Все рубрики
В Омске суббота, 14 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,4305    € 109,0126

Земля обетованная глазами омича

5 февраля 2014 12:27
0
5432

В отличие от российской армии, где запрещено выносить оружие за пределы части, в израильской с точностью до наоборот запрещено покидать часть без табельного оружия

 

Прошлой осенью мне довелось больше месяца провести в Израиле. Я побывал на земле обетованной впервые, поэтому пытался как можно больше запомнить и понять, как же там живется. Надеюсь, мои впечатления будут интересны и, возможно, полезны читателям «КВ».

Надо ли бояться человека с ружьем?

Как и для большинства гостей, прибывающих в Израиль, мое знакомство с этой страной началось с международного аэропорта Бен-Гурион, расположенного в 14 километрах от Тель-Авива. Если приобретать авиабилеты за несколько месяцев, то выходит относительно недорого: из Омска через Москву до Тель-Авива от 18 до 19 тысяч рублей в оба конца. Если лететь через Стамбул, то выйдет еще дешевле. Сам аэропорт хоть и не помпезный, но весьма удобный для пассажиров и гораздо более компактный, чем Шереметьево или Домодедово. Единственное неудобство – резкий перепад температуры. Когда вылетал из Москвы, там было плюс 7 и моросил дождь, а прилетел в плюс 35 под палящее солнце.

Из-за духоты, несмотря на кондиционеры, и жары проходить пограничный контроль довольно утомительно. Поэтому, когда израильский пограничник начал интересоваться целью моего приезда и надолго ли, рявкнул на него, что приехал к сыну, который служит в армии обороны Израиля и которого я не видел больше двух лет. После чего пограничник резко сменил тон, начал называть меня по имени-отчеству, а процедура завершилась очень быстро. На выходе меня и супругу встретил сын с укороченной винтовкой М-16. Дело в том, что в отличие от российской армии, где запрещено выносить оружие за пределы части, в израильской с точностью до наоборот запрещено покидать часть без табельного оружия. Поэтому на улицах городов Израиля постоянно встречаются военнослужащие с оружием, и никого это не удивляет и не пугает.

Конечно, когда солдаты переодеваются в гражданское, оружие можно оставить дома, но за ним кто-то должен присматривать, ведь за его потерю можно получить до семи лет лишения свободы. А поскольку в Израиле женщины добились полного равноправия, согласно Закону о воинской повинности от 1986 года службу проходят все, независимо от пола. Правда, юноши служат три года, а девушки – только два. Когда на улицах встречались хрупкие девушки в военной форме и с винтовкой за плечами, то, с одной стороны, их было жалко – по жаре таскать отнюдь не легкую винтовку утомительно, а с другой — возникала уверенность, что они могут постоять не только за себя.   

Согласно официальным данным, Бен-Гурион признан самым безопасным аэропортом в мире с точки зрения защиты от терроризма. Однако в нем чувствуешь себя куда уютнее, чем в российских аэропортах. Во-первых, до того как зашел в терминал на посадку, из него можно свободно выходить на улицу, чтобы подышать свежим воздухом или покурить, каждый раз не подвергаясь унизительной процедуре досмотра, как у нас. Во-вторых, на борт самолета можно проносить любые прохладительные напитки, никто их у тебя не конфискует под предлогом соблюдения безопасности. Да и сама процедура досмотра гораздо более упрощенная и менее унизительная, чем у нас. А ведь террористические акты в Израиле гораздо более распространенное явление, чем в России, однако пассажиров при обеспечении безопасности не унижают. Да и цены на продукты питания и прохладительные напитки в нем не отличаются в разы от обычных магазинов, не то что в московских аэропортах. 

Проще всего уехать из Бен-Гуриона на электричке, которые там не такие, как у нас, а двухэтажные – никаких пробок и дешевле, чем на автобусе или маршрутном такси. Вообще электрички в Израиле ходят достаточно часто, схема движения смахивает на московское метро, такая же многоцветная, в ней указаны станции пересадок для перехода на другие линии. При входе на станции багаж досматривается на сканерах, у нас до такого еще далеко. Остановки объявляются заранее на иврите и английском, поэтому проехать нужную станцию сложно.

Курортный городок

Большая часть моего отдыха проходила в небольшом курортном городке Нетания, который растянулся вдоль Средиземного моря и по длине пляжной зоны превосходит другие города Израиля. В этом году Нетания, названная в честь сионистского деятеля и филантропа Натана ШТРАУСА, пожертвовавшего крупную сумму на основание и развитие нового поселения, будет отмечать 85-летие. Мэром курортного города вот уже больше 20 лет является Мирьям ФАЙЕРБЕРГ, очередные выборы прошли 22 октября, большинство избирателей снова отдали ей свои голоса. С ней соперничали пять мужчин, которые  достаточно активно вели предвыборные кампании, во всяком случае, мне регулярно вручали агитационные материалы на улицах, несмотря на то, что я турист.

Одной из главных достопримечательностей Нетании, безусловно, является Мемориал Победы Красной армии над нацистской Германией, открытый в июне 2012 года президентами России  и Израиля Шимоном ПУТИНЫМ и Израиля Шимоном ПЕРЕСОМ.  Этот мемориал появился здесь благодаря настойчивости  Мирьям ФАЙЕРБЕРГ, которая сумела доказать, что именно в Нетании проживает больше всего ветеранов Великой Отечественной войны, приехавших из России и стран СНГ. Сам мемориал состоит из двух частей – черной и белой. В черном бункере на правой стене представлены трагедия еврейского народа и самые одиозные лагеря смерти, а на левой  стене  перечислены основные сражения Великой Отечественной войны и города-герои.   Вторая часть композиции — два белых крыла, символизирующих победу, надежду и память. Жители Нетании так и называют этот мемориал «Крылья».

Возле мемориала Победы расположены музей и мемориал павшим воинам «Яд ле-Баним», на котором перечислены все военнослужащие армии обороны Израиля, погибшие с момента основания государства до наших дней. В Нетании, как и во всем Израиле, очень трепетно относятся к Победе в Великой Отечественной войне. День Победы отмечается ежегодно и, как рассказывают местные жители, весьма торжественно. А на улицах города мне приходилось видеть мемориальные доски, на которых сообщалось, сколько евреев воевали в рядах Красной армии, сколько из них получили звания Героев Советского Союза,  и подчеркивалась значимость Победы над фашизмом.

Жить мне довелось в трехкомнатной квартире на окраине Нетании на улице Бар Иохай, которую снимал мой сын, скооперировавшись с коллегами по службе, такими же, как он, солдатами-одиночками. К квартирному вопросу мы еще вернемся, а улица названа в честь одного из виднейших еврейских законоучителей, основоположника Каббалы, жившего во втором веке нашей эры и неоднократно упоминающегося в Талмуде, рабби Шимона БАР ИОХАЯ.  Вообще улицы в Нетании, как и в других городах Израиля, носят имена видных деятелей сионизма и знаменитых ученых, писателей и композиторов еврейской национальности. К примеру, рядом располагалась улица профессора ШОРА, названная в честь профессора семитологии Варшавского университета, одного из организаторов и ректоров Института иудейских исследований Мойше шора. После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года ШОР бежал в Советский Союз, но был арестован и погиб в заключении в Узбекистане. Его арест вызвал большой международный резонанс, о его освобождении ходатайствовал президент США Франклин РУЗВЕЛЬТ, но безрезультатно.

В проживании на окраине есть свои плюсы. В частности, небольшая площадь квартиры с лихвой компенсировалась наличием оборудованного навесом и огороженного забором дворика, где можно не только расположить множество вещей, к примеру, стиральную машину, но и трапезничать и размещать гостей на ночлег. Вряд ли такое продолжение квартиры было бы возможно в центре. Неподалеку от дома располагалась школа, за ней – пустырь, на котором устроили несанкционированную свалку, а сразу за ним — оливковая роща, посадки цитрусовых и оборудованные теплицы, в которых круглый год выращиваются различные сельскохозяйственные культуры. Поскольку в шаббат никто не работает, мы с супругой совершали экскурсии в посадки и собирали упавшие с деревьев лимоны, апельсины, мандарины, грейпфруты и даже свити. Съесть собранные цитрусовые за неделю было проблематично, поэтому мы размельчали их в блендере и смешивали с водой – получалось отличное питье со вкусом. А пить в 30-градусную жару хочется постоянно, поэтому без бутылки с водой из дома лучше не выходить, что, кстати, и советуют всем туристам местные жители и экскурсоводы.

Шекель нынче дорог

Местную валюту Израиля весьма проблематично приобрести в России, поэтому шекели приходится приобретать на месте. В отличие от нашей страны, где обменники исчезли как класс много лет назад, теперь у нас иностранную валюту можно приобрести только в банках, на Земле обетованной гораздо проще это сделать в обменных пунктах. В той же Нетании на центральных улицах довольно часто встречаются вывески «Change», причем особой разницы в курсе обмена практически нет, в лучшем случае можно выиграть несколько шекелей. В большинстве обменников можно не только поменять иностранную валюту на шекели, но и приобрести путевки на экскурсии. В принципе можно свободно приобрести местную валюту в почтовых отделениях, но встречаются они гораздо реже, чем обменные пункты. Для проживающих в гостиницах обмен валют вообще упрощен, практически в каждой есть обменник.

Для того чтобы понять, почему проблематично купить шекели в банке, нужно разобраться в тонкостях банковской системы Израиля. Дело в том, что местные банки обслуживают только своих клиентов. По местным законам открыть счет в банках Израиля, а соответственно, стать его клиентом,  может любой человек, находящийся на территории Израиля. Для открытия счета нужны только два документа: паспорт (это может быть загранпаспорт любого государства) и договор на аренду квартиры, который нужен для установления адреса, на который будут высылаться банковские счета и отчеты по счету, а также для определения, в каком отделении банка вас будут обслуживать. Обслуживание  идет только по территориальному признаку – где живешь, в ближайшее к тебе отделение и иди. 

Легальность договора никто не проверяет,  есть адрес и подписи – этого достаточно. Сама процедура займет не более 20 минут – у вас возьмут копии документов, откроют счет, создадут заявки на создание карт и чековой книжки – и все. Через три дня можно прийти и забрать чековую книжку и карты – вы станете полноценным клиентом банка. Для тех, кто приезжает на землю обетованную отдохнуть на две недели, эта возможность неактуальна, а вот если на три месяца, то можно и воспользоваться. Но есть одна проблема – знание языка. Конечно, в банке найдутся русскоговорящие сотрудники, но вот все документы будут на иврите, в лучшем случае  продублированы на английском.

Еще одно неудобство – почти все банки в Израиле работают только с 8.30 до 13 часов, плюс с 16. 00 до 18.30 в понедельник и четверг, а в субботу и воскресенье вообще закрыты. В Израиле воскресенье — рабочий день, но банки сделали себе выходной, поскольку в этот день нет никакой деятельности на международных биржах и валютных торгов. Следует сказать несколько слов о банковской системе Израиля, которая, как и у нас, двухуровневая. Первый уровень – Банк Израиля, появившийся в 1954 году и выполняющий функции регулятора. А второй – 17 местных коммерческих банков и 25 представительств иностранных банков и финансовых групп. Некоторые из представительств имеют статус полноценных коммерческих банков и предоставляют клиентам полный набор банковских услуг, а другие имеют статус промышленных, инвестиционных и ипотечных. В 90-е в Израиле открывали свои филиалы российские банки «Российский кредит» и «Промстройбанк», но они как-то не прижились на Земле обетованной с ее строгим контролем за кредитными организациями.

Большинство банков Израиля были национализированы, после того как их акции рухнули в 1983 году во время финансового кризиса и правительство скупило их за бесценок. Постепенно правительство продало большую часть своих банковских акций, но все еще остается крупным  акционером во многих частных банках. В частности, в крупнейших банках Израиля Hapoalim (в переводе — Банк Трудящихся) и Leumi (Национальный банк). А вообще владельцы кредитных карт ведущих мировых платежных систем, прежде всего «Виза» и «Мастеркард», могут не заморачиваться – в Израиле они принимаются практически повсеместно. Во многих израильских банкоматах можно выбрать, в какой валюте желаешь снять свои средства. Правда, вариантов всего три: шекели, доллары и евро.  

Если у вас нет пластиковой кредитной карты, лучше брать с собой в Израиль доллары или евро. Можно вообще ехать с рублями, практически во всех   обменниках их принимают – за 1000 рублей давали 100 шекелей. Но при покупке долларов или евро за рубли у нас курс получается выше,  чем один к десяти. За 100 долларов в сентябре — октябре можно было получить 350-353 шекеля, а в Омске 1 доллар можно было приобрести за 33 рубля. За 100 евро, соответственно, выходило 475-480 шекелей, у нас 1 евро можно было приобрести за 44 рубля. В обменниках Нетании с удовольствием принимали украинские гривны, польские злотые и казахстанские тенге, в некоторых висели списки валют и других стран, которые готовы поменять. Что интересно, за два года в Израиле курс доллара к шекелю изменился на 30 процентов. Если осенью 2011-го за 100 долларов давали 500 шекелей, то осенью 2013-го официальный курс в Израиле был установлен на уровне 3,57 шекеля за 1 доллар. Почему вечно «зеленые» так подешевели, остается только догадываться.

Хочу израильскую минималку!

В Израиле продукты питания в среднем в 2-3 раза дороже, чем в Омске, однако все познается в сравнении. С 1987 года в этой стране действует закон о минимальной заработной плате, которая постоянно индексируется. Сейчас израильским работодателям запрещено платить работнику меньше чем 23,12 шекеля в час. При полной рабочей неделе минималка составляет 4 300 шекелей в месяц, однако в этом году согласно планам правительства она должна вырасти до 4 600 шекелей. Тем, у кого неполная рабочая неделя к примеру,  социальным работникам, государство доплачивает до минимальной зарплаты. Согласно статистическим данным, средняя зарплата в Израиле составляет 9 тысяч шекелей. Получается, что минимальная там в восемь раз выше, чем в России, а средняя – всего в четыре.

Пособие по безработице в Израиле не меньше минимальной зарплаты, но в отличие от нашего на него можно вполне достойно прожить. Налоги на минимальную зарплату  - символические, на среднюю около 25%, выше  — около трети. В Израиле нарушение закона о минимальной зарплате считается уголовным преступлением, причем это распространяется и на тех, кто работает неофициально. Работодатель, который платит своим работникам зарплату, которая ниже минимальной, может быть оштрафован судом по трудовым конфликтам, причем за каждого работника. Суд имеет право обязать работодателя выплатить компенсацию с условием, чтобы заработная плата работника превышала минимальную.

Однако согласно исследованиям Института национального страхования ("Битуах леуми") израильские работодатели, несмотря на запрет, нарушают закон о минимальной заработной плате, чаще всего в сельском хозяйстве и сфере общественного питания. Наиболее часто нарушение закона наблюдается по отношению к новым репатриантам, которые еще толком не знают своих прав, да и иврит освоили поверхностно. В бесплатных газетах, которые в Израиле издаются на трех языках — иврите, арабском и русском, попадавших  мне в руки, была масса вакансий, правда, большинство из них предлагало чуть больше минималки – 24-25 шекелей в час. Однако, чтобы получить работу, даже неофициально, нужно хотя бы коряво изъясняться на иврите.  

Многие омичи, в том числе и я, могут только мечтать об израильской минималке. Если бы у нас минимальная зарплата была бы пусть не 43 тысячи рублей, а хотя бы 22 тысячи, то цены на товары и услуги непременно бы возросли, но уровень жизни вырос бы значительно. В России с 1 января МРОТ подняли до 5 554 рублей, прожить на такую сумму весьма проблематично. Согласно официальным данным некоторые заместители руководителя Центробанка России зарабатывают 24 млн. рублей в год – это больше чем 24 тысячи рублей в час, что соответствует 2 400 шекелям. Для сравнения: ни один топ-Менеджер Банка Израиля не получает больше 100 шекелей в час. Но ведь Россия согласно Конституции – социальное государство, у нас и не такое возможно.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.