Годовое общее собрание акционеров (ГОСА) ОАО «Омскшина» имело все шансы побить рекорд по продолжительности, пройдя за две-три минуты. Когда 15 июня, чуть не опоздав, в 10-58 я зарегистрировался, ко мне обратился официально одетый в костюм, не смотря на жару, средних лет мужчина и сказал: вы единственный акционер сегодня, может быть, заполните бюллетень и сдадите его, а собрание как таковое мы проводить не будем. Я резко завозражал, представив себе, что сижу я один в огромном зале ДК им. П.Будеркина, а передо мной с трибуны с отчетами выступают генеральный директор предприятия, главный бухгалтер (кстати недавно смененный), аудитор, представитель ревизионной комиссии и так далее, а я им задаю вопросы, которые у меня, естественно, неизменно появляются. «Нет!, — обрадовался я,- процедура должна быть соблюдена». И собрание началось. Увы! — я оказался не один. На собрании было зарегистрированы четверо живых участвующих акционеров. Одна пенсионерка пришла после меня, а двоим другим, надо полагать, тоже сказали: «Вы – единственный!». Один из этих акционеров позже признался, что действительно собирался уже уходить, сдав бюллетени, но услышав мои требования, решил задержаться. Впрочем организаторов собрания все же было больше, чем нас, номинальных собственников (как еще назвать владельцев мизерной, начинающейся после третьего нуля после запятой, доли от уставного капитала?): трое – в президиуме на сцене за длинным столом, секретарь собрания рядом со мной, представители фондового отдела и счетной комиссии. Микрофонов не было. Впервые, кстати, за все последние 17 лет, как я хожу на эти собрания. Поэтому слышно было плохо. В качестве обсуждения вопросов регламента, я предложил членам президиума спустится в зал и провести мероприятие в партере — во многих акционерных обществах ГОСА проходит за столом прямо в кабинете директора. Однако один из сидящих в президиуме (он так и не представился) мстительно заявил, что регламент должен соблюдаться. Новый генеральный директор Омскшины Дмитрий РУДАКОВ, оказавшийся очень молодым и очень тихо говорящим, с трибуны рассказал о деятельности завода в 2011 году. Все события прошедшего года на одном из крупнейших предприятий Омской области уместились в его изложении в 7 – 8 минут, в течение которых я, с напряжением вслушиваясь, стремительно записывал на листочках бумаги возникающие у меня по ходу вопросы, так как по регламенту они должны были подаваться только в письменном виде и только до завершения обсуждения доклада – ни секундой позже. Я успел, благо, что секретарь собрания сидел рядом, забирал — по одному- по два — у меня эти листочки и передавая в президиум.
Меня, в частности, заинтересовало, почему за 2011 год выручка в рублях увеличилась почти на 40 %, когда как в физическом выражении автошин выпустили меньше: 1687,7 тыс. штук против 1723 тысяч в 2010 году. Неужели на 40 % выросла стоимость каждой единицы продукции? На что Дмитрий РУДАКОВ сообщил, что причин тому две. Первая – действительно цена автошин выросла. Вторая – снизилась стоимость сырья, в результате чего ценовой коридор существенно расширился. Правда, на текущей год ни роста выручки, ни роста производства в физическом выражении уже не пообещал. Но сообщил, что завод в будущем намерен заняться производством сверхкрупногабаритных шин (напомню, что собрание состоялось до визита в Омск руководства вышестоящего холдинга «Кордиант», пообещавшего солидные инвестиции в оба своих омских предприятия). Впрочем, в официальном «Ежеквартальном отчете ОАО «Омскшина» за 1 квартал 2012 года» по поводу 40%-ного роста выручки в 2011 году сказано, что он «обусловлен ростом объемов производства и цен реализации на автошины». То есть про снижение цен на сырье в документе ничего не сказано, с другой стороны, про рост объемов производства здесь явно приврали.
Практически все сырье на Омскшину поставляет Кордиант (ранее называвшийся «Сибур – Русские шины»). Он же покупает готовую продукцию. Цены и на то, и на другое регулирует соответствующими договорами он же. А значит прибыль предприятия зависит не от его усилий и возможностей, а от позиции вышестоящего холдинга, легко способного передвинуть центр получения прибыли из Омска в столицу и обратно (формальный юридический адрес ОАО «Кордиант» — в Санкт-Петербурге, однако в рубрике контакты на сайте холдинга указаны московские телефоны и адрес).
Еще на один вопрос был о слухах по объединению Омскшины с ЗАО «Кордиант-Восток» (ранее называемом «Матадор-Омскшина»), РУДАКОВ сообщил, что такого решения собственники не принимали. Однако согласно годовому отчету рост рост расходов на оплату труда управленческому персоналу (куда входят, в частности, правление и совет директоров) увеличился со 95,3 млн руб. в 2010 году до 105,7 млн – в 2011-м за счет передаче Омскшине от Кордианта-Восток отделов главного механика, главного энергетика, охраны труда и промышленной безопасности вместе со всем штатным расписанием и фондом оплаты труда.