Все рубрики
В Омске пятница, 13 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,9500    € 110,4804

Сергей БАРАНОВ. Адреналин от чистого холста

2 апреля 2014 10:12
0
5102

О художнике можно говорить долго и много и все-таки не рассказать всего. Идеи бьют из него фонтаном. Охватить его творчество целиком нереально так же, как  объять необъятное.  

Вот уж кто может сделать событие из чего угодно, так это Сергей БАРАНОВ. Превратить утилитарную вещь в объект искусства,  рутинное дело — в священнодействие, сочинить целую историю про стакан чаю или горшок с кактусом? Легко! Впрочем, может быть, и нелегко. Но мы-то видим результат, остроумный и изящный.

         БАРАНОВ работает с самыми разными материалами и в самых разных техниках. Это и классическая живопись (холст, масло), и серии "Рыцари", "Чаши", где работы пишутся маслом по металлической сетке, и опыты с фанерой, гофрокартоном.

         А еще — объекты. Жуткие агрегаты для колки орехов — "Щелкунчики. Абсолютное орудие". Гаечные ключи и позолоченные фигурки печенья "Зоологическое", превращенные фантазией художника в артефакты, найденные в случайном раскопе ("Клад 1169").

         А еще — яркие выставочные проекты и акции, о чем хочется сказать особо.

         Однажды, на заре нового века, БАРАНОВ познакомил нас с...кактусом. С таинственным господином, который робко протягивает тонкий цветонос, как руку дружбы. Который  мечтательно смотрит на Луну и вообще  похож на маленького человечка в центре Вселенной. Такими мы все бываем по ночам, когда не спится. И колючими бываем, и замкнутыми, а хочется общения и тепла. "Частная жизнь господина К." называлась выставка, прошедшая в галерее "Лошадь ПРЖЕВАЛЬСКОГО". С тех пор Сергей БАРАНОВ зарекомендовал себя как философ (по образу мышления), минималист (по средствам выражения) и концептуалист (по методу подачи материала). Давно уже нет галереи, а выставка помнится.

         Потом был "Проект "А". Летнее время". И надоевшая зима (дело было зимой) расцветилась красно-зелеными арбузами. Они были везде: арбуз-табурет, арбуз-часы, арбузные дрова, арбузные галоши. Арбузы катились и раскалывались сочной мякотью на картинах. Сергей задействовал в проекте своих друзей из разных городов, из Омского института сервиса, что позже превратится уже в традицию. Арбуз на долгие годы станет для БАРАНОВА вдохновителем к творчеству. "Люблю работать с категориями "самый", — объясняет он. — Почему арбуз? Потому что он самый — самый большой среди ягод, самый красный и в то же время самый зеленый". Арбузная тема, кстати, началась у него еще за чертой миллениума.

         И однажды снова была зима, несколько дней до Нового года. Замученные люди спешили за подарками, за мандаринами и шампанским к праздничному столу. А Сергей БАРАНОВ вдруг вывел на улицу...толпу снеговиков. Они возникали прямо тут же, в руках добровольцев. Два уголька и морковка (мешки с реквизитом были приготовлены заранее), воткнутые в любую кучку снега, являли забавную мордашку снеговика. Они множились на глазах — "Снежные нежные белые люди". И горожане притормаживали шаг и улыбались. А кто-то даже присоединялся к веселой процессии.

         Весной 2011 года возник "Котофест". 1 марта, во Всемирный день кошек, старший научный сотрудник Музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля превратил солидный музей в "кошкин дом". Он снова, уже в который раз, собрал единомышленников и вместе с ними пропел оду свободомыслящему и таинственному существу. Живопись, графика, интерьерные куклы, объекты, инсталляции, интерактивные зоны, еженедельные кошачьи дефиле — четыре зала Генерал-губернаторского дворца были полностью отданы во власть усатым-полосатым. Подумалось тогда: может быть, главная кошачья черта — гулять самим по себе — и есть то, что роднит кошку с настоящим художником?

         Год назад, тоже в начале весны, над Омском взошло "Солнце Ван Гога". Сергея БАРАНОВА оно ослепило уже давно, собственно, и превратив инженера из военного КБ в художника, творца. Увидев на выставке работу французского экспрессиониста "Красные виноградники в Арле", он вдруг понял, что искусство может обладать потрясающей мощью, что любое оружие перед ним бессильно. И десятки солнц, воплощенные в живописи, графике, объектах, инсталляциях, кричали теперь об этом невероятном и совсем простом открытии. В нынешнем году проект "Солнце Ван Гога" демонстрируется в галерее "Х — МАХ" в Уфе. Возможно, потом отправится в Новокузнецк, Новосибирск и другие города, откуда были участники.

         Несмотря на многие зооморфные и предметные посылы, главным в творчестве БАРАНОВА остается человек. Это особенно заметно в проекте "Занимательная антропология" (серии "Антиподы", "Красавицы и чудовища", "Клаустромахия, или Физика твердого тела", созданные эмалью ПФ на гофрокартоне). Впрочем и предметы всегда носили у художника человеческие имена: гаечный ключ "Мерилин", стул "Холостяк", стул "Гостья". Но в "Занимательной антропологиии" БАРАНОВУ показалось интересным исследование того, как ведет себя именно человек в ситуациях, когда откинуты привычные клише и стереотипы. Например, встав на голову. И как стесняют его те или иные рамки. Так же, как помпезная рамка портит иногда картину.

         Что является для художника адреналином? "Адреналин — это новый холст, — сказал он как-то, отвечая на подобный вопрос. — Когда у тебя в голове еще нет точного образа, но мелькают какие-то очертания, ты подходишь к холсту и есть такой трепет намерения. Здесь очень много зависит от первого шага, от правильно выбранной линии, от подобранного тона. С этого все начинается, и в результате, как правило, получается совсем не то, что было у тебя в голове. Поэтому всегда интересно, что выйдет. Ты создаешь целый мир, какую-то совершенно новую реальность".

         Сейчас БАРАНОВ обдумывает, как вместить в одну экспозицию два абсолютно разных авторских проекта. Условное название новой выставки — "Телесно-розовый и свинцово-серый", она посвящена 100-летию начала Первой мировой войны. Идея возникла  у Сергея давно. "Меня очень интересует и очень тревожит состояние мирного цивилизованного человека, который вдруг идет страдать, гибнуть, убивать других людей", — говорит он. И, пожалуй, пока идея вызревала, тема вновь стала острой, актуальной и отнюдь не риторической.

         Ну а из более радостного и позитивного — проект "Изумрудный город", очередная "Ночь в музее", которая должна выплеснуться на этот раз из музейных зданий и охватить весь Любинский проспект с его зелеными крышами, зеленой тематикой ювелирных магазинов и пабов. Должна напомнить нам любимую с детства сказку Александра Волкова и подарить людям надежду на осуществление мечты. Количество событийных точек проекта не стоит даже считать — их много. Креатива автору, как всегда, не занимать. А такой большой территориальный замах взят еще на прошлогоднем городском пикнике. И если когда-нибудь скажут, что Сергей БАРАНОВ вознамерился правратить в художественную площадку весь город, в это можно поверить. 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

Книжный клуб: «Кроить карту Европы»

Плут, трус, герой и военный инженер

12 декабря 22:26
0
329

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.