Все рубрики
В Омске четверг, 23 Сентября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 72,8806    € 85,4889

Дуэт по фэн-шуй

13 августа 2014 10:11
1
5119

Их половинки инь — ян удачно сложились как в быту, так и в творчестве

Накануне Дня города в галерее "Квадрат" открылась выставка "Только любовь" известных омских художников Анастасии ГУРОВОЙ и Сергея АЛЕКСАНДРОВА. Это дало повод поговорить о яркой творческой и семейной паре.

         Дочь своего отца

         Они часто выставляются вместе, хотя бывают, конечно, и отдельные выставки. Черно-белая  карандашная графика Анастасии, изобилующая четкими линиями, удачно дополняет золотистую, мягкую живопись Сергея. Однажды в городе Ноябрьске и вовсе удачно получилось. Работы Гуровой приняли на себя «солнечный удар», так как графика, да еще застекленная, неплохо смотрится на солнце. А картины Сергея Александрова были зеркально повешены на подсолнечной стороне напротив. Такой вот своеобразный выставочный фэн-шуй.

         К профессии они пришли по-разному. Настя выросла в семье художника и педагога Евгения Васильевича ГУРОВА. «Папа практически все время, которое оставалось  у него от преподавания в художественной школе и университете,  проводил в мастерской, — вспоминает она. – Поэтому, чтобы с ним пообщаться, нужны были либо какие-то летние выезды на пленэр, либо походы к нему в мастерскую». Однако при этом ни она, ни ее брат Алексей не собирались связывать свою жизнь с изобразительным искусством. Брат тяготел к естественным наукам, Анастасия — к программированию. Но родители настояли – и оба поступили на худграф. Алексей занимается сегодня рекламно-оформительским бизнесом, навыки графического дизайна ему очень помогают. Анастасия – успешный художник, обладатель, кажется, всех мыслимых премий в области графики, а также преподаватель Детской школы искусств № 3. носящей имя ее отца.

         Не в актеры, так в художники

         Сергей АЛЕКСАНДРОВ в детстве мечтал быть актером. Откуда взялась эта тяга – неизвестно. Отец был военным, мама преподавала химию в политехе. Она-то и не отпустила сына в Ярославское театральное училище.  Сказала: «Ну что ты там будешь делать один в чужом городе? Не поедешь!»

В это время брат Геннадий (известный ныне художник Гена АЛЕКСАНДРОВ, живущий в Праге) учился на худграфе омского пединститута. Богемная атмосфера, которую Сергей встречал там, приходя на студенческие выставки, безумно нравилась ему. И после десятого класса судьба его была решена. Впрочем и первая мечта не осталась забыта. АЛЕКСАНДРОВ играл какое-то время в народном театре «Протей». А став художником, оформлял спектакли в Театре-студии Александра ГОНЧАРУКА.

         Волшебный карандаш

         На вопрос, чем был продиктован ее выбор графики, и именно карандашной графики, Анастасия отвечает с улыбкой:

         — В первую очередь тем, что, когда я серьезно начала заниматься творчеством, я уже была женой Сергея АЛЕКСАНДРОВА, живописца, и чтобы злые языки не говорили, что за меня работает муж, я выбрала технику, в которой он не работал никогда. Честно говоря, я долго металась между печатной и оригинальной графикой, и мне Данила МЕНЬШИКОВ, новосибирский художник, посоветовал: возьми что-нибудь попроще, не работай с кислотой. И я так робко, робко, а потом уже увереннее взялась за карандаш. Он был тогда настолько непопулярен, что я на всех выставках была единственная, кто работает в карандаше, да еще и в формате. Но мне эта техника нравится  чем – все под рукой: планшет, бумага, карандаш. И больше свободы для импровизации. Потому что ты же с металлом импровизировать не будешь – это и дорого, и тяжело. А с бумагой можно себе позволить. Хотя карандаш тоже обязывает. Я вот, когда писала первую графическую серию «Надеждинка», вообще была, как минер. Там же если какую-то черточку поставишь, ее надо обыгрывать, она не стирается.

         На сегодняшней выставке представлены серии «Озеро», «Листопад», «Сад», «Зима» и та самая «Надеждинка».

         Философия мифа

         Сергей  как-то особо с выбором техники никогда не мучился. «Я занимаюсь тем, что мне интересно. Сегодня одно, завтра другое», — говорит он. Сразу после окончания института, в 1980-х годах, он плотно занимался плакатом. Во-первых, потому что работал в Художественном фонде, где в основном выпускали агитационную продукцию, а во-вторых, с плакатом было проще вступить в Союз художников. То есть такой вот был творческий компромисс. Из плаката в живопись перекочевали условные решения, метафоры, любовь к тексту. В большой работе «Месяцеслов» с удовольствием читаешь под каждой картинкой вкусную авторскую характеристику:

«Январь – месяц звонкий, морозный, снежок хрустит, рюмочки песни поют», «Июнь такой разморенный, что карасик клюнет, а тебе удочку поднять лениво», «Сентябрь – месяц запашистый, пахнет прелой листвой, травой и грибами».

         Знаковость, иносказание, часто при каком-то бытовом зерне в центре сюжета, стали узнаваемой особенностью творчества АЛЕКСАНДРОВА. Как и его особые параметры человеческих фигур: похожие на запятые, маленькие головы и ноги, величественные «стогообразные» тела. В его картинах живут единороги и сказочные птицы: сирин, феникс, Жар-птица, алконост. А очертания лесного озера напоминают купол мироздания. Многочисленное изображение чаш постепенно переходит от сакральной «Чаши Галя» к вполне житейскому «Молоку для любимой». Увлекаясь историей Древней Руси, переосмыслением мифов, наполняя картины особой философичностью, Сергей даже придумал название для подобного направления в творчестве: архаический реализм. Еще много лет он занимался охотой, сплавом на катамаране по сибирским рекам. Там с тобой только костер, палатка, вода, небо и твои друзья. Это тоже нашло отражение в работах. Охоте был посвящен в свое время целый художественный трактат.

         Вещий сон  о вертепе

         Несколько лет назад АЛЕКСАНДРОВ удивил нас в очередной раз: представил большой деревянный объект «Вертеп». В принципе это была готовая декорация и куклы для площадных представлений, то есть кукольный дом-вертеп,  созданный по канонам старинного искусства. Сергей придумал и спектакли для своего маленького театра – весной и летом он играл «Яблоневый цвет» по сказке Степана ПИСАХОВА, а зимой рождественскую историю «Царь Ирод» о рождении Иисуса. Стилистика лубка и иконы оказалась близка ему. «Мне сон приснился: я делаю вертеп. Вот как раз на Святки, — рассказывает художник историю очередного театрального витка в своей биографии. – Как хотите судите: мистика – не мистика. И я начал делать. В общем-то, с деревом было работать не впервой: я и раньше вырезал какие-то поделки деревянные. Потом спектакли придумал, в первый год часто показывал. Но я как-то рекламой и продвижением своего проекта не занимался, поэтому теперь только к Рождеству иногда зовут».

         Притянувшиеся противоположности

         Сергей и Настя познакомились на студенческом пленэре в селе Атак. Вернее,  для нее это был студенческий пленэр,  а Сергей просто приехал туда с друзьями. «Я еще подумала тогда: странно, я многих художников знаю, а его нет», — вспоминает Анастасия. Разница в возрасте у супругов, конечно, ощутимая, поэтому возникает закономерный вопрос: есть ли в отношениях какой-то комплекс ученицы у нее и замашки мэтра у него? Оказывается, нет.

         — Мы вполне на равных спорим, критикуем друг друга, — говорит Анастасия. – Орем иногда. Но теперь, когда Сергей стал Художником года (победителем ежегодной выставки-конкурса «Лучшее художественное произведение»), ему уже страшно что-то советовать. Но и я, когда выиграла первое место на Всероссийском конкурсе рисунка, если что, ему говорю: «Ты вообще подумай, с кем ты споришь!» Но это все шутки, разумеется. На самом деле мы как-то так деликатно расходимся. Я преклоняюсь перед Сергеем как перед живописцем, он отдает мне должное в графике. У нас взаимоуважение и в творчестве, и вообще в семье.

         Ведь недаром их выставка называется «Только любовь». Только любовь позволяет забыть какие-то амбиции, уберегает от ошибок. И это не просто название одной из работ Сергея АЛЕКСАНДРОВА – это ответ на многие вопросы, касающиеся их дуэта с Анастасией. Творческого, семейного, человеческого.

Комментарии через Фейсбук
рыбка Ванда 16 августа 2014 в 00:46:
Про любовь и художество — здорово, а вот "... вкусную авторскую характеристику..." лучше не писать!
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий

Омичи за день взяли внушительное количество медалей на чемпионате СФО по плаванию на короткой воде

Соревнования федеральных округов проходят с 21 по 24 сентября в семи городах России

23 сентября 16:40
0
93

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.