Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

"Федеральные сети это пылесосы, которые откачивают из Омска деньги и оставляют после себя "выжженную землю"

27 марта 2013 09:25
0
1669

Предприниматель Юрий ЧАЩИН на одной из секций в ходе II Торгового форума Сибири 21 марта выступил с докладом о тенденциях развития регионального потребительского рынка. Программа секции была существенно сокращена из-за незапланированного визита на форум полпреда президента РФ по Сибирскому ФО Виктора ТОЛОКОНСКОГО, и потому Юрию ЧАЩИНУ удалось лишь очень сжато рассказать о своих предложениях по спасению малого и среднего бизнеса с приходом крупных федеральных сетей. «КВ» представляют доклад Юрия ЧАЩИНА в более полном виде.

— Мы с Виктором ШКУРЕНКО представляем на форуме не только отрасль, но и Омский областной Союз предпринимателей, который, как нам кажется, в Омске достаточно серьезная сила сегодня. Правда, не разделяю оптимизма ШКУРЕНКО в той части, что можно спокойно воспринимать ситуацию на рынке.
Думаю, что спасет нас политика «мягкого протекционизма», как мы ее назвали в Союзе. Что это значит? Просто не давать зеленый свет федеральным сетям. Я знаю, о чем говорю: я работал в муниципалитете начальником управления развития торговли еще десять лет назад, и мы получали гербовую бумажку, с тем чтобы провести на омский рынок конкретную сеть, и не просто провести, а через соглашение с городом, с областью. И приходилось брать под козырек.

Основными преимуществами прихода сетей на региональные рынки называют возрастающую конкуренцию, развитие рынка недвижимости, появление новых рабочих мест и эффект для экономики региона. Действительно, одной из сторон высокой конкуренции является снижение цен. Обратная сторона – практика «выжженной земли» (в пример можно привести МЕГУ с 5-километровой зоной отчуждения и пустую улицу Ленина), ужесточение отношений с местными товаропроизводителями и постепенное их удушение, поглощение федералами, как произошло с «Манросом». В итоге деятельность федеральных сетей приводит к упрощению и уменьшению ассортимента, деградации качества наиболее раскрученных и востребованных товаров. Что станет с местными производителями, на которых делается ставка в программах развития экономики области, думаю, понятно.

А на рынке недвижимости в результате прихода сетей идет нерыночный рост арендных ставок (с последующим резким понижением). Налицо пример сети «Магнит» – удешевление вложений, откровенная агрессия по отношению к среде, пренебрежение сложившимися региональными нормами, отсутствие развития инфраструктуры. Да и новых рабочих мест не возникает – происходит перераспределение работников в пользу федеральных сетей. По своему примеру могу сказать, сегодня начался процесс по оттягиванию кадров из местных сетей. Люди от нас потянулись в федеральные сети, то, что происходит в этом плане последний год, просто ужасает. Я в свое время принял определенные меры, чтобы сохраниться на рынке, и сделал крен в ресторанный бизнес и собственное производство.

Федеральные сети практически не платят налоги в региональный консолидированный бюджет, играют роль «пылесосов» по откачиванию средств населения основного внутреннего ресурса для развития) в Москву, Санкт-Петербург и далее. Диверсификации потребительского рынка тоже ждать не приходится – доля иногородних сетей все возрастает (в том числе выросла с продажей «Астора»), и когда командные высоты будут завоеваны (гиперы и супермаркеты), настанет черед мини-маркетов и логистических компаний, уже испытывающих проблемы в связи с работой сетей по прямым контрактам.

В целях сохранения местного малого и среднего бизнеса и нивелирования последствий разрушительного влияния федеральных и транснациональных сетей на жизнь местного сообщества предлагаем ряд мер, которые мы назвали политикой «мягкого протекционизма». Мы отдаем себе отчет, что современное антимонопольное и антикоррупционное законодательство практически не оставляет властям возможности открыто поддерживать местных и давать им преференции. Но все же, на наш взгляд, есть ряд рычагов, воздействуя на которые в сфере нормотворчества и, если хотите, ручного управления (ПУТИН же не чурается решать проблемы отдельных предприятий командными методами), удастся сгладить этот негативный фон.
Мы предлагаем:

1) Не допускать предоставления преференций федеральным и международным компаниям, занятым в потребительской сфере, в части допуска к инфраструктуре города, поиска и предоставления земельных участков, создания условий неравной конкуренции, ввести запрет на заключение властями точечных соглашений с федеральными сетями по вопросам их развития.

2) Внести изменения в градостроительные документы, исключив размещение крупных объектов торговли в пределах городской территории.
3) Внести изменения в местное законодательство, ограничивающее максимальный срок освоения земельных участков под строительство двумя годами, с выставлением при превышении данного срока участков на открытый аукцион.

4) Вести точечную работу с крупными федеральными компаниями, расположенными в области, с целью увеличения доли размещения заказов среди предприятий и предпринимателей Омской области, как минимум до 30-40% по видам товаров, работ, услуг, производящимся в регионе.

5) Вести реализацию крупных проектов в сфере потребительского рынка впредь исключительно с проведением переговоров об обеспечении интересов региональных производителей, арендаторов, операторов и других групп предпринимателей.
Очень хотелось бы, чтобы представители местной власти нас услышали.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.