Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Немецкие магазины, или Торжество психологии

5 сентября 2012 14:00
0
1609

( Продолжение. Начало в №24-34)

Автор — омич, когда-то начинавшийсветлый путь в журналистике внештатным корреспондентом «Коммерческих вестей», но легкомысленно свернувший на кривую дорожку пропаганды, которая сначала утащила его из Омска в Новосибирск, а затем и вовсе привела в эмиграцию

Одна наша немецкая знакомая решила наконец-то обзавестись водительскими правами. Уже третий месяц она ходит в автошколу и недавно даже удостоилась первой похвалы от инструктора – ей удалось проехать целый квартал без единого замечания. Тяжело пока девушке даются только маневры – практики маловато. Время инструктора дорого, а ближайший полигон, где можно самостоятельно отрабатывать параллельную парковку и заезды в гараж задним ходом, расположен в тридцати километрах, плюс он тоже платный.
Поэтому по воскресеньям знакомая едет с мужем к ближайшему гипермаркету. Там их никто не беспокоит, огромное заасфальтированное поле стоянки пустынно, и можно тренироваться хоть весь день, никто не побеспокоит. Дело в том, что все магазины в Германии по воскресеньям закрыты – таков закон.
День тишины
Обычно это самое первое открытие, которое делает человек, решивший заняться шопингом в Германии. И приятным его не назовешь. А ведь в прежние времена было еще хуже. Когда полвека назад был принят Закон «О времени работы магазинов», он разрешал торговать только до 18:30 в будни и до 14:00 по субботам. Такой суровый режим действовал вплоть до конца девяностых. Потом магазинам разрешили закрываться в восемь, а в субботу – в шесть, и это воспринималось как огромная победа бизнеса. В 2003-м торговые сети продавили разрешение закрываться в 22 часа, а совсем недавно в некоторых районах страны появились первые круглосуточные супермаркеты. Но воскресенье так и остается днем, свободным от любой торговли. Лишь несколько раз в год разрешается устраивать в выходной день открытых дверей, да и то не всем.
Если же вы до вечера субботы не успели запастись продуктами или вдруг в воскресенье вам понадобилось что-то прикупить к столу, вариантов совсем немного. Придется ехать на вокзал, в аэропорт или на заправку. Расположенные там магазины открыты всегда. Но ассортимент их обложен массой ограничений, иначе бы рядом с каждой бензоколонкой вырос торговый центр. Еще можно купить хлеб — частным пекарням в воскресенье работать разрешено.
Немцам, живущим в центре страны, другого выбора не остается. А вот тем, у кого под боком граница, имеет смысл поинтересоваться, как обстоят дела у соседей. Например, Люксембург вовсю пользуется издержками немецких суровых законов. Стоит въехать на территорию независимого герцогства, как вы увидите огромные торговые центры, готовые с распростертыми объятьями встретить жителей Германии семь дней в неделю. А с учетом того, что в маленькой стране еще и намного ниже акцизы на кофе, табак и бензин, некоторые готовы ехать на шопинг сюда за сотни километров.
Почти такие же
Когда наши соотечественники, уехавшие в Германию два десятка лет назад, решаются навестить Родину, то первое, что можно от них услышать: боже, да у вас теперь такие же магазины, что и в Европе! Действительно, типичный немецкий поход за продуктами не очень отличается от нашего. В любом крупном городе есть все знакомые нам форматы: универсальные гипермаркеты, несколько сетей супермаркетов, дискаунтеры, Cash&Carry, торговые центры и магазинчики шаговой доступности.
Ассортимент на первый взгляд тоже не слишком отличается – при желании можно набить под завязку продуктовую корзину теми же марками, что и у нас. Гораздо больше в немецких супермаркетах сыров, богаче выбор овощей и фруктов – вот, пожалуй, и вся разница. Первое время после переезда мы честно пытались сравнивать цены, пересчитывая евро в рубли, но вскоре бросили эту затею. Что-то стоит дешевле, что-то дороже, но на круг получилось, что мы тратим на продукты примерно столько же, сколько и в России.
Для меня по-прежнему загадка, как немцы умудряются поддерживать такой уровень цен, принимая во внимание несравнимо более высокие затраты на персонал, электроэнергию и бензин, который стоит втрое дороже российского. Единственный хоть как-то оправдывающий низкие цены фактор – НДС на большинство продуктов питания в Германии составляет всего 7%.
Сам процесс покупок отличается немногим, хотя есть некоторые нюансы. Например, в бумажнике каждой немецкой домохозяйки всегда найдется маленький металлический диск размером с монету в один евро. Дело в том, что в местных сетях нельзя взять тележку просто так. Сначала нужно открыть замок на ней, положив в специальный приемник евро или два. Выходя из магазина, человек ставит тележку на место и получает свои деньги обратно. Но что делать, если у вас не окажется мелочи? Для этого как раз и используются шайбочки, подходящие по размеру. Есть даже коллекционеры, которые их собирают. К слову, туристам на заметку – немецкие тележки прекрасно разблокируются российской двухрублевой монетой.
Зато в кошельках бюргеров, отправляющихся за продуктами, вполне может вовсе не оказаться дисконтных карт. Сети супермаркетов здесь крайне не любят предоставлять фиксированные скидки. Их программы лояльности выстраиваются по другому принципу – магазин может, к примеру, начислять клиентам баллы в зависимости от суммы покупки, а покупатель, накопив нужное количество, получить какой-то акционный товар. А крупнейшая сеть немецких дискаунтеров – Aldi так и вовсе гордится тем, что никогда не устраивает в своих магазинах распродаж и промо-акций. Дескать, цены у нас и так сразу низкие, нам нет смысла покупателей заманивать скидками.
По одежке не встречают
С другой стороны, трудно найти больших любителей распродаж, чем немцы. Они внимательно отслеживают то, когда их любимые магазины объявят о начале сезона скидок, обожают поездки в аутлеты – в окрестностях больших городов целые кварталы заняты магазинами, в которых распродаются коллекции прошлых сезонов из бутиков и то, что залежалось на складах фабрик. Ежегодный каталог-путеводитель по скидкам Schn?ppchenf?hrer Deutschland — это национальный бестселлер. А когда про кого-то здесь говорят, что он одевается на распродажах, – это не пренебрежение, а комплимент его расчетливости и бережливости. Если вы похвалите модную обновку вашего немецкого знакомого, он тут же расскажет, что купил ее со скидкой в 70%. и будет этим чрезвычайно горд.
Впрочем стоит заметить, что в массе своей немцы уделяют своему гардеробу гораздо меньше внимания, чем какие-нибудь французы, не говоря уже о наших соотечественниках. В одном из блогов прочитал хорошее определение: Германия – это страна победившего casual. Одежда здесь не скажет вам почти ничего о статусе человека. Есть три вещи, по которым немцы этот самый статус определяют: в каком районе человек живет, какая у него машина и куда он ездит отдыхать. Все. А вот одеваться миллионеры и безработные могут в одних и тех же магазинах. У входа в лучший ресторан Трира Becker’s (две мишленовские звезды) стоят «порше» и «феррари», но посетители внутри будут одеты так, как будто они вышли прогуляться в булочную.
Галантерейные психологи
Одеваются немцы скромно, а вот одежды покупают очень много. В крупном магазине вы наверняка увидите, как покупатели, а особенно покупательницы подходят к кассам с охапками вещей, которые они набирают, даже толком не примеряя. А на распродажах так и вовсе не глядя — главное успеть раньше остальных. Мы долго не могли понять причины такой легкомысленной расточительности, которая никак не вписывалась в немецкий характер, пока не узнали про правило 14 дней.
Дело в том, что, как и в России, в течение двух недель в Германии можно вернуть в магазин любую купленную вещь, если вы решили, что она вам почему-то не подходит. Но вот в отличие от России никаких объяснений по поводу своего решения давать не надо и проволочек с возвратом денег никогда не возникает. Все, что требуется, это принести товар и чек. Самое любопытное, что немецкие законы о торговле обязывают принимать покупки без дефектов обратно только онлайн-магазины и почтовые каталоги. Но в условиях конкуренции обычным сетям не остается никакого выбора, кроме как предоставлять покупателям такие же возможности. В таком подходе есть глубокий психологический расчет – зная, что вещь можно без лишней нервотрепки вернуть, человек покупает легко и беззаботно. А потом оказывается, что вроде бы и взял три рубашки, чтобы оставить одну, но все три сидят неплохо, да и возвращаться в магазин лень. Так и забивают шкафы одеждой.
Другой психологический прием – это поведение продавцов. В крупных магазинах они никогда не бросаются на покупателей с распростертыми объятиями, не ходят за вами по залу, контролируя каждое ваше движение, и не пристают с идеями обратить внимание на вот эту, ту и еще во-о-он ту модель. Максимум, что может позволить себе немецкий продавец, так это спросить, может ли он для вас что-то сделать. При положительном ответе он для вас расшибется в лепешку, а при отрицательном отойдет и больше не будет беспокоить, даже если вы решите разбить в торговом зале палатку.
В том, что они ведут себя именно так, а никак иначе, тоже есть холодный расчет. Дело в том, что у немцев не принято при кражах, неизбежных в любых сетях, покрывать убытки за счет персонала. Поэтому-то продавцы и не буравят вас взглядом и не стоят над душой. Разумеется, ворам это облегчает задачу, но дотошные владельцы магазинов подсчитали, что комфортный процесс покупок для остальных 99,9 процентов стоит определенных издержек. Ну и в целом даже поговорка «Клиент всегда прав» в немецком варианте звучит акцентированней: «Клиент – это король».
Автоматы и поля самообслуживания
Персональный подход к покупателю – это хорошо, но иногда можно обойтись и без него. Немцы – большие фанаты всевозможных торговых автоматов. Самые распространенные – по продаже сигарет и жевательной резинки, их можно встретить на каждом углу. Бывают также автоматы по продаже почтовых марок, презервативов, бинтов и пластырей, батареек, велосипедных камер и даже горячего хлеба.
А еще в Германии есть и вовсе поразительная форма торговли без участия продавцов – цветочные поля самообслуживания. Вроде бы бизнес-идея элементарна: чем продавать букеты в ларьке, проще дать людям ножницы и пустить в цветник. Пусть сами нарежут себе, что приглянется. Ничего нового — мы так еще в детстве клубнику собирали на полях СибНИИСХоза. Пройдешь по грядкам, накидаешь ведерко эмалированное — и вперед к агроному, потом от него к кассиру да напоследок сторожу на выходе квиток покажешь и все, можно варенье варить.
Так вот, у немцев с цветами все то же самое. Только они пошли еще дальше и обходятся без агрономов, кассиров и сторожей. Поля эти раскиданы по всей округе, думаю, по всей Германии счет идет на тысячи. Обычно рядом с дорогой стоит указатель и будка, на фасаде которой прейскурант, ножницы и касса, похожая на копилку. За будкой цветочное поле. Хочешь собрать букет – берешь ножницы и вперед. Потом считаешь сумму, кидаешь в кассу столько, сколько нужно, и можешь ехать. Камер нет, никто не подсматривает, места вокруг безлюдные – все на твоей совести. И ведь нельзя сказать, чтобы удовольствие это было прям совсем уж дешевым. Один какой-нибудь гладиолус может стоить и 50 центов, лилия — евро, а за букет полевых цветочков просят пятерку. Однако же бюргеры и бюргерши не хитрят, кидают свои кровные в ящик, почти не обсчитывая бедных фермеров. По крайней мере, те не в обиде – никто не разоряется и не спешит нанять человека, чтобы зорко следил за процессом.
Если не ошибаюсь, уроженец Трира Крл Маркс называл это социализмом.

Продолжение следует

Виталий ВОЛОДИН 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.