2 апреля в рамках выставки «Омская культура: мир без границ» в областном экспоцентре состоялось внеочередное заседание Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). В синем зале конгресс-холла собралось около 50 человек. В большинстве это члены общественной организации, архитекторы, историки, преподаватели, студенты СИБАДИ (будущие архитекторы), журналисты и просто неравнодушные жители Омска. Примечательным стало посещение заседания представителем министерства культуры — заместителем начальника управления по государственной охране объектов культурного наследия Олега СВИРИДОВСКОГО.
«Бетонная лепешка» под названием «Площадь Победы»
Традиционно первым слово взял председатель ВООПИК и академик архитектуры Альберт КАРИМОВ, обозначив в качестве проблемы празднование 300-летия Омска. «К этой значительной дате город должен прийти с восстановленными памятниками так же, как мы свой дом готовим к празднику», — высказался выступающий.
Он обратил внимание присутствующих на представленный на первом этаже выставки макет перспективной застройки исторического центра Омска, изготовленный в ОАО ТПИ «Омскгражданпроект». Академика возмутило создание намыва перед речным вокзалом для строительства отеля «Хилтон». Это место считается историческим, так как сюда высадился основатель первой Омской крепости Иван БУХОЛЬЦ. Недовольство вызвало создание вокруг Успенского собора высотных зданий, так как традиционно в христианской культуре доминировать должны православные соборы, храмы и церкви. Нежелательно строительство высокого жилого дома рядом с Омским государственным литературным музеем им. Ф.М. Достоевского. Архитектор также высказался против переноса круглого фонтана напротив здания мэрии, чтобы разместить там «бетонную лепешку», названную Площадью Победы с торговым центром под ней. Непонятна для господина КАРИМОВА ситуация, когда власти настаивают на сносе самовольного строения на Бударина 3б, но при этом рядом в перспективе появятся еще более агрессивные здания с высокой этажностью. Во всем этом «безобразии» господин КАРИМОВ обвинил главного архитектора по проектам ТПИ «Омскгражданпроект» Богдана МРЫГЛОДА.
Критика в сторону минкульта прозвучала от директора Музея городского быта, председателя Общества коренных омичей Владимира СЕЛЮКА, заявившего господину СВИРИДОВСКОМУ: «Вы когда шли на эту должность, должны были понимать, что нужно остаться до конца человеком».
Омичи сами недостойны своего города
Причину проблем с памятниками член президиума ВООПИК и краевед Елена КУНЕВСКАЯ связывает с безразличием самих омичей: «Омск — не исторический по статусу город не потому, что нас зажали или где-то там обошли, а потому, что мы этого, к сожалению, недостойны».
Эту же мысль поддержала преподаватель детской художественной школы № 1, знаток деревянного зодчества Екатерина ПИТЕЛИНА: «Довольно часто слышу от собственников деревянных памятников, когда мы с детьми ходим их рисовать, пожелание, чтобы здание поскорее снесли, а их расселили».
В качестве механизмов взаимодействия с чиновниками эксперт предложила создание сайта, посвященного памятникам. Любой омич сможет зайти на него, прочитать и проголосовать за социально значимые проекты. Аналогичный сайт создан общероссийской организацией Архнадзор.
В числе выступающих был омский историк Владислав ПУТЕВ. Он рассказал положительный пример взаимодействия с властями. Комиссия по увековечиванию памяти командующего Михаила БУЛАТОВА добилась выделения средств на установку мемориальной доски на одном из зданий Омского приборостроительного завода им. Козицкого. Сейчас подыскивают скульптора, но к концу лета — началу осени 2012 года планируется установить. С собой у эксперта оказалось официальное письмо от администрации с обещанием к 2016 году поставить памятник основателю Омска Ивану БУХОЛЬЦУ. Единственное сомнение возникло о месте его расположения: было бы логично поставить у места высадки – у Речного вокзала. Однако сейчас там находится памятник «Шар». По мнению господин КАРИМОВА, задумка скульптора Василия ТРОФИМЧУКА была дискредитирована и создан «полуфабрикат». Стоящий памятник должны были закрепить цепями, что являлось бы олицетворением державы. Также на нем планировалось создание барельефа.
В Омске из 52 фонтанов работают 12
Наибольший резонанс в аудитории вызвало выступление основателя проекта «Невидимый город» в Интернете Игоря ФЕДОРОВА. Он вспомнил уничтоженный мостик дома Саниной по адресу: Либкнехта, 7/Ленина, 5, «реконструкцию» здания по адресу: Ленина, 7, продающийся дом Михаила Шершевского (Красных Зорь, 35). Блогер также припомнил 52 заброшенных фонтана, из которых работают только 12.
Несмотря на то, что господин ФЕДОРОВ заявил, что нет смысла «обвинять во всем министерство культуры и делать из него исчадие ада», он привел примеры, когда в официальном реестре памятников архитектуры значатся уже давно уничтоженные объекты. «Сейчас все говорят про 300-летие Омска, но оно пройдет и все снова замолчат, – пояснил свою позицию господин ФЕДОРОВ. — Надо работать! У нас будет новый губернатор, новый мэр... есть надежда, что они развернут деятельность в этом направлении. Именно сейчас всем омичам нужно объединиться и бить в колокола!".
Министерство само просит общественников писать на него жалобы
Вероятно, не выдержав всех обвинений в свой адрес, Олег СВИРИДОВСКИЙ, который в самом начале заявил, что выступать не будет, все-таки решился. Он поблагодарил блогера за замечательный проект, который сам часто посещает, а затем напомнил присутствующим, что министерство культуры встроено в систему власти, а защита памятников проходит через определенные трудоемкие бюрократические процедуры. Например, для того, чтобы получить разрешение на проверку памятника, необходимо обращения граждан. Ведомству приходится обращаться к общественникам, чтобы те писали жалобы.
Недоволен представитель минкульта и работой прокуратуры и Следственного комитета. В качестве примера он привел, как после пожара в двухэтажном деревянном доме по адресу: Звездова, 16 специалисты через 4 часа выехали в министерство, а на сам объект попали только через неделю.
Определенный ущерб памятникам нанес кризис 2008 года, накануне которого бизнесмены выкупали памятники для реконструкции, но реализовать эти планы не удалось из-за финансовых сложностей. Такая ситуация как раз возникла с домом Шершевского.
Трудно подвести итог встречи со столь разнообразными мнениями. Одно хорошо, что министерство культуры в лице господина СВИРИДОВСКОГО услышало критику своей работы, другой вопрос – прислушаются ли?
Светлана ПАРХОМЕНКО