Директор филиала «Омский» ОТП Банк Андрей КАМИОНКО рассказал корреспонденту «КВ» Ирине БОРОДЯНСКОЙ, каким стал 2014 год для российского бизнеса OTP Group и какая роль отведена в нем нашему региону.
– Андрей Михайлович, как чувствует себя ОТП Банк в сегодняшней непростой ситуации?
– 2014 год стал сложным для всех банков России, наряду с политическими и экономическими процессами во многом это связано и с изменениями в сфере банковского регулирования. Ужесточились требования к достаточности капитала, серьезные изменения произошли в оценке качества ссудной задолженности, в июле вступил в действие закон о потребительском кредитовании. На фоне общей для страны тенденции к ухудшению качества ссудной задолженности выполнение новых нормативов для банков давалось непросто. Тем не менее ОТП Банк чувствует себя довольно уверенно. Российский бизнес – один из флагманских в структуре OTP Group. Руководство, акционеры Группы видят здесь серьезный потенциал.
– Санкции отразились на взаимодействии OTP Group со своей российской «дочкой»?
– Несмотря на введенные санкции, мы продолжаем поддерживать высокий уровень кооперации между банками — участниками Группы из разных стран, что идет на пользу не только нам, но и нашим партнерам. В третьем квартале 2014 года прибыль OTP Group составила 5,5 млрд рублей. Учитывая, что наш рынок является одним из приоритетных, поддержка и развитие российского бизнеса продолжится. Это, в частности, подтверждается решением акционеров Группы о предоставлении ОТП Банку (Россия) субординированного кредита.
– Этот кредит уже получен банком? На какой срок он предоставляется и что дает?
– Субординированный кредит был получен уже в конце ноября. В декабре Центральный банк РФ согласовал включение привлеченных денежных средств в состав источников дополнительного капитала нашего банка. Это позитивно повлияет на норматив достаточности капитала. Он выполняется и сейчас, но субординированный кредит позволит увеличить его дополнительно. Срок погашения – десять лет, что говорит о намерениях акционеров вложить деньги не для получения сиюминутного эффекта, а на перспективу.
– Куда планируется направить эти средства?
– На кредитование хозяйствующих субъектов и частных лиц, развитие технологий и улучшение эффективности бизнес-процессов. Мы позиционируем себя как универсальная кредитная организация и стараемся всем категориям наших партнеров предлагать качественный сервис на рыночных условиях.
– Материнская компания ОТП Банка принимала участие в европейском стресс-тестировании?
– Да, и очень успешно его прошла. В общей сложности в нем приняли участие 123 банка из 22 европейских стран. Не все банки, которые участвовали, успешно прошли тест. Основная цель – оценка устойчивости банков к гипотетическому негативному макроэкономическому сценарию. Финансовая проверка также включала анализ качества активов, включая зарубежные дочерние банки. Анализ показал адекватность уровня резервирования как корпоративных, так и розничных кредитов. Стресс-тестирование не выявило необходимости увеличения базового капитала или корректировки каких-либо других финансовых показателей банка.
– Какие разновидности кредитования, предлагаемые банком, сегодня особенно востребованы?
– Что касается розничного бизнеса, востребованы нецелевые кредиты, активными темпами растет рынок кредитных карт. ОТП Банк является одним из лидеров российского рынка кредитных карт, мы заняли пятое место в рейтинге крупнейших российских банков по итогам первого полугодия 2014 года. В рамках рейтинга был проведен анализ объема задолженности и доли кредитных карт в розничных портфелях 54 банков. По количеству кредитных карт в обращении банк занял третье место за тот же период. В настоящее время начали тестирование нового продукта «Кредитная карта на дом».
– Давайте поговорим об омском филиале ОТП Банка. Какова его прибыль по предварительным итогам?
– За девять первых месяцев 2014 года прибыль филиала с учетом трансферных доходов до аллокации затрат составила порядка 672 млн рублей. Следует отметить, что в текущем году мы осуществляли очень серьезные вложения в реконструкцию нашей сети. Первые три офиса были открыты после ремонта в первой половине года, еще пять — в декабре. Это была серьезная работа, практически все реконструируемые подразделения были закрыты на время ремонта, но как результат — новые, оборудованные по всем современным стандартам офисы. В зависимости от местоположения и потребностей наших партнеров мы имеем разные типы офисов. Некоторые полностью универсальны и осуществляют обслуживание как физических лиц, так и партнеров малого, среднего и крупного бизнеса. Некоторые офисы обслуживают только физических лиц.
– С какой целью проводится реконструкция?
– Целей реконструкций две – использование современных стандартов и технологий обслуживания партнеров, а также соответствие брендбуку. Мы хотим, чтобы партнеры банковской группы чувствовали себя одинаково комфортно в любом офисе банка, неважно, в какой стране они находятся. Единый стиль позволяет повысить узнаваемость и обеспечить привычный формат обслуживания. С другой стороны, в последние годы стандарты обслуживания изменились. Важно не просто обслужить партнера, а сделать это качественно, с использованием современных технологий и оборудования. В помещении банка должно быть выполнено грамотное зонирование, простая навигация, желательна универсальность банковских сотрудников, отсутствие преград при общении с партнерами. Важный вопрос – это режим работы, баланс между потребностями и эффективностью. С 1 декабря в некоторых наших офисах время обслуживания увеличилось. Следует отметить, что практически все офисы располагаются в собственных помещениях банка.
– Каким бы удобным ни был офис банка, многие люди все равно предпочитают решать все свои вопросы через интернет.
– Таким клиентам мы предлагаем подключить системы удаленного доступа. С помощью приложения, установленного на компьютере или смартфоне, можно полноценно управлять своими счетами, совершать необходимые финансовые операции в любой точке мира. Такая услуга доступна как физическим, так и юридическим лицам. В конце ноября было запущено мобильное приложение «ОТПкредит». Оно предназначено для клиентов, которые оформили потребительский кредит или кредит наличными. Этот сервис позволяет без долгих процедур регистрации в режиме онлайн контролировать состояние своей задолженности, своевременно узнавать о возникающей задолженности. Погашение можно осуществить в любом офисе банка или же с помощью самого мобильного приложения. На сайте Ассоциации российских банков этот инструмент занял первое место в рейтинге маркетинговых идей.
– Что нового в продуктовой линейке банка?
– В преддверии нового года банком был запущен новый сезонный вклад «Зимние чудеса» с повышенной процентной ставкой. Особенностью вклада является возможность сохранения доходности на достаточно высоком уровне при досрочном расторжении договора. Для корпоративных партнеров начинаем развивать факторинг.
– Насколько я знаю, ОТП Банк активно работает с пенсионерами. Сколько таких клиентов у вас обслуживается в Омской области?
– Порядка 50 тысяч жителей региона ежемесячно переводят пенсию на счета, открытые в нашем банке. Мы считаем себя социально ориентированным банком, поэтому активно работаем как с Пенсионным фондом, отделами социальной защиты, так и жителями Омска и области пенсионного или предпенсионного возраста. Для этой категории наших партнеров предусмотрены специальные более выгодные условия. Мы серьезно работаем над повышением финансовой грамотности. При этом мы не ограничиваемся презентацией отдельных банковских продуктов, а пытаемся комплексно рассмотреть вопросы управления доходами, расходами и накоплениями. Чем человек грамотнее в финансовом отношении, тем меньше он и его семья подвержены финансовым рискам.
– Как финансово грамотный человек может распорядиться своей пенсией, переведя ее в ОТП Банк?
– Для пенсионеров у нас разработаны различные инструменты, которые позволяют вообще не появляться в банке. Пенсия поступает на счет пластиковой карты, где предусмотрено начисление процентов на остаток. В зависимости от потребностей какая-то часть пенсии на основании поручения может автоматически перечисляться на пополнение других более доходных вкладов, а для оплаты коммунальных услуг можно воспользоваться системой «ОТПдирект». Остальные средства можно снимать в банкомате, либо оплачивать картой покупки в магазине. Чтобы решить эти вопросы, достаточно всего один раз прийти в банк.
– В текущем году объем депозитного портфеля филиала сильно увеличился?
– За девять месяцев 2014 года портфель банковских вкладов филиала вырос почти на 1 млрд рублей, с 17,7 млрд до 18,5 млрд рублей. По состоянию на 1 октября наша доля на омском рынке по депозитам физических лиц составляет 14,3 процентных пункта, что на 0,2 больше, чем в начале года. Полагаю, это говорит о высокой степени доверия вкладчиков банку. Мы растем быстрее, чем растут региональные конкуренты.
– ОТП Банк относится к крупным работодателям Омской области?
– Сегодня в подразделениях ОТП Банка, расположенных в Омске, трудятся около 1,5 тысячи человек. Треть из них работают в филиале, оставшиеся сотрудники выполняют различные функции уже для всего банка. Так, в Омске организована большая площадка контакт-центра, служба soft collection, есть подразделения, работающие с обращениями клиентов и государственных органов. Служба риск-менеджмента филиала работает не только на Омск, но и на всю территорию от Дальнего Востока до Урала. Бизнес региона, дислокация подразделений, работающих на весь банк, делают Омск крупной уникальной площадкой банка. Это обеспечивает жителям города не только рабочие места, но и налоговые поступления. По итогам 2013 года мы вошли в десятку крупнейших налогоплательщиков в территориальном бюджете.
– Есть интересные сделки, в которых участвовал омский филиал банка в 2014 году.
– За текущий год их было несколько. Недавно завершили крупную сделку торгового финансирования, выпустив аккредитив с постфинансированием для нашего партнера по контракту с КНР.
– Сколько омских организаций обслуживается в филиале ОТП Банка, какие продукты вы предлагаете?
– У нас обслуживается порядка 7 тысяч юридических лиц. Сегодня в Омске и Омской области у нас работает 9 универсальных офисов по обслуживанию юридических лиц и предпринимателей, в наших планах в 2015 году увеличить их число.
Любые консультации или вопросы, касающиеся расчетно-кассового обслуживания, валютных контрактов, размещения свободных денежных средств можно решить оперативно, обратившись в любой из наших офисов. Что касается вопросов кредитования, в Омске располагается служба, которая рассматривает кредиты для малого, среднего и крупного бизнеса не только для Омска, но и для других филиалов. Такая близость позволяет при рассмотрении заявок на кредиты максимально оперативно разрешать вопросы, связанные с оценкой финансово-хозяйственной деятельности клиентов, залогами и прочими вопросами. Кроме того, Омская область – один из регионов, в котором реализуется пилотный проект по развитию института персональных менеджеров для партнеров малого бизнеса. До конца года проводим акцию по бесплатному открытию счетов для партнеров малого бизнеса, приглашаем всех заинтересованных воспользоваться нашим интересным предложением.
– Какие основные цели и ориентиры ставит перед собой ОТП Банк на 2015 год?
– Я бы выделил несколько главных направлений: улучшение качества обслуживания партнеров, эффективная работа сотрудников как фронт-офиса, так бэк-офиса, рост прибыли и работа над качеством кредитного портфеля.
– Как вы планируете улучшать кредитный портфель?
– Во-первых, мы хотим улучшать работу с заемщиками. На этапе предварительной работы давать грамотные, полные консультации. Важно совместно с потенциальным заемщиком оценить перспективы возврата кредита, предусмотреть возможные риски, попытаться их минимизировать, как вариант используя различные варианты и виды страхования. Во-вторых, информирование заемщиков о предстоящих платежах, при необходимости решение вопросов реструктуризации.
– ОТП Банк известен своими замечательными социальными проектами. Экономическая ситуация в стране не отразится на благотворительной деятельности банка?
– ОТП Банк социально ответственная организация с высокой корпоративной культурой. Наш коллектив активен, и мы стараемся участвовать в жизни города и различных интересных проектах. Марафон, велопробег, День города, «Флора», фестиваль «Академия» – это только часть мероприятий, в которых сотрудники банка приняли участие. Важно, что происходит это не оттого, что коллектив получает разнарядку, которую все вынуждены выполнять. Напротив, множество инициатив и идей исходит от самих сотрудников. Это относится как к общегородским мероприятиям, так и к более узким социальным направлениям. Школе-интернату № 5, в частности мы помогаем не средствами банка, а благодаря сотрудникам. В сентябре текущего года мы им оборудовали спортивную площадку. На протяжении многих лет продолжаем работать с областным фондом ветеранов войны, труда и вооруженных сил. Очень теплые у нас отношения с Музеем им. Врубеля, приняли участие в мероприятиях «Ночь в музее» и «Ночь в библиотеке».
Сегодня мы ведем подготовку к еще одному проекту, который связан уже с празднованием 300-летия Омска. Деталей раскрывать пока не стану, но мы планируем принять участие в реализации значимого для региона проекта. Принципиальная договоренность на этот счет уже имеется, и, думаю, в скором времени мы сможем о нем заявить.
– Будем ждать. Спасибо за беседу, Андрей Михайлович!