Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

Виталий ВОЛОДИН: О трамваях и гордости

5 июня 2013 14:49
0
1919

На прошлой неделе мы с друзьями оказались во французском Реймсе. Пролетев на скоростном TGV 150 километров от Парижа за 40 минут, мы зашли на вокзал и начали знакомство с городом с того, что случайно опрокинули в кафе стойку с путеводителями. Ее хозяин, пожилой француз, впрочем, не сильно расстроился – о повадках неотесанных русских тут прекрасно осведомлены еще с 1814 года. Пока он восстанавливал порушенное, я обратил внимание на одну странность. Надо сказать, что Реймс в общем-то не страдает от отсутствия приманок для туристов. Чего стоят хотя бы погреба с элитным шампанским, протянувшиеся под городом на сотни километров. Или знаменитый собор, в котором тысячу лет короновали всех французских монархов. Но в кафе на самом видном месте среди разнообразной литературы для приезжих красовался альбом, посвященный предмету сугубо утилитарному — городскому трамваю.

За пару следующих дней мы узнали довольно много о винах и соборе, но о трамвае едва ли не больше. Каждый местный считал своим долгом рассказать нам, что линия длиной 12 километров запущена два года назад, вагоны покрашены в восемь разных цветов, а форму кабины определяли сами горожане голосованием, и напоминает она бокал для шампанского.

Отношение европейцев к трамваю действительно поражает. Иногда складывается ощущение, что сегодня он воспринимается не столько как вид общественного транспорта, сколько как символ успешности и продвинутости населенного пункта. Города, которые завели себе трамвай, свысока посматривают на соседей, на это еще не сподобившихся. Особняком стоят те, которые могут гордиться непрерывной трамвайной историей. Это высшая лига. Но таких не много, в основном старые трамваи в Европе были уничтожены в период разгула автомобилизации и сейчас восстанавливаются с нуля.

При этом нельзя сказать, что у этой транспортной Реконкисты нет противников. Все-таки это довольно дорогое удовольствие. В том же Реймсе поначалу в оппозиции к проекту находилась половина жителей. Баловство, говорили, лучше бы новых автобусов купить. Правда, всего спустя год после запуска за расширение трамвайных линий высказалось уже 80% горожан. И, делать нечего, приходится муниципалитету залезать в новые кредиты.

Впрочем бывают случаи, когда трамваи строят из чистой экономии. Например, есть в Германии два города-соседа – Мангейм и Людвигсхафен. Когда-то они были непримиримыми соперниками, но со временем срослись между собой. К семидесятым годам прошлого века население этой агломерации, разделенной Рейном, превысило миллион человек. По такому случаю власти городов решили, что неплохо бы обзавестись собственным метрополитеном.

Сказано – сделано. Лет десять бюргеры усердно копали тоннели. А потом попробовали подсчитать, что получается. И оказалось, что ничего хорошего – хоть население в округе еще подросло, будущее метро никак не желало окупаться. Поначалу от этого местные сильно расстроились, хотели даже с горя тоннели затопить или засыпать. Но потом решили по-другому и пустили в них трамвай. Так он и бегает до сих пор, частично под землей, частично по поверхности.

Горожане и составители туристических альбомов не жалуются.

Виталий ВОЛОДИН 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.