Семь членов совета директоров пароходства получили 9,5 млн руб. в качестве вознаграждения за работу в первом полугодии 2013 года, при том что само предприятие сработало с убытком 56,54 млн руб.
27 августа Российский аукционный дом в качестве агента Росимущества по продаже федеральных пакетов акций, включенных в программу приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы, заявил о проведении исследования спроса потенциальных инвесторов на приобретение консолидированного пакета акций ОАО «Иртышское пароходство», состоящего из федерального пакета акций и долей частных акционеров и составляющего 75,8 % голосующих акций общества.
Как известно, с 18 апреля по 12 мая 2011 года Росимущество уже выставляло на открытый аукцион 25,5% акций компании с начальной ценой 99,785 млн рублей. Однако тогда продажа этих акций не состоялась, так как потенциальный покупатель оказался всего один. 10 июня того же года на отчетно-выборном собрании акционеров ИРП тогдашний гендиректор Иван ЯНОВСКИЙ заявил: «Аукцион был 19 мая в Москве и признан несостоявшимся, поскольку в нем участвовал только один желающий купить эти акции. Мы знаем об этом представителе. Сказать сегодня, какова его цель купить госпакет, трудно. Единственно можем судить по печати, а мы знаем теперь, кто это был, что сегодня те омские предприятия, чьи акции они ранее покупали, сегодня идут на распродажу. Возможно, аналогичная цель была и для Иртышского пароходства». Так как единственной «печатью», которую руководство предприятия разложило практически по всему залу, были «Коммерческие вести» со статьей «АНТРОПЕНКО выпроводил ОАО «Омскгидропривод» на выселки», было ясно, кого он имел в виду.
Через полтора года, в январе 2013 года, ряд крупнейших акционеров пароходства попытались отправить Ивана ЯНОВСКОГО на пенсию, заменив его на Андрея МОРОЗЕНКО. Однако Иван Иванович обошел коллег по совету директоров на крутом вираже и, договорившись с федералами, владевшими теми самыми 25,5% акций, сделал ставку на Сергея НИКУЛИНА, который в итоге и возглавил пароходство в мае текущего года. По данным «КВ», в те самые 75,8% акций, стоимость которых Российский аукционный дом исследует, не входят только акции Ивана ЯНОВСКОГО. Все остальные были готовы продать свои доли в консолидированном пакете. Но не имеют права этого делать, так как подписали с Иваном Ивановичем акционерное соглашение, где сказано, что все крупные частные владельцы могут продать свои бумаги только вместе и не менее чем за миллиард рублей.
Убыток Иртышского пароходства за I полугодие 2013 года по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) сократился на 31,2% в сравнении с показателем аналогичного периода 2012 года — до 56,54 млн руб. Как указано в официальных материалах пароходства, объем выручки за тот же период вырос на 34,3% — до 177,07 млн руб. Впрочем первое полугодие убыточно традиционно – всю зиму и большую часть весны речники сидели на берегу.
Чистая прибыль ОАО «ИРП» за 2012 год составила 47 тыс. руб. по сравнению с 55 тыс. руб. годом ранее. Это следует из годового отчета компании. Объем выручки ИРП за 2012 год увеличился до 746,94 млн руб. по сравнению с 684,36 млн руб. в 2011-м.
Так что миллиард – цена явно завышенная. На собрании акционеров в 2011 году Иван ЯНОВСКИЙ заявил по поводу несостоявшегося владельца госпакета: «Если бы тот, кто хотел купить у государства наши акции, сказал: мы идем к вам с инвестициями и миллиард рублей сейчас вносим на развитие, вы будете суда обновлять и строить, мы бы тогда — с дорогой душой. Мы готовы отдать в управление этой фирме акции – давайте вкладывайте, развивайте. Но, к сожалению, этим не пахнет. И для того чтобы выжить нашему акционерному обществу, надо самим потеть, потеть и еще раз потеть».
Слова хорошие. Однако есть большие сомнения в том, что акционеры готовы этот потенциальный миллиард отдать на благо родному предприятию. В 2007 году ОАО «Иртышское пароходство» продало одной из структур Владимира ДРОКИНА за 450 млн рублей (с учетом НДС) промышленный комплекс, оставшийся после переезда судоремонтно-судостроительного завода на левый берег. Предприятие оказалось с очень даже приличной прибылью, и крупнейшие акционеры решили направить по итогам 2007 года на дивиденды 172,2 млн рублей, большая часть которых досталась как раз тем, кто принимал такое решение. На каждую рублевую акцию пришлось 500 рублей дивидендов. Единственный, кто на этом собрании акционеров поставил вопрос о том, что целесообразнее было бы деньги направить на ремонт флота, а не на личное обогащение членов совета директоров, был автор этих строк.
Тем более что наибольшие доходы по основной деятельности предприятие получает от перевозок нефтегрузов, а требования контролирующих органов к нефтеналивным судам ужесточаются. Как было сказано на одном из собраний ИРП, по новым нормативам «требуется второе днище для 15 имеющихся судов типа «Лена-нефть», а это 26 млн рублей на единицу флота». Нет у нас денег на такой ремонт, разводил руками Иван ЯНОВСКИЙ. Я уже не говорю о том, что менее чем через полгода купленную у пароходства за 450 млн руб. землю ДРОКИН продал "СУИ-холдингу" немногим меньше чем за миллиард. Кто-то верит, что опытные бизнесмены из совета директоров ИРП, так продешевили?
Сегодня 25,5% акций ОАО «Иртышское пароходство» принадлежат государству Российскому, 14,38% — ОАО «Земля» (плюс лично Александру МИХАЙЛОВУ принадлежат 2,37%, Андрею МОРОЗЕНКО – 1,72%), 11,03% — Ивану ЯНОВСКОМУ, 17,95 контролирует Владислав РАЧЕК (бумагами владеют он сам, его дочь Татьяна и бухгалтер его предприятия ОАО УКПК "ДиРиС" Елена МИЩЕНКО). Согласно «ежеквартальному отчету открытого акционерного общества «Иртышское пароходство» за второй квартал 2013 года, за первое полугодие 2013 года семь членов совета директоров общества получили заработную плату 8 788,4 тыс. руб, плюс вознаграждение за участие в работе органа управления 725 тыс. руб. Напомню, что пароходство сработало за это же полугодие с убытком 56,54 млн рублей. А вы говорите: не возьмут миллиард. Еще как возьмут!