О необходимости строительства высоковольтной подстанции «Садовая» в жилом массиве «Амурский-2», о попытках исключения этого объекта из программы развития инженерных сетей города Омска, о необходимости опережающего развития электросетевого комплекса и длительных попытках муниципального сетевого предприятия выстроить взаимоотношения с ОАО «МРСК Сибири» обозреватель «КВ» Николай ВИКТОРОВ побеседовал с генеральным директором ОАО «Омскэлектро» Манвелом МАЖОНЦЕМ.
– Манвел Людвигович, начнем с планов по строительству «Садовой». Достаточно ли обдуманным было это решение? Будет ли в этом районе города такая нагрузка, чтобы строительство «Садовой» имело смысл?
– Вывод о необходимости строительства ПС «Садовая» сделан не нами. Эта подстанция имеется в схеме развития электросетевой инфраструктуры города Омска, которую еще в 2006 году разрабатывала компания «Сибирский ЭНТЦ» по заказу МРСК Сибири. В северной зоне города намечалось построить две подстанции напряжением 110/10 кВ – ПС «Кристалл» по ул. 2-я Поселковая и ПС «Садовая» в районе жилого массива «Амурский-2». В 2008 году ПС «Садовая» благополучно вошла в Генплан города Омска. Омскгражданпроект, разрабатывая планы застройки жилмассива «Амурский-2», тоже планирует подключение объектов к ПС «Садовая». Эта подстанция фигурирует и в схеме развития электроэнергетики Омской области на 2014-2018 годы, которая утверждена региональным министерством строительства и ЖКК. Кроме ПС «Садовая» там есть подстанции «Метро», «Кристалл», «Северная». Есть планы по реконструкции существующих подстанций, в том числе ПС «Амурская».
И мы изначально, если честно, изучали различные возможности и варианты. В том числе возможность строительства ПС «Кристалл». Но в МРСК Сибири нам категорически заявили, что ПС «Кристалл» компания будет строить сама. Тогда мы стали рассматривать возможность строительства ПС «Северная». Нам заявили, что ПС «Северная» пока не актуальна, поскольку МРСК Сибири начинает работы по реконструкции ПС «Северо-Западная». От планов по строительству ПС «Метро» нам тоже пришлось отказаться в пользу МРСК Сибири. Мы, собственно, и не возражаем. Наша позиция очень простая: город нуждается в трансформаторных мощностях. И чем их больше, тем лучше. А кто именно будет строить подстанции – жителям разницы нет.
– Вы хотите сказать, что Омскэлектро своими планами подталкивает МРСК Сибири?
– А почему нет? Регулятор ежегодно закладывает в тариф МРСК Сибири большую инвестиционную составляющую – почти миллиард рублей. При этом последняя новая подстанция 110/10 кВ «Прибрежная» была сдана в 2010 году, когда МРСК Сибири возглавлял еще АНТРОПЕНКО. А все последние годы МРСК Сибири по стодесяткам занимается только реконструкцией, зато активно строит сети напряжением 10-0,4 кВ, на которых всегда специализировалась компания «Омскэлектро». Так почему бы деньги, собранные с омских потребителей, не направлять на строительство остро необходимых городу стодесяток. Кроме «Садовой», их нужно еще как минимум пять. Практически все узкие места омской энергетики – они сегодня все находятся в зоне ответственности МРСК Сибири. Если вы обратили внимание, то в МРСК Сибири заговорили о планах по реконструкции и расширению ПС «Амурская» только в начале 2014 года. И в этой ситуации отказываться от федерального софинансирования на строительство «Садовой» – это было бы совершенно неразумно. Я уверен, на такое не пойдут ни мэр, ни губернатор.
– Не совсем понял. «Садовая» вошла в программу подготовки к 300-летию Омска только в апреле 2014 года...
– Нет, «Садовая» вошла в программу еще в начале 2013 года. А в апреле 2014 года происходила большая корректировка программы, но «Садовая» осталась.
– Но если нет угрозы строительству «Садовой» и принятое решение отменять никто не будет, то почему возник такой шум?
– Потому что господа из ЭТК и МРСК Сибири в угоду, я считаю, своим узкокорпоративным интересам пытались и пытаются до сих пор помешать строительству «Садовой» и развитию экономики города. Мы знаем их лоббистские возможности, знаем, в какие кабинеты они ходят, с кем разговаривают, кто им кивает, знаем, что просто так совет по развитию энергетики при областном минстрое не стал бы рассматривать давно решенный вопрос об электроснабжении жилмассива «Амурский-2», поэтому, не стану скрывать, мы весьма обеспокоены. МРСК Сибири – это корпорация, главная задача которой – получение прибыли. И менеджеры этой компании получают премиальные совсем не за то, что учитывают интересы области и города.
– Насколько я помню, вы скептически отзывались и о заявлении руководства ЭТК насчет выдачи мощности застройщикам «Амурского-2» с подстанции «Кислородная». Почему?
– Потому что я вижу, как идет жонглирование цифрами. Затраты, которые называются, ниже реальных в 3-4 раза. Я более чем уверен, если город по каким-то причинам не сможет построить «Садовую», сразу будут свернуты и все планы по развитию «Кислородной». А мощность в этом районе крайне нужна. У нас уже сегодня заявок на присоединение – на 32 МВт. Это если считать только оформленные, а еще есть перспективные заявки на 11 МВт, которые мы сейчас проверяем на корректность. Если на подстанции «Кислородная» действительно избыточная мощность то, это очень хорошо. Отдайте ее людям. Мы построим «Садовую» – тоже отдадим. Там уже сегодня неудовлетворенный спрос на уровне 20-30 МВт. Люди годами, насколько я знаю, не могут выпросить мощность, а как только появилась идея строительства «Садовой», на подстанции «Кислородная» сразу обнаружилась избыточная мощность в 20 МВт. Откуда? Информация о наличии свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по каждой подстанции обязательно должна публиковаться на сайте ЭТК. Но на сайте компании мы видим, что подстанция «Кислородная» по результатам первого квартала 2014-го имеет всего 2,5 МВт свободной мощности. Почему так происходит? Потому что МРСК Сибири и ЭТК невыгодно, чтобы рынок технологических присоединений был прозрачным. И если этот рынок мы все вместе не сделаем прозрачным, понятным для омичей и контролируемым, у города никогда не будет достаточного количестви электроэнергии на развитие. Жители имеют право знать, почему энергетики переносят сроки реализации одного объекта, а строят вместо него другой.
– А что говорит Омскгражданпроект по поводу перспектив этой территории? Все-таки «Амурский-2» – это весьма удаленная от центра территория.
– По расчетам Омскгражданпроекта, этому району потребуется порядка 40-45 МВт. При том что мы говорим о планах застройщиков только на пять лет вперед. А энергетика, согласитесь, должна смотреть дальше чем на пять лет.
– Как-то не очень верится, что городу выделят 900 млн рублей из федерального бюджета на «Садовую». Федеральное финансирование объектов к 300-летию сегодня урезают до минимума. Вспомним метро, например...
– Программа 300-летия идет очень тяжело, но все проблемы только в нас самих, я считаю. Федеральный центр – когда видит, что все требования выполнены, – деньги дает сразу. Мы это уже проверили на себе. В 2013 году Омскэлектро выполнило проект на 70 млн рублей в рамках подготовки к 300-летию города, и федеральное финансирование получили день в день. Конечно, есть разница между миллиардом и 70 млн рублей, но я уверен, что мы выполним все требования и по подстанции «Садовая». Они сложные, но вполне реализуемые. 15 сентября мы уже сдадим проект подстанции в городскую администрацию, до конца года администрация получит заключение госэкспертизы. По логике, двух-трех месяцев вполне достаточно. А в начале 2015 года город уже сможет объявить торги. Нормативный срок строительства – 9 месяцев. До юбилея города мы вполне успеваем. К тому же сегодня ситуация для нас максимально благоприятная. Условия на техприсоединение дает ФСК. Если бы пришлось обращаться в МРСК Сибири, то уверенности в положительном результате было бы намного меньше.
– То есть подрядчика для строительства подстанции будет выбирать не Омскэлектро?
– Нет, тендер будет проводить город. Наша забота – технический контроль за строительством в качестве заинтересованной стороны и стопроцентной «дочки» муниципалитета.
– Ваши оппоненты особо отмечают, что у Омскэлектро нет опыта обслуживания высоковольтных подстанций...
– Ну, это совсем смешной аргумент. В городе более сотни подстанций 110/10 кВ, каждый крупный завод имеет подстанцию такого класса, и если даже такая небольшая организация как ЭТК, созданная практически с нуля, обслуживает семь стодесяток, то специализированная сетевая компания «Омскэлектро» с коллективом в 1000 человек, существующая уже более 90 лет, с такой задачей точно справится. У нас впереди два года, за это время можно подобрать и подготовить любых специалистов.
– Вы возглавили Омскэлектро в самый, пожалуй, сложный период для этого предприятия. Прошло два года. Омскэлектро устояло. Сегодня уже можно однозначно сказать, что возврата в предбанкротное состояние не будет?
– Сегодня мы должны всем своим контрагентам порядка миллиарда рублей. Это много. Но это гораздо меньше, чем два года назад, когда мы должны были более полутора миллиардов, и только МРСК Сибири были должны порядка 1,2 млрд рублей. При этом надо понимать, что в предыдущие годы компания была еще и убыточной, то есть задолженность ежегодно росла. Я горжусь, что за два последних года нам удалось не просто устоять, но и добиться прибыльности в работе, поэтому сегодня у меня есть все основания говорить, что кризис позади. Нам удалось убедить политические элиты региона в жизнеспособности Омскэлектро. Достигнут и политический консенсус по поводу того, что активы компании не нужно отдавать за искусственно созданные долги.
Следующий вопрос: как эти долги погасить? Лучший, я считаю, вариант – строить новые объекты и частью построенного рассчитываться за долги. Еще один вариант – передача в собственность Омскэлектро энергетических активов, которые находятся на балансе области и используются неэффективно. В качестве примера могу назвать кабельную линию, которая идет по дну Иртыша и соединяет две подстанции МРСК Сибири – «Фрунзенскую» и «Прибрежную». Область построила в свое время этот кабель за свои деньги, инвестировала 670 млн рублей, а сегодня получает за его использование 3 млн рублей в год. На наш взгляд, было бы более правильным этот актив передать нам, а мы бы смогли расторговаться с МРСК Сибири, погасив значительную часть долга.
– А лично вы чего хотите?
– Если говорить о моих личных амбициях, то я, конечно, очень хочу, чтобы город построил подстанцию «Садовая». И очень хочу, чтобы сотрудники Омскэлектро ощущали гордость за успехи своего предприятия. В этом смысле мои интересы полностью совпадают с интересами нашего города.