В наборе средств, предоставляемых инвестору региональным законодателем, наиболее важными, как показала практика, являются пониженные ставки по налогу на имущество и прибыль, скидки по арендной плате за землю, вложения в инфраструктуру объекта инвестиций, компенсация процентов по кредитам и лизинговым платежам, инвестиционные налоговые кредиты, бюджетные гарантии, бюджетные инвестиции. Если первые четыре позиции имеют успешную практику реализации, то с налоговыми кредитами, гарантиями и инвестициями бюджеты регионов имеют дело крайне редко и осторожно, зная соответствующую позицию федерального Минфина на этот счет.
Следует сказать, что в период с 2004-го по 2011 год сложилась устойчивая судебная практика Верховного суда РФ, оценивающая правотворчество регионов в священном деле привлечения инвесторов. Установление налоговой льготы законом субъекта РФ, не являющимся актом законодательства о налогах и сборах, не может содержать нормы, регулирующие налоговые отношения (определение № 92-Г06-4). Таким образом, очевидно, что закон о поддержке инвестиционной деятельности не может не быть рамочным.
При определении региональных налоговых льгот для инвесторов законодатель не вправе устанавливать особый порядок формирования налоговой базы, например, при понижении ставки налога на имущество организаций. Как указал Верховный суд РФ в определении № 1-Г10-14, не соответствует федеральному законодательству введение нулевой ставки по налогу на имущество, образованное в процессе инвестиционной деятельности, которая применялась в отношении остаточной стоимости имущества, созданного путем вложений.
Не смущают судебные органы случаи кажущейся с первого взгляда индивидуальности налоговой льготы. Так, законом субъекта РФ в отношении отделений почтовой связи, находящихся в сельской местности, была определена налоговая ставка по налогу на имущество организаций в пониженном размере. Суд не нашел в данной норме ни признаков индивидуальных налоговых льгот, ни дискриминации налогоплательщиков в зависимости от места расположения активов (определение № 86-Г09-9).
При определении отдельной категории налогоплательщиков, пользующихся льготой, региональный законодатель не вправе использовать экономические характеристики налоговой базы, в частности, ее размер. Так, признано противоречащим федеральному закону положение закона субъекта РФ, согласно которому установлена пониженная ставка по налогу на прибыль для налогоплательщиков, имеющих налоговую базу более 100 000 рублей за отчетный период (определение № 44-Г06-7).
Следует признать, что практически все формы поддержки инвесторов (кроме налоговых льгот) базируются на конкурсных началах, но для крупного инвестора, безусловно, важна «эксклюзивность» поддержки, давайте опустимся на землю. И здесь, конечно, появляется соблазн назвать все спектаклем, лишенным конкурентных начал. Просто нужно выбрать, что важнее: только игры в конкурсы, только прозрачность или серьезные инвестиции. И оценивать результат.
Андрей БЕСШТАНЬКО,
Кандидат юридических наук