Хотя внешний управляющий не считает спасение самой крупной строительной компании Омска возможным, и она готова хоть завтра начинать конкурсное производство
В понедельник, 15 декабря, конкурсные кредиторы НПО «Мостовик» должны были провести первое общее собрание. Предполагалось, что все дружно проголосуют за отчет временного управляющего Анны НЕХИНОЙ, увеличат ее вознаграждение до 300 тысяч рублей, выберут комитет кредиторов и будут ходатайствовать перед арбитражным судом об окончании стадии наблюдения, которая продолжается шесть месяцев, чтобы перейти к конкурсному производству. Но самый крупный кредитор «Мостовика», ОАО «Сбербанк России», у которого на руках требование на 25,6 млрд рублей, сделал ход конем. Под его давлением было принято решение об отложении первого собрания кредиторов еще на три месяца. Будет ли 25 декабря завершена процедура наблюдения – решать теперь арбитражному суду.
Справка «КВ»
В реестр требований кредиторов НПО «Мостовик» на момент проведения первого собрания включено 511 кредиторов. Общая сумма уже учтенных требований к должнику — 57 млрд рублей, из которых обеспечены залогами – на 19 млрд рублей. Еще 282 требования кредиторов на общую сумму 8,44 рублей находятся в настоящее время на рассмотрении в Арбитражном суде Омской области. Кроме этого, осталось еще 27 «нераскрытых» банковских гарантий на общую сумму 9,725 млрд рублей, которые выдавались «Мостовику» под различные контракты. Поскольку шанс на исполнение оставшихся контрактов мал, то высока вероятность, что банки выплатят деньги по гарантиям, а потом предъявят требования к «Мостовику».
Всю дебиторку не взыскать
Закон о банкротстве допускает различные варианты продолжения процедуры наблюдения, в том числе переход к внешнему управлению, подразумевающий восстановление платежеспособности предприятия-должника, но временный управляющий Анна НЕХИНА, судя по всему, положительного выхода из сложившейся ситуации не видит.
– К сожалению, нового финансирования руководству компании за полгода найти не удалось, а за счет собственных средств предприятие не может вести хозяйственную деятельность. Все неисполненные контракты в связи с отсутствием оборотных средств находятся сегодня на той же стадии, на которой они были в момент введения наблюдения, – рассказала Анна НЕХИНА кредиторам. – С 2011 года предприятие привлекало значительное количество кредитов. Кроме того, серьезной проблемой «Мостовика», по мнению аудиторов, была недостаточно эффективная система внутреннего контроля, следствием которой стало неэффективное управление дебиторской задолженностью, а также отсутствие контроля за деятельностью контрагентов.
По данным отчета о финансовом состоянии «Мостовика», подготовленного компанией «ЭНПИ Консалт», за три последних года значение коэффициента абсолютной ликвидности активов «Мостовика» не превышало 0,11, а в 2014 году вообще опустилось до 0,01, то есть текущие обязательства должника покрываются его наиболее ликвидными активами только на 1%. Общий показатель обеспеченности обязательств должника его активами накануне подачи «Мостовиком» заявления о банкротстве – 42%. Главный актив предприятия, на который возлагает надежду арбитражный управляющий, – дебиторская задолженность. Скорректированный размер дебиторки – 13 млрд рублей, но взыскать всю эту сумму, по мнению Анны НЕХИНОЙ, будет достаточно сложно, если учесть сегодняшнее состояние российской экономики.
Особую озабоченность временный управляющий высказывает по поводу неполного представления «Мостовиком» бухгалтерской отчетности до 2014 года (до настоящего времени бухгалтерская база так и не восстановлена) и роста текущей задолженности, которая сформировалась после принятия судом решения о признании НПО «Мостовик» банкротом. По данным на середину ноября, текущая задолженность возросла уже до 3,327 млрд рублей и продолжает увеличиваться.
Прирост, по словам Анны НЕХИНОЙ, происходит в основном за счет задолженности по зарплате и налогам на зарплату. Руководство «Мостовика» людей не сокращало, и фонд оплаты труда непомерно высокий. В октябре – порядка 150 млн рублей. И даже если, мол, начать увольнять работников прямо сейчас, то все равно к сегодняшней задолженности можно плюсовать еще как минимум 700 млн рублей.
Попали в коллапс
В настоящее время, как считает Анна НЕХИНА, «Мостовик» не сможет самостоятельно выбраться из кризисного состояния, когда даже оставшиеся контракты расторгаются заказчиками в судебном порядке. Правда, определенные работы в Омске и в Москве еще ведутся, но очень в небольших объемах. Еще поставляются металлоконструкции на строительство автодороги в Санкт-Петербурге и делаются попытки закончить строительством Приморский океанариум на острове Русский. Но для завершения океанариума все равно потребуется дополнительное финансирование. Без новых денег «Мостовику», как пояснила Анна НЕХИНА, этот объект не достроить.
Где «Мостовик» мог бы взять деньги для продолжения своей деятельности — Анна НЕХИНА сказать затруднилась. Пока у предприятия есть долги по зарплате, которые на начало декабря 2014 года составляли 662 млн рублей, перспектив у него нет, как считает временный управляющий.
– Это коллапс. Даже те небольшие деньги, которые «Мостовик» пытается зарабатывать, сразу списываются на погашение долгов по зарплате, – пояснила Анна НЕХИНА обозревателю «КВ». – Из-за задолженности по заработной плате самые квалифицированные работники уходят. Остаются те, кто согласен терпеть и ждать. Что будет дальше? Если «Мостовик» финансировать с помощью внешних ресурсов, то предприятие сможет выполнить уже имеющиеся контракты, особенно те, которые находятся в стадии завершения. Новые контракты в ходе процедуры банкротства никто с предприятием заключать не будет.
Прокомментировала Анна НЕХИНА и процесс по взысканию Сбербанком долей у 11 соучредителей «Мостовика», в том числе у Олега ШИШОВА и мэра Омска Вячеслава ДВОРАКОВСКОГО.
– Доля в предприятии имеет ценность, если предприятие прибыльное. Если предприятие неплатежеспособно, то ничего не стоит и доля в нем. Более того, наличие такого проблемного имущества может привести к возникновению дополнительных обязательств. В том случае, например, если собственники будут привлекаться к субсидиарной ответственности по долгам предприятия, – подчеркнула Анна НЕХИНА.
Вопрос о переносе первого собрания кредиторов на три месяца первоначальная повестка не содержала. Он был внесен по требованию Сбербанка России, по инициативе которого (совместно с Альфа-Банком) у «Мостовика» вместо Олега ШИШОВА появился новый генеральный директор – Давид КУЗНЕЦОВ. Надо полагать, Альфа-Банк поддержал Сбербанк и по вопросу переноса собрания. У Сбербанка всего 46,5% голосов, а за перенос проголосовало большинство – 61,63 % от голосов всех конкурсных кредиторов (65,55% от голосов кредиторов, участвовавших в собрании).
Представитель Сбербанка на собрании кредиторов «Мостовика» свою инициативу по переносу даты проведения первого собрания кредиторов прокомментировал коротко. Мол, мы считаем, что необходимо дополнительное время для выработки решений, которые могли бы поспособствовать восстановлению платежеспособности должника. На реплики не отвечал, в дискуссии с представителями других кредиторов не вступал. А всем, у кого были вопросы, посоветовал обращаться в пресс-центр Сбербанка России.