить, что в прошлом году операторам уже не приходилось долго и мучительно объяснять потребителям, для чего именно нужна новая технология. В 2011 году рынок мобильного ШПЖ подогрели стремительно дешевеющие пользовательские устройства, поддерживающие стандарт 3G, и интерес к услугам беспроводной передачи данных сам собой сразу вырос на порядок. А как только операторы стали стричь финансовые купоны, то сразу увеличились и объемы финансирования программ модернизации сетей, что потянуло за собой новый рост трафика. По оптимистичной оценке компании J'son & Partners Consulting, например, к 2013 году мобильным Интернетом в России будут пользоваться не менее 70 млн человек, а это как ни крути половина всего населения страны.
Уходящий 2011 год обозначил и новые тренды в сегменте мобильного ШПД. Во-первых, за год основательно изменился профиль пользователей. Если раньше почти весь трафик генерировали владельцы 3G-модемов, то в прошлом году, по информации операторов, на первое место по объемам скачиваемого трафика вышли уже владельцы коммуникаторов и смартфонов. То есть потребители мобильного Интернета стали действительно мобильными. А с учетом роста популярности и снижения цен на принципиально новые устройства типа планшетных компьютеров тренд «мобилизации» станет, на взгляд «КВ», доминирующим.
Во-вторых, «большая тройка» обозначила наконец свою готовность выводить на рынок дешевые безлимитные тарифы на услуги мобильного ШПД. А как показывает и европейская, и российская практика фиксированного ШПД, при значительном снижении цен на безлимитные тарифы количество интернет-пользователей и объем скачиваемого трафика начинают расти по экспоненте, так что настоящий взрыв интереса к мобильному ШПД у нас еще впереди.
Вполне вероятно, что в 2012 году проснется после долгой спячки и омский лидер по количеству абонентов компания «Теле2», которая на рынке мобильного ШПД практически не присутствует. Шведский холдинг, который позиционирует себя в России в качестве сотового дискаунтера, все еще пытается извлечь доходы из перекачки голосового трафика, а за передачу данных у «Теле2 Омск» отвечают морально устаревшие технологии GPRS и EDGE. Впрочем у менеджеров «Теле2 Россия», как говорится, собственная гордость. Они уверены, что абоненты «Теле2» все еще не нуждаются в мобильном ШПД, а когда, мол, такая нужда возникнет, то «Теле2 Россия» начнет строить в регионах сети уже по технологии 4G. Причем топ-менеджеры шведского холдинга уже несколько раз публично обещали, что первым регионом, где они развернут свою тестовую сеть 4G, станет именно Омск.
2G + 2G = 4G в Новосибирске
Прошлый год запомнится и началом очередной технологической революции в сотовой связи, которая началась одновременно с запуском первой в России сотовой сети LTE (4G). Напомним, что самая новая беспроводная технология LTE (Long Term Evolution) позволяет теоретически поддерживать скорости свыше 100 Мб в секунду, что вполне сопоставимо со скоростями передачи данных по оптическому кабелю, который используют операторы фиксированного ШПД. Главной проблемой для разворачивания сетей 4G, как и в случае с 3G, было отсутствие свободных радиочастот, поскольку большая часть российского эфира, пригодного для использования в мирных целях, исторически зарезервирована под военные нужды, поэтому операторы связи долгое время были заняты лишь разговорами о перспективах внедрения сетей 4G.
Причем если в 2010 году «большая тройка» выступала единым фронтом в борьбе с государством за частотный диапазон, то в 2011 году операторы играли уже каждый за себя. В итоге Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ) пообещала сотовым операторам выставить на аукцион в начале 2012 года четыре комплекта частот, а уже в сентябре 2011 года выделила другой частотный диапазон подконтрольной российским военным компании «Основа Телеком». Еще один частотный диапазон получила компания «Скартел», которая занималась до этого строительством в регионах сетей по беспроводной технологии WiMax (под брендом Yota).
Именно «Скартел» и запустил в декабре первую российскую сеть LTE в соседнем Новосибирске, где на сегодняшний день работают уже 63 базовые станции LTE (к марту 2012 года оператор обещает увеличить их количество до 150, чтобы обеспечить полное покрытие города). Судя по всему, услуги ШПД в первой российской сети LTE станут доступны в 2012 году абонентам «МегаФона» и Ростелекома. В конце ноября эти компании подписали соглашение со «Скартелом» об использовании его сети по схеме виртуального оператора. В обмен абонентам «Скартела» станут доступны услуги в сетях 2G и 3G от «МегаФона», когда те будут находиться за пределами действия «родной» сети 4G.
Пока, насколько известно «КВ», новосибирская сеть 4G работает в тестовом режиме, то есть сам сигнал есть, но принимать его нечем. Массового производства коммуникаторов с поддержкой 4G ни один из вендоров еще не освоил, рынок предлагает в достатке только дорогие 4G-модемы (порядка трех тысяч рублей за штуку), но и они поступят в Новосибирск не раньше середины января. Неизвестны пока ни тарифы на мобильный ШПД в новой сети, ни скорости доступа. По непроверенным данным, пиковые скорости в новосибирской сети 4G достигают лишь 22 Мбит/с, что и дает повод некоторым аналитикам высказывать скептическое мнение о востребованности массовым рынком 4G в ближайшие год-два. Аналогичную, мол, скорость дает и модернизированная технология 3G, под которую выпускают недорогое пользовательское оборудование все вендоры без исключения.
Приключения международного роуминга в России
Занятное развитие получила недавно и позапрошлогодняя история про международный роуминг и Владимира ПУТИНА, которому не понравились дорогие тарифы «большой тройки». Трудно сказать, по какой причине российский премьер обратил внимание именно на роуминговые тарифы трех операторов, но результат был вполне предсказуемый – после критики премьера Федеральная антимонопольная служба России возбудила дело в отношении ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом» («Билайн») и ОАО «МегаФон» по подозрению в установлении и поддержании монопольно высоких цен на оказание услуг связи с использованием роуминга.
Весь 2010 год, затаив дыхание, страна следила за развитием событий, гадая, чем закончится этот скандал, но он закончился тоже весьма предсказуемо: к расчетному сроку (25 декабря) операторы добровольно пересмотрели тарифы. Они немножко снизили плату за роуминг в тех странах, где работают их аффилированные структуры, и пообещали, что каждый абонент, выезжающий за рубеж после апреля 2011 года, будет получать от них типовое предупреждающее SMS-сообщение. Антимонопольное ведомство сменило гнев на милость и пришло к выводу, что злой роуминг побежден, поэтому наказало «большую тройку» минимальным штрафом – 38,1 млн рублей на всех.
А спустя год после завершения всего сыр-бора, в декабре 2011-го, два оператора «большой тройки» наперегонки бросились оповещать абонентов о снижении тарифов на междугородний роуминг. Первым объявило о шестикратном снижении цен ОАО «МегаФон». Причем оператор понизил тариф сразу для 43 стран Европы и для Турции, а на очереди Египет и Израиль. На эту инициативу почти сразу отреагировало ОАО «МТС» и объявило накануне Нового года о новой опции «Ноль без границ», в рамках которой все входящие звонки во всех странах мира будут бесплатны с первой по десятую минуту (абонентская плата для этой услуги – 19 рублей в сутки).
Вовремя подсуетились и топ-менеджеры «Теле2», объявив о нулевой цене на входящие звонки во внутрисетевом роуминге для своих корпоративных клиентов, и сотрудники ФАС России, выпустившей накануне Нового года пресс-релиз о своей великой роли в деле борьбы с разорительными для россиян роуминговыми тарифами. Мол, повышение доступности услуг роуминга продолжается благодаря успешному взаимодействию антимонопольного ведомства с сотовыми операторами. Промолчало только ОАО «ВымпелКом», да и то, видимо, по причине излишней скромности. У «Билайна» наверняка имеется в загашнике какая-нибудь давно действующая опция, позволяющая разговаривать в роуминге «практически бесплатно».
Первая двадцатка – не комом
Естественно, эксперты «КВ» не могли пройти мимо и первого большого юбилея российской сотовой связи, история которой началась двадцать лет назад, в сентябре 1991 года. По официальной версии, первый звонок совершил тогдашний мэр Санкт-Петербурга Анатолий СОБЧАК (учитель и соратник Владимира ПУТИНА, если кто-то подзабыл). У этого первого сотового абонента России был телефон аналогового стандарта NMT-450, назывался он Mobira MD59-NB2 (Nokia), весил около трех килограммов, а стоил вместе с подключением порядка четырех тысяч долларов. Да и минута разговора в ту пору обходилась недешево – в один доллар США. К 1994 году плата за подключение упала в среднем вдвое, а стоимость минуты разговора снизилась уже до 50 центов.
К сегодняшнему дню, если верить статистике, средняя цена на голосовой трафик снизилась с начала 90-х, как минимум, в 70 раз. Сотовые телефоны из разряда статусной вещи превратились в обыденность, проникновение мобильной связи в целом по стране увеличилось менее чем за два десятка лет в 900 раз. По данным компании «Коминфо Консалтинг», проводившей юбилейное исследование социального и экономического влияния мобильных коммуникаций, 85% россиян считают, что из всех технологических новинок, появившихся за последние два десятка лет, максимальное влияние на их повседневную жизнь оказала именно сотовая связь, а 50% признаются, что стали от нее зависимы, хотя и не видят ничего плохого в том, чтобы быть «всегда на связи».
За последние 10 лет объем сотового рынка, по данным «Коминфо Консалтинг», вырос в 17 раз, а выручка всех сотовых операторов России в 2010 году составила 684 млрд рублей. В три раза увеличился за те же 10 лет прямой вклад сотовиков в российский ВВП – до 1,5%, а с учетом мультипликативного эффекта вклад отрасли в экономику составляет сейчас без малого 5% от ВВП всей страны. Прямо и косвенно мобильная связь, по подсчетам аналитиков, создает уже порядка 450 тысяч рабочих мест и приносит государству больше налогов, чем ОАО «РЖД».
Андрей СЕРГИЕНКО,
директор филиала МТС в Омской области:
«Мы увеличили сеть третьего поколения в Омской области в 2011 году почти в два раза»
— В 2011 году компания МТС укрепляла свои позиции на телекоммуникационном рынке Омской области. Почти на 20% увеличился голосовой трафик и более чем на 40% вырос трафик передачи данных. При этом уже более 90% data-трафика приходится на передачу данных в сети 3G. Это результат того, что МТС увеличила сеть «третьего поколения» в регионе в 2011 году почти в два раза, обеспечив дополнительно 40 населенных пунктов Омской области возможностью пользования мобильным Интернетом на стабильно высокой скорости. На сегодняшний день, благодаря переводу в 2011 году 80% базовых станций на современные IP-технологии передачи данных, абонентам МТС доступна скорость мобильного Интернета до 21 Мбит/сек.
На массовом рынке в 2011 году МТС запустила революционное предложение – тариф «Супер МТС», главная особенность которого – возможность бесплатно общаться по часу ежедневно с абонентами МТС из любого региона России без дополнительных платежей и ежемесячной платы. В текущем году компания укрепила свое лидерство и на корпоративном рынке услуг связи Омской области. Для бизнес-сегмента стали доступны новые тарифные планы «Готовый офис» и «Единый бизнес», что позволило привлечь на 20% больше корпоративных клиентов, чем в прошлом году. В обновленном офисе обслуживания корпоративных клиентов на ул. Мартынова была открыта и первая в России Android-зона.
Одной из тенденций уходящего года, развития которой мы ожидаем и в следующем году, стал двойной рост потребления сервисов М2М. В 2011 году МТС заявила себя как оператор не только мобильной, но и фиксированной связи, предлагая своим абонентам услуги проводного Интернета и кабельного телевидения. А в преддверии новогодних каникул МТС сделала подарок всем путешественникам – абонентам МТС. Теперь, уезжая за рубеж, абоненты МТС могут подключить новую услугу МТС «Ноль без границ» и принимать неограниченное количество входящих десятиминутных звонков совершенно бесплатно. Абонентская плата за услугу – всего 19 рублей в день.
В 2012 году МТС продолжит развиваться на телекоммуникационном рынке Омской области как универсальный оператор. В частности, запланировано дальнейшее строительство сети фиксированной связи, а также развитие сети третьего поколения, преимущественно в областных районах региона.
Кирилл РЯЗАНОВ,
директор Омского филиала ОАО «ВымпелКом»:
«2011-й стал годом безлимитного общения, мобильного Интернета и межгорода»
— Главной тенденцией 2011 года в мобильной связи я бы назвал появление дешевых — или даже вовсе бесплатных — безлимитов на все основные направления связи. Так, для того чтобы бесплатно и без ограничений общаться внутри сети, нашим абонентам достаточно подключить услугу «Безлимит внутри сети» и пополнить счет на сумму от 100 рублей. Впервые в минувшем году у наших абонентов появилась возможность отправлять практически неограниченное число SMS по цене от двух рублей в день. Безлимитный Интернет сейчас доступен как никогда и обходится нашим абонентам от трех рублей в день.
Собственно, мобильный Интернет и стал вторым ключевым направлением 2011 года. С момента запуска опции «Безлимитный Интернет на телефоне» мы наблюдаем просто взрывной рост трафика именно с мобильных устройств. Если раньше основной рост трафика приходился на модемы, то за последние несколько месяцев интернет-трафик с телефонов вырос более чем в 3 раза, а с начала года – в 6 раз. Этому способствовало и активное развитие сети 3G, которым мы занимались весь минувший год – в общей сложности в 2011 году было построено в 2,5 раза больше базовых станций 3G, чем в 2010.
Еще одним драйвером роста в 2011 году для нас стал межгород — после революционного предложения на тарифе «Разоблачение», которое позволило абонентам звонить по межгороду по цене местных звонков, мы наблюдаем рост междугороднего трафика даже не в разы, а в десятки раз. Что касается Домашнего Интернета, здесь в качестве главного события года я бы отметил запуск услуги цифрового ТВ. На сегодняшний день эта услуга практически не имеет аналогов в Омске, и омичи ее преимущества оценили по достоинству – сегодня порядка 90% новых подключений приходится на пакетное предложение Домашний Интернет + Домашнее ТВ.
Виталий МОЛОТКОВ,
директор Омского регионального отделения Сибирского филиала ОАО «МегаФон»:
«В сети «МегаФона» на конец 2011 года было зарегистрировано свыше 230 тысяч активных пользователей»
— В 2011 году стратегическим направлением деятельности компании в Омской области стала задача по обеспечению высокоскоростного мобильного доступа в Интернет. За год филиал продемонстрировал высокие темпы строительства сети. Капитальные вложения позволили увеличить в разы количество базовых станций, предоставляющих услуги связи третьего поколения, и предложить абонентам услуги полноценной сети 3G с самым большим охватом среди существующих мобильных операторов региона. За прошедший год существенно возросли и скорости мобильной передачи данных. На сегодняшний день средняя скорость в сети ОАО «МегаФон» в Омской области составляет 4,5Мб/с.
Благодаря реализованному проекту обеспечения устойчивой связью транспортных артерий региона, строительство дополнительных БС и оптимизация существующих позволили охватить основные федеральные автомобильные трассы, а также существенно улучшить качество предоставляемых услуг вдоль железнодорожной магистрали. Согласно данным официального сайта Роскомнадзора, в исследованиях, проведенных в рамках подготовки карты покрытия мобильной связью магистральных автодорог на территории Российской Федерации, наибольший процент радиопокрытия показал Общероссийский оператор связи ОАО «МегаФон» с охватом 92,5% российских магистралей.
Еще одним важным результатом работы компании в 2011 году стало повышение качества обслуживания абонентов. Сегодня в розничной сети «МегаФона» в Омской области 64 собственных офиса, где абоненты могут пополнить счет без комиссии и получить полный спектр сервисных услуг. Кроме того, абонентов компании обслуживают 32 монобрендовых салона, расположенных в районах Омской области. За минувший год клиентская база «МегаФона» значительно увеличилась. В сети компании «МегаФон» на конец 2011 года зарегистрировано свыше 230 тысяч активных пользователей. Следующий год обещает быть не менее продуктивным. Мы по-прежнему будем развивать сети третьего поколения и мобильный Интернет, создавать новые инновационные продукты и услуги.