К проблеме капитального ремонта обратились депутаты горсовета на заседании комитета по вопросам ЖКХ, транспорта и строительства 18 апреля. Докладчиком выступил заместитель председателя горсовета Алексей СОКИН, неделей ранее побывавший на Комитете по жилищной политике и ЖКХ в Госдуме РФ.
Из Госдумы СОКИН привез нерадостные новости. «На комитете в Госдуме сообщили, что 185-ФЗ будет действовать, как и обещали, до конца 2015 года, но деньги пойдут лишь на расселение аварийного жилья, а не на капремонт. Исполнение обязательств муниципалитетов по статье 16 закона о приватизации Федерация на себя точно брать не будет. Вся проблема капремонта переходит полностью в регионы, а Федерация с себя финансовую нагрузку снимает», — сообщил СОКИН. Упомянутая им статья «приватизационного» закона сегодня является тем самым инструментом, который дает возможность собственникам через суд обязать муниципалитет проводить капремонт дома. СОКИН напомнил, что в бюджете города Омска в 2012 году на капремонт заложено лишь 408 млн рублей, при этом только по судебным решениям мэрия в текущем году должна отремонтировать дома на сумму более миллиарда рублей.
Не оплаченные мэрией ремонтные работы порождают вторую волну судебных исков.Это, по мнению СОКИНА, вторая после недофинансирования проблема, которая делает капремонт рискованной затеей для заказчиков и подрядчиков. Мэрия, заключив соглашение с УК на субсидирование капремонта, не выполняет в срок свои обязательства или выполняет не полностью. Между тем капремонт на доме уже проведен, подрядчик идет в суд, и исполнение обязательств перед подрядчиком компания-заказчик проводит за счет собственных средств. Кроме того, по данным вице-спикера горсовета, департамент городского хозяйства мэрии Омска замечен в том, что понуждал жителей заключить договор на капремонт с конкретной компанией, угрожая в противном случае совсем не выделить средства на дом. Таким образом, подытожил СОКИН, мэрии нужно определиться – готовали она заключать прозрачные для каждого из участников соглашения и нести по ним полную ответственность, а если нет, то средства направлять на дома посредством тендеров согласно 94-ФЗ.
Держал ответ перед депутатами исполняющий обязанности директора департамента городского хозяйства Владимир КАЗАДАЕВ. В первую очередь он поделился свежими цифрами по долгам мэрии в части капремонта: «На сегодня в Омске 197 домов, обязательства по ремонту которых возложены судом на мэрию. В судах находится еще 70 заявлений. По 78 решениям срок исполнения обязательств заканчивается в 2012 году – на это необходимо 1 млрд 127 млн рублей. А всего за два года нужно направить 2,5 млрд рублей на два года. Для сравнения: за предыдущие четыре года мы потратили на капремонт столько же, отремонтировав 776 домов».
По мнению КАЗАДАЕВА, финансовые риски, из-за которых некоторые управляющие компании отказываются участвовать в капремонте, возникают не по вине департамента, а из-за недостатка финансирования. «Часто в судебном решении значится «ремонт общедомового имущества», а это все полностью, от кровли до подвала, и один дом обходится в 20-30 млн рублей», — посетовал он.
— По соглашению можно работать, но проблема в том, что оно для мэрии носит добровольный характер, и мы к администрации никаких претензий не можем иметь, а подрядчики при этом нам предъявляют вполне законные требования в полном рубле, — продолжила тему приглашенная на заседание директор ООО «ЖКХ «Сервис» Жанна ЗАХАРОВА. — Это первая проблема. Вторая проблема состоит в том, что, когда мы готовим дом к капремонту в рамках соглашения, предъявляем департаменту сметы, а нам их нещадно режут, отказываясь оплачивать отдельные виды работ. Если я сделаю кровлю, а электропроводку не сделаю и начнется пожар? Тогда и кровля уже будет не нужна. Сроки соглашения невелики, а мы еще и половину этого времени теряем на согласование смет и прочего. А если я в сроки не укладываюсь, то по соглашению мэрия имеет право все деньги отозвать, в том числе аванс. В целом условия соглашений на сегодня таковы, что мы не можем интересы жителей защитить в полной мере и к тому же получаем серьезные финансовые риски.
По словам директора департамента финансов и контроля администрации города Богдана МАСАНА, отдельные виды работ из смет вычеркиваются в том случае, если они не оговорены решением суда. «На мой взгляд, если желает УК заключать с нами соглашение на капремонт во исполнение судебного решения, пусть заключает, не желает – будем выходить по ФЗ-94, но надо понимать, что сроки в этом случае затягиваются. А вообще все бюджетные учреждения действуют по ФЗ-94, и все нормально», — высказал свою точку зрения МАСАН..
— Отстранение Федерации от решения проблемы — крайне несправедливая позиция, и этот вопрос надо поднимать, объединяясь с другими муниципалитетами. А на местном уровне надо все равно проводить аудит по состоянию домов. У нас 15 000 многоквартирных домов, более 6 000 нуждаются в капремонте, это 30 млрд рублей, и никто, кроме нас, этим вопросом заниматься не будет, — подытожил СОКИН. Вконец расстроенного такими баснословными цифрами Богдана МАСАНА с улыбкой поддержал председатель комитета Игорь ПОГРЕБНЯК: «Ну ты же из одного рубля три не сделаешь, и все мы это понимаем».