Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Темури ЛАТАРИЯ, председатель совета директоров группы компаний «РУСКОМ»:«В прошлом году мы удвоили мощности по производству сырокопченых колбас, а в этом году увеличим еще в четыре раза»

6 марта 2013 09:08
0
3144

Для группы «РУСКОМ» последний год, несмотря на вступление России в ВТО, был весьма удачным. Летом в Кормиловском районе заработал свинокомплекс на 110 тысяч голов, второй по объему после «Омского бекона», в конце декабря открылся первый фирменный магазин «Сибколбасы», а в январе заработала и птицеферма ООО «РУСКОМ-Агро», которая специализируется на производстве мяса индейки.
Большой общественный резонанс вызвало и желание главного управляющего директора ООО «РУСКОМ-Агро» Анны САВАТЕЕВОЙ поучаствовать в выборах главы Кормиловского района. На вопросы обозревателя «КВ» Николая ГОРНОВА об экономических и политических задачах ГК «РУСКОМ» ответил председатель совета директоров и соучредитель омского мясоперерабатывающего холдинга Темури ЛАТАРИЯ.

— Темури Отарьевич, ваша группа компаний растет в последние годы весьма высокими темпами. Каким был финансовый результат в 2012 году?

— Мы прирастаем в выручке не меньше чем на 20% в год, а в прошлом году динамика была еще лучше за счет ввода свиноводческого комплекса в Кормиловском районе. Если в 2011 году выручка была 4,93 млрд рублей, то в 2012 году — уже 6,87 млрд рублей.

— То есть ваш свинокомплекс уже заработал на полную мощность?

— Процесс производства начался уже в процессе строительства. Первое поголовье — 2,5 тысячи свиноматок и 97 высокопродуктивных хряков — мы завезли в октябре 2011 года. А первый убой животных осуществили в конце сентября 2012 года. Наш параметр по убою — порядка 10 тысяч голов в месяц, на этот объем мы вышли в декабре 2012 года, и сегодня на двух площадках получаем тот объем свинины, который планировали, — 9,4 тысячи тонн в год.

— Комбикормовый завод тоже достроили?

— Пока он работает в режиме пусконаладки. Официальное открытие назначено на 10 марта. Еще не полностью завершен элеваторный комплекс с емкостью хранения 30 тысяч тонн зерна, но к августу, когда начнется приемка зерна нового урожая, все строительно-монтажные работы будут завершены.

— Весь проект по строительству свинокомплекса профинансировал Сбербанк?

— Нет, мы вкладывали и собственные средства. Весь проект обошелся нам в 2,2 млрд рублей. Наша доля была, как мы изначально договаривались с банком, — порядка 30%.

— Птицефабрика, где производится мясо индейки, расположена недалеко от комбикормового завода?

— Расстояние там порядка 3 километров. У нас все объекты расположены довольно компактно. Хотя я бы не стал называть наше предприятие птицефабрикой. Скорее, это птицеферма. Мы получаем пока чуть больше 100 тонн мяса индейки в месяц. Годовой план — 1,5 тонны. Мы уже пару лет производим линейку продуктов из мяса индейки с низкой жирностью и низким содержанием холестерина, эти продукты пользуются спросом, и мы посчитали, что при наличии собственной кормовой базы будет вполне логично начать производить для себя и сырье. Плюс к этому мы, как переработчики, очень хорошо относимся к мясу индейки. Этот тот продукт, с которым очень приятно и нужно работать.

— Почему индейка, а не традиционные цыплята-бройлеры?

— В моем представлении, индейка — это действительно диетическое мясо. Современные технологии позволяют получать тушку бройлера весом 1,2 килограмма через 38 дней. В советские времена таких весовых параметров на птицефабриках добивались за 2,5-3 месяца. Конечно, генетика усовершенствовалась, но я как потребитель все же считаю, что при такой ускоренной технологии страдает аминокислотный состав мяса, теряются частично его вкусовые качества. А индюк растет в совершенно иных условиях. И время откорма от цыпленка до убоя — минимум полгода.

— Сам собой напрашивается вопрос: говядину вы тоже используете, причем в большом количестве, а собственного производства мяса крупного рогатого скота нет. Не возникает желание построить еще и ферму?

— Желание и возможности не всегда совпадают. К тому же ни одно хозяйство не сможет обеспечить нужный нам объем производства сырья. Наши предприятия в Омске и Барнауле в месяц перерабатывают порядка 1000 тонн мяса крупного рогатого скота. Период откорма быка — 2 года. Одна туша в убойном весе — примерно 200 килограмм. Представляете, на какое количество голов должна быть ферма, чтобы она смогла обеспечить нашу потребность в сырье? Да и наша климатическая зона не способствует развитию мясного направления в разведении крупного рогатого скота. Поэтому в регионе развивается преимущественно молочное направление, поэтому ощущаются проблемы с животными откормочных параметров. В советские времена в области было много таких животных, а сегодня они практически наперечет.

— А кто вам поставляет говядину?

— Наш основной партнер — мясоперерабатывающий концерн «Компур». Предприятие имеет самый современный на сегодняшний день комплекс для убоя во всей Омской области. Я искренне считаю, что наше сибирское мясо самое вкусное, потому сырье из других регионов, а тем более импортное, мы не приобретаем.

— В мясопереработку вы тоже ежегодно вкладываете деньги?

— Конечно. Сегодня мы активно входим в сегмент HoReCa, начали поставлять качественное мясо для омских ресторанов и кафе. Ежегодно развиваем и направление сырокопченых колбас. Этот сегмент вообще растет быстро, и не только у нас, а в целом по рынку, поэтому мы в прошлом году удвоили мощности по производству сырокопченых колбас, а в этом году планируем увеличить мощности еще в четыре раза. Продукта не хватает.

— Не хватает колбас? Несмотря на то, что на рынке мясопереработки такая высокая конкуренция?

— Да. Не хватает.

— А как вы сами оцениваете уровень конкуренции на омском рынке? Не секрет, что лет десять назад потребители считали: есть «Омский бекон», а потом уже все остальные.

— Конкуренция присутствует, естественно, но я думаю, что это конкуренция здоровая. Мы, производители, с уважением относимся друг к другу. Причем в Омске ситуация отличается кардинально от той, которую я наблюдаю в других крупных городах России. В Москве, Калининграде, Краснодаре и во многих городах потребители не настолько патриотичны, как омичи, они выбирают и импортную, и иногороднюю продукцию. А в Омске полка поделена в основном между тремя производителями — между нами, «Компуром» и «Омским беконом». А чья продукция вкуснее и кто кому больше доверяет — это уже дело вкуса.

— Вы сегодня в какие регионы поставляете свою продукцию?

— Если брать в целом всю продукцию под брендами «Сибколбасы» и «Барнаульский пищевик», то она, кроме Омской области и Алтайского края, продается еще в Тюменской области, Красноярском крае, Иркутской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях.

— Не пытались выйти на рынки Москвы и Санкт-Петербурга, которые поглощают все?

— Нет смысла. В битве за эти рынке мы потеряли бы, я думаю, больше, чем нашли.

— Если вы не используете импортное сырье в принципе, то вас, наверное, не интересует и ситуация с запретом поставок мяса из США?

— Нет, ситуация с сырьем нас тоже беспокоит, и мы постоянно занимаемся мониторингом этого рынка. Объясню почему. Федеральным ритейлерам, которых в Омске становится с каждым годом все больше, на самом деле не очень интересны качественные параметры производителей. Да, все они очень требовательны к продукту в части температурных режимов хранения, информативности упаковки, все проверяют, выдерживаем ли мы требования ГОСТа, а вот вкус и содержание продукта их интересуют в меньшей степени. Никого не волнует, из какой говядины мы производим свои колбасные изделия — импортной или отечественной. Главное, чтобы они хорошо продавались. А нам важно придерживаться своей стратегии, которая предполагает использование только отечественного сырья. И если мы не будем внимательно отслеживать все колебания конъюнктуры на рынке, то не сможем поддерживать свою конкурентоспособность. Вступление в ВТО, вполне возможно, открывает для нас какие-то просторы, но там уже давно окупившиеся бизнесы, а российская мясопереработка только развивается и ипользует, ко всему прочему, дорогие кредитные ресурсы.

— Сейчас многие российские производители свинины и птицы стали говорить, что после вступления России в ВТО обрушился рынок. Мол, внутренние оптовые цены на свинину и мясо птицы снизились на 30% и все производители сырья работают практически в убыток.

— По состоянию на август 2012 года цена килограмма свинины в убойном весе — 140 рублей за килограмм. На сегодняшний день цена снизилась уже до 100-105 рублей. Понятно, что причина профицита сырья на рынке не только в том, что вырос импорт. Так совпало, что увеличились и цены на зерно, крупные игроки стали снижать сроки откорма животных. Понимаете, производство поросят сократить нельзя никак. А вот откармливать ли животных до 115 килограмм или до 70-80 килограмм — это уже каждый производитель решает для себя сам. Недавно я видел в продаже в Москве свиные окорочка весом в 4-5 килограмм, притом что нормальный окорок весит, как правило, 15-20 килограммов. Производители дошли, на мой взгляд, уже до нижнего предела.

— А как справляетесь вы?

— Мы тоже потеряли серьезный процент в рентабельности. Но у нас все-таки очень хорошая генетика, минимум затрат на ветеринарию и очень хорошие параметры по привесам. Скажем так, у нас животные дорастают до 115 килограмм за 175 дней. А у свиноводческих предприятий, использующих старые технологии, — за 240-250 дней. У них конверсия корма совершенно другая на килограмм привеса. Но больше всех, конечно, пострадают владельцы личных подсобных хозяйств. На продажу уже нет смысла откармливать поросят.

— Значит, увеличивать объемы производства свинины и индейки вы пока не намерены?

— Если наша продукция будет настолько востребованной — увеличим производство. У меня есть уверенность, что спрос на мясо индейки довольно быстро превысит предложение. Что касается свинины, то мы планировали построить рядом с первым еще два комплекса. И даже обсуждали эти проекты с банком. Но пока их приостановили.

— Вы поставляете свою продукцию даже в небольшие омские магазины? Это же хлопотно...

— Мы не работаем только с теми, кто не умеет качественно обслуживать своих клиентов и не может правильно работать с нашим продуктом. У нас были случаи, когда звонили потребители и предъявляли претензии по качеству, а мы потом приезжали в магазин и выясняли, что проблема была в условиях хранения. Сейчас у нас действует служба качества, три бригады семь дней в неделю объезжают все магазины и контролируют, как продается и хранится наша продукция на складах и в холодильниках.

— Именно поэтому вы развиваете сейчас собственную розницу?

— В том числе. Но все же главная причина другая. Открывая собственные магазины, мы не намерены конкурировать с нашими же партнерами. Основное направление фирменной розницы — торговля мясом и полуфабрикатами. В каждом супермаркете и гипермаркете есть свой блок полуфабрикатов, поэтому нашим полуфабрикатам и мясу на полках места уже не хватит. С мясом вообще труднее войти в рынок. Поэтому мы и решились на этот шаг. В конце января открыли первый магазин в районе Казачьего рынка, а вообще планируем до конца года открыть в Омске порядка десяти магазинов с торговой площадью 100 — 150 кв. метров. Во флагманском магазине, который будет на Красном пути, мы предложим даже такую эксклюзивную услугу, как выезд наших шеф-поваров для приготовления праздничных блюд на гриле. Думаю, что эта услуга будет востребована.

— Вы в своем бизнесе что именно контролируете наиболее жестко — стратегию, продажи, финансовые потоки? Ведь все контролировать невозможно...

— Я как раз стараюсь контролировать все. Я не считаю, что это невозможно. Возможно все. У нас, например, от идеи продукта до его внедрения в производство уходит максимум месяц. Мы очень многое делали и делаем первыми. Первые упаковали сардельки в газовую среду. Первыми стали упаковывать краковскую колбасу. Узкое место у нас только одно — продвижение нового продукта в сетях. Сети, к сожалению, не слишком заинтересованы в инновациях. Приходится долго раскачивать продукт, прежде чем сети возьмут его на полку. Зато потом, когда его уже раскачаешь, бывает и конкуренты начинают производить продукт по нашей рецептуре.

— Копируют?

— Зачем? Мы сами делимся с ними техусловиями. А они покупают у нас специи, оболочки, этикетки.

— Не могу не спросить о грядущих выборах в Кормиловке. Раньше вы никогда не смешивали политику и бизнес и даже в предпринимательские союзы не вступали. А теперь включились в выборный процесс, продвигая на место главы Кормиловского района главного исполнительного директора ООО «РУСКОМ-Агро» Анну САВАТЕЕВУ. Понятно, что вы пытаетесь минимизировать политические риски. А в чем именно вы видите эти риски?

— Не могу согласиться с такой формулировкой. Я не вижу для себя никаких политических рисков. С правительством ПОЛЕЖАЕВА у нас не было непонимания. И сам ПОЛЕЖАЕВ нам помогал, и БОЙКО помогал, и РАРОВ. И сегодня у нас с правительством региона ровные рабочие отношения. Мы находимся в рыночных условиях, не пользуемся никаким административным ресурсом, наш бизнес практически никак не зависит от муниципальной власти Кормиловского района. Мне от муниципалитета никаких приоритетов не нужно. Я плачу налоги в полном объеме, схемы налоговой оптимизации не использую. Только НДФЛ в этом году бюджет Кормиловского района получит, по моим оценкам, порядка 30 млн рублей. А все остальное — это наше желание улучшить жизнь на той территории, где живут и растят детей наши коллеги.

К концу 2014 года количество персонала в компании «РУСКОМ-Агро» превысит тысячу человек. У нас есть планы построить жилье для наших сотрудников в Сосновке. Есть планы по покупке квартир и в самой Кормиловке. Я сейчас бываю там почти ежедневно. И что я вижу? В Кормиловке нет ни одного досугового учреждения. Нет ресторанов, кафе, кинотеатров, нет не только боулинга, но даже бильярдной. Не развита социальная инфраструктура, нет детских садов. А как привлечь людей, чтобы они переехали в Кормиловку? Только качеством жизни. Каждый день ездить на работу из Омска — это нереально. Я уже давно начал рекомендовать своим партнерам и друзьям инвестировать в Кормиловку. У Виктора ШКУРЕНКО, например, уже появилось желание поставить в Кормиловке гипермаркет «Низкоцен». Наша главная заинтересованность в том, чтобы наши налоги, которое получает муниципальное образование, тратились рационально.

— Как говорят конкуренты САВАТЕЕВОЙ: вот если бы сам ЛАТАРИЯ пошел на выборы, то вопросов было бы меньше. Я понимаю, что вам должность главы муниципального района неинтересна. Ну а почему бы не пойти на выборы в региональный парламент?

— Вы знаете, мне недавно 43 года исполнилось, хочется многое сделать, хочется созидать. Вот в вашем бизнесе, газетном, результат появляется быстро. Поговорил с человеком, опубликовал интервью, все прочитали и вот он — результат. А у нас годы уходят на создание чего-либо. Десять лет назад я планировал то, что мы имеем сегодня. И если я не букду думать сегодня о перспективе на следующие десять лет — будем топтаться на одном месте.

— То есть, как минимум, на ближайшие десять лет вы не видите себя в политике?

— Не вижу. И не понимаю, как можно одновременно заниматься и политикой, и бизнесом. На мой взгляд, я больше пользы принесу как бизнесмен. Как человек, который создает рабочие места, производит хорошие, качественные продукты и платит налоги.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.