26 апреля в бизнес-инкубаторе состоялся семинар для предпринимателей, занимающихся развитием инвестиционных проектов. Организатором мероприятия выступил Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства.
Обучающую программу провела руководитель департамента инвестиционных проектов в финансовой компании «Октан-Брокер», квалификацированных инвестор Ольга КОЗЛОВСКАЯ. «Инвестиционный проект с точки зрения инвестора» — так звучала тема семинара.
— Почему банки не финансируют инновационные проекты? Потому что им необходимы гарантии возврата средств. Предпринимателю приходится искать инвестора, готового в какой-то мере на риск, — начала разговор Ольга КОЗЛОВСКАЯ. А далее речь пошла о том, что нужно сделать, чтобы проект стал наименее рискованным как для самого предпринимателя, так и для инвестора.
От идеи к проекту
Основные этапы инвестиционного проекта, как отметила ведущая семинара, необходимо проработать до того, как браться за реализацию. Почему прогорают успешные с первого взгляда идеи? В том числе и потому, что какой-то из этапов при планировании проекта был упущен из внимания и стал слабым звеном.
Как отметила Ольга КОЗЛОВСКАЯ, структура проекта состоит из нескольких этапов: необходимо оценить размер рынка и его возможности, определить, какими будут продукт и технология, провести исследование аналогичных разработок, выяснить, в чем уникальность собственной разработки. Затем нужно определиться с командой, которая будет участвовать в реализации проекта, проработать бизнес-модель, провести научно-исследовательские работы (НИР и НИОКР) и, наконец, заняться поиском инвестора.
Анализ и оценка
Как анализирует и оценивает проект инвестор, что для него наиболее важно? По словам Ольги КОЗЛОВСКОЙ, есть целый ряд пунктов, которые интересны инвестору и которые прорабатывает далеко не каждый предприниматель. «В первую очередь оценивается прозрачность структуры участников проекта, и чем прозрачность выше, тем больше шансов заинтересовать инвестора. Кроме того, инвестору необходимо иметь понимание, какой объем финансирования необходим для реализации проекта, как будут организованы менеджмент и как будет выстроена организация работы. Инвестор интересуется, что представляют собой технология и продукт, каков рынок, какова конкуренция на этом рынке, что представляет собой бизнес-модель проекта (структура доходов и расходов, каковы прогнозы по финансам и так далее)», — рассказала Ольга КОЗЛОВСКАЯ. По ее опыту, одной из самых неподготовленных сфер является финансовая сторона: 90% предпринимателей не понимают, сколько им нужно денег. А значит, не имеют на руках конкретных расчетов, не имеют представления о том, сколько инвесторов привлекать и на каких условиях.
Психология участников
Еще одну распространенную проблему при поиске инвестора Ольга КОЗЛОВСКАЯ обозначила так: предприниматель говорит одно, инвестор слышит другое. «У меня такая инновационная идея, которая стоит миллион долларов, поэтому я вам ее не расскажу, а то вы у меня ее украдете», — говорит предприниматель. «Врет, точно, никакой идеи у него просто нет», — думает инвестор. «Да, есть такие инвесторы, которые могут украсть идею, и не стоит сразу рассказывать все. Но, не обозначив основные параметры проекта, нет смысла надеяться на то, что кто-то поверит в него», — отметила ведущая семинара. «Я владею патентом, и буду единственным собственником» — такая позиция, по мнению Ольги КОЗЛОВСКОЙ, тоже ошибочна. Практически любой инвестор хочет участвовать в проекте в том или ином виде, в любом случае контролирует полностью расходование вложенных средств.
Этапы реализации проекта
Какие моменты предприниматель должен учесть, приступая к реализации проекта? Это в первую очередь определение вида деятельности и отбор проектов, а уже затем ставится вопрос о создании предприятия и патентной защите продукта, технологии и других результатов интеллектуальной деятельности. Приступая к поиску инвестора, необходимо составить заявку (не забыть, что у различных инвестиционных институтов разработаны собственные формы заявок) и написать бизнес-план. Следующий этап – презентация проекта. Этот этап может варьироваться. В пример Ольга КОЗЛОВСКАЯ привела известный прием – так называемая презентация в лифте. Речь идет о короткой презентации, когда за пять минут предприниматель должен рассказать о проекте так, чтобы заинтересовать инвестора. Если презентация прошла успешно (или выстрелила одна из множества презентаций), далее следует работа с инвестором — этап проработки договоренностей и определения, на каких условиях и в каком объеме будет финансироваться ваш проект. После можно приступать к реализации путевой карты проекта, на первом этапе которой необходимо включить в работу команду, принять за основу стратегию, а дальше – работать согласно плану, контролируя показатели исполнения. Затем следуют достижение результатов и выход из проекта.
Формы финансирования проекта
Как выйти с гранта в 200 тысяч рублей на серьезных международных инвесторов? Как напомнила участникам семинара Ольга КОЗЛОВСКАЯ, инвестиционных институтов и частных инвесторов много, они разные, и предприниматель, ориентирующийся в этом многообразии, может выстроить для себя так называемый инвестиционный лифт, который и облегчит путь от инновационной идеи до успешной высокотехнологичной компании. Инвестиционный лифт – механизм финансирования проекта, предусматривающий переход от инвесторов «одного этажа» к инвесторам «другого этажа». Напомним, что и в Омской области есть примеры, когда предприниматели, стартуя на региональном уровне с грантом в 200 тысяч рублей в федеральных конкурсах «Старт» и «Умник», создавали проект и разрабатывали продукт или технологию, а затем уже для последующего развития, для становления производства привлекали венчурные инвестиции.
При этом, как выяснилось, предприниматели заинтересованы не только в поиске денег, но и в поиске определенной помощи в выходе на рынок.
— Дать только деньги, без связей, без лоббирования, этого мало, — отметила одна из участниц семинара.
Мнения аудитории на этот счет разошлись. С одной стороны, работать за предпринимателя, в том числе над продвижением, ни один инвестор, за редким исключением, не будет. С другой стороны, лоббирование встречается часто и часто приносит хорошие плоды. «Если инвестор стратегический, он будет внедрять вашу продукцию у себя. Если обычный, конечно, он будет лоббировать вашу компанию в какой-то степени, но это не главная его задача», — подытожила Ольга КОЗЛОВСКАЯ.
Институтов развития – фондов поддержки, венчурных компаний, бизнес-ангелов и так далее – множество, у каждого из них свои цели, задачи и методы работы, и найти своего инвестора – важное условие достижения успеха.
Бизнес-план проекта
— Что делать, если для привлечения инвестора нужен очень хороший бизнес-план, а деньги уже все вложены в проект и не на что нанять специалиста, а у самого предпринимателя компетенций недостаточно? – интересовались участники семинара.
Ольга КОЗЛОВСКАЯ еще раз напомнила о необходимости просчитывать все этапы реализации проекта еще при планировании и писать бизнес-план до того, как вкладывать деньги. «99% заявок, к сожалению, ни о чем. Ни финансового обоснования, ни реального представления о рынке. А ведь сейчас над созданием бизнес-планов работает множество специалистов в самых разных ценовых категориях. Можно составить самостоятельно, а потом проконсультироваться у профессионала. Заранее побеспокоившись об этом, вы избавитесь от многих ненужных дел, просчитаете все свои риски, вероятность найти инвестора возрастет в несколько раз. Если инвестору понравится ваш проект, он сам закажет бизнес-план под него», — отметила Ольга КОЗЛОВСКАЯ.
Вопросы и идеи
Как защитить идею от воровства? Таким вопросом задался один из предпринимателей, работающих на семинаре.
Самое простое – запатентовать, прозвучала первая мысль. Но тут тоже есть риски, напомнила Ольга КОЗЛОВСКАЯ, ведь за рубежом патент не будет распространяться, и есть риск, что идея, которую предприниматель рекламирует на каждом углу, уйдет за границу
Как выгнать инвестора из проекта? По договоренностям он должен был выйти через энное количество лет, но не вышел? Что делать? Ведь пока будешь бегать по судам добиваться справедливости, предприятие загнется.
Ольга КОЗЛОВСКАЯ считает, что необходимо обговорить все детали заранее. Возможно, если бизнес эффективный и доходный, то лучше не вводить инвестора в число учредителей. Но большинство инвесторов желают участвовать в капитале, тем более если речь идет о долгих деньгах. «Нужно предлагать разные варианты. К примеру, когда инвестор не получает долю, но имеет право покупки акций по заранее оговоренной цене. Или так: вы получаете заем, а если не можете вернуть – отдаете долю. Если есть опасения, лучше обращаться к инвесторам, которые не стремятся входить в капитал, ведь такие институты развития тоже есть, взять хотя бы Роснано», — предложила Ольга Константиновна.
В заключение участники семинара обсудили основные ошибки при выборе инвестора. Обсуждение спорных вопросов с Ольгой КОЗЛОВСКОЙ, как отметили участники семинара, помогло взглянуть на собственные проекты со стороны и увидеть слабые стороны.