Омская область продолжает славную традицию рекордов рождаемости, которой в этом году исполняется ровно три года. Первый рекорд, напомню, мы установили в 2009 году, когда поднатужились и предъявили государству 25 982 младенцев обоих полов. Это был рекорд семнадцатилетия. В 2008 году поставили уже рекорд восемнадцатилетия, а 2011 год, объявленный в регионе Годом ребенка, завершили рекордом девятнадцатилетия. По данным департамента ЗАГС регионального министерства государственно-правового развития, за минувший год на свет появилось еще 26 917 новых жителей Омской области. Из них более 13 тысяч – первенцы, более 10 тысяч – вторые дети в семье. И в 2012 году ожидается еще один всплеск рождаемости. Уже четвертый. Идем на рекорд двадцатилетия. Если браков было заключено за 2011 год почти на две тысячи больше, чем в 2010 году, а на улучшение демографической ситуации, если кто забыл, направлена пятилетняя целевая программа «Семья и демография Омской области», рассчитанная до 2014 года, то разве мой вывод не очевиден в свете последних решений партии? Любимая страна может спать спокойно. Омичи зажигают за всех.
Одна только проблема — мы свои реальные достижения толком не можем пропиарить. «Рекорд рождаемости», — уныло бубнят чиновники из когорты давно вышедших в тираж альфа-самцов. «Рекорд рождаемости», — недружным хором подхватывают еще не испытавшие радости материнства юные выпускницы факультета журналистики. Единственное, на что они все вместе способны, – рассортировать младенцев по половому признаку. А где креатив? А где горящие восторгом глаза? Унылыми причитаниями делу пропаганды региональной рождаемости не поможешь. А почему бы, например, не подсчитывать совокупный рост всех новорожденных? Я тут на досуге сложил все цифры столбиком, получилось, что за год мы обеспечили государству почти четырнадцать километров новорожденных, что равноценно одному расстоянию от ЖД вокзала до Дворца искусств им. Малунцева. А можно еще учесть суммарный вес. По моей оценке, за год выходит весомая цифра – как минимум, 95 тонн, а это даже больше, чем два знаменитых омских танка Т-80У.
Ну а любознательным пропагандистам рождаемости могу порекомендовать к изучению труды знаменитого русского этолога Виктора ДОЛЬНИКА о глобальных демографических процессах, чтобы они уже не сомневались, является ли региональный материнский капитал важным стимулом при решении вопроса о планировании второго ребенка в семье. Наука считает, что плодовитость человека определяется не политиками, а популяционными биологическими механизмами, поэтому все попытки государственного стимулирования рождаемости закономерно оказывались безрезультатными. Еще римские цезари издавали указы, призывая римских матрон рожать детей, не заменяя их ручными львятами и обезьянками, и указы, естественно, не помогали. Урбанизация, кстати, это тоже один из механизмов снижения численности, поскольку город – одна из форм коллапсирующего скопления, в которых человеческие особи либо не размножаются совсем, либо размножаются ограниченно. Так что самым кардинальным способом поправить демографию могло бы стать принудительное расселение городов. А там, глядишь, дети и сами рождаться начнут. Без материнского капитала.