На минувшей неделе в нашем славном городе побывал новый руководитель Ростуризма Олег САФОНОВ, сделал ряд ни к чему не обязывающих заявлений, и мы почему-то опять воспрянули. Не хочу никого обижать, но в моем понимании такие понятия, как «туризм» и «Омская область» не коррелируют вообще. Они настолько же далеки друг от друга, как Земля и Плутон, который, как недавно оказалось, вовсе даже не планета Солнечной системы. И когда мне говорят о неких планах по увеличению потока туристов, рожденных муниципальными властями каких-нибудь Больших Уков или Русской Поляны, то у меня возникает стойкое ощущение, что над нами всеми кто-то изощренно издевается. Неужели есть люди, всерьез думающие, что Омская область сможет конкурировать с Уралом, Алтаем или Байкалом, имея в активе только речки Уй, Туй и Шиш? Мне тоже хочется, поверьте, чтобы жители таежного Тевриза или полустепной Нижней Омки могли зарабатывать в индустрии гостеприимства, но этого, увы, не будет никогда.
Нет у нас ни теплых морей, ни высоких гор, ни глубоких впадин, ни полезных ископаемых. Нет практически ничего, кроме березы, шишки, клюквы, комаров и федеральной трассы М-51 «Байкал». А считать интересным единственный в стране сельский Большереченский зоопарк может, извините, только человек, который родился в Васисе, учился в Таре и дальше Омска в жизни никуда не выезжал. Но даже такие патриоты, я думаю, не станут отрицать, что Западная Сибирь — она плоская, как стол. А нет стыков ландшафтов — нет и видов, особо любимых денежными туристами, ради которых они (денежные) могут забраться даже к черту на кулички. Вся Омская область – это хорошо затертое общее место.
Кто-нибудь знает такого человека, который мечтал бы провести летний отпуск с семьей не на пляжах Кемера или Антальи, а в краю Пяти озер? Лично я — нет. Все люди, меня окружающие, хотят в Италию, Грецию, Испанию, Доминикану и даже на Мальдивы. И никто не слушает, когда я пытаюсь рассказывать им о прелестях экологически чистого сельского отдыха в Колосовском районе. Да и сами жители благословенной Колосовки, насколько я знаю, тоже рвутся отдохнуть в Египте или в Тунисе. Честно скажу, только один раз я видел иностранца, у которого в глазах мелькнул неподдельный интерес к нашему краю. Но и этого итальянца можно сбросить со счетов, поскольку он был искренне уверен, что Сибирь — это родина дроздов.
А еще, кстати, есть такая штука, как «трудности перевода», когда мы говорим одни слова, а имеем в виду разное. И эта штука особенно актуальна, если речь заходит о привлечении туристов-горожан в сельскую местность. Селянин может искренне считать себя самым гостеприимным в мире человеком, но если горожанин не увидит ожидаемого сервиса, то вернется домой разочарованным. Как был разочарован я, например, посетив прошлой осенью вместе с супругой Марьяновский район с целью романтической прогулки на лошадях. Невозмутимая хозяйка лошадиного гаража тоже, видимо, считала себя страшно гостеприимной. А у меня впечатление осталось такое, будто это я лошадь катал, а не она меня. А после того как я на прощанье этой лошадью был еще и укушен, лошадиным туризмом меня уже никуда не заманишь. Лучше поеду в Кемер.