Во вторник, 9 июля, омский губернатор Виктор НАЗАРОВ проинспектировал, как пишут коллеги, «ход реализации ряда значимых проектов, в том числе провел совещание с генеральным подрядчиком и заказчиком реконструкции улицы Чокана Валиханова». Из чего, видимо, следует, что газпромовско-миллеровский проект, о котором спорили в блогах большевики и меньшевики, сдвинулся с мертвой точки и направился в бесконечность. Сначала подрядчик прокопает подземный пешеходный переход под проспектом Карла Маркса (ненужность которого администрация мэра ШРЕЙДЕРА долго доказывала городской прокуратуре), а вторым этапом сделает комплексное благоустройство под нужды пешеходов (с фонтанами, декоративной подсветкой и малыми архитектурными формами). Рискуя быть с ног до головы оплеванным суровыми омичами, уверенными, что 2 миллиарда газпромовских денег следовало бы потратить не на оформление публичного пространства, а на какие-то более разумные цели, с осторожностью признаюсь: мне упрямая решительность главы Газпрома очень даже импонирует.
Алексей МИЛЛЕР вполне осознанно, видимо, не хочет подменять собой федеральный бюджет и партию «Единая Россия», поэтому не строит в Омске детские сады, не ремонтирует дороги, не берется благоустраивать дворовые территории. Он хочет сделать омичам непрактичный подарок — обустроить в качестве примера небольшой фрагмент городской среды. Хотя, если честно, два нюанса меня все же смущают. Первый — это проект. Судя по эскизам, просочившимся в СМИ, Чокана Валиханова планируется трансформировать в нечто в сочинском стиле, то есть вид у улицы будет доступный пониманию чиновного паренька, носившего в свое время пионерский галстук и комсомольский значок, а сегодня много путешествующего по миру. Выдержит ли этот пляжно-рекреационный гламурный дискурс испытание суровой сибирской зимой, не окажется ли он чужеродным элементом для окружающего степного ландшафта, найдет ли отзыв в сердцах и душах омичей — пока сплошные вопросы. Второй нюанс — качество исполнения задуманного. Если проект замрет на середине или станет очередным евроремонтом в исполнении среднеазиатских гастарбайтеров — лучше и не начинать.
Примерами хороших градостроительных идей, брошенными на полпути, Омск уже заполнен по самую крышку. Лично мне очень жаль Левобережье, которое уже может претендовать на высокое звание кладбища идей. Грустно видеть брошенную на полпути рощупкинскую «Дорогу к Храму», которая по законам черного юмора выродилась со временем в полежаевскую «Аллею строителей». А про Любинский проспект уже и говорить все устали. Квартал с постройками начала прошлого века действительно мог стать жемчужиной Омска, если бы хоть у одного из мэров хватило политической воли закрыть для проезда автотранспорта часть улицы Ленина от площади Победы до улицы Партизанской. К сожалению, главные градостроительные решения принимаются у нас людьми, не способными мыслить абстрактно. Они не воспринимают урбанистический пейзаж в качестве ресурса. Для них улицы города — это всего лишь утомительный путь от загородного жилья до рабочего кабинета. Впрочем, чатланская повозка экс-хозяина региона уже целый год не проносится с ветерком по улице Ленина, так что крепитесь, пацаки, надежда еще не умерла.